Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 06:06, реферат

Краткое описание

Семейное воспитание детей с нарушениями слуха возникло значительно раньше общественного. Опыт индивидуального обучения глухих детей в семье был известен в средние века. Стремление родителей воспитывать и обучать глухих детей в семье было обусловлено желанием развивать умственные способности ребенка и приобщать ко всему, что доступно его слышащим сверстникам. Родители стремились не упускать наиболее сензитивные для развития и обучения ранние и дошкольные годы, понимая, что в этот период формируются многие навыки, закладывается характер.
О необходимости раннего обучения глухого ребенка в семье, развитии его речи передовые сурдопедагоги говорили в XVIII—XIX вв., задолго до появления общественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха.

Вложенные файлы: 1 файл

Cурдопедагогика формы корр- пед помощи дет раннег и дошк возр с нар слух.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Позднооглохшие дети, не полностью утратившие речь, направляются в группы для слабослышащих детей.

В некоторых случаях в детские сады для слабослышащих детей по решению психолого-медико-педагогической комиссии направляют глухих детей с речью, сформированной в результате систематических занятий родителей с ребенком в семье.

При комплектовании групп для слабослышащих детей большое значение имеет учет уровня речевого развития. Желательно, чтобы в одни группы объединялись дети с одинаковым уровнем речевого развития, потому что, например, пребывание детей с фразовой речью в среде неговорящих может негативно отразиться на качестве их устной речи.

2. Учет возраста ребенка со сниженным слухом.

В дошкольных учреждениях организуются группы:

  • группа детей преддошкольного возраста — от полутора-двух 
    до трех лет;
  • младшая группа — от трех до четырех лет;
  • средняя группа — от четырех до пяти лет;
  • старшая группа — от пяти до шести лет;
  • подготовительная группа — от шести до семи лет.

В некоторых случаях, когда число групп в дошкольном учреждении меньше указанного выше, в группы могут направляться дети смежного возраста, например в младшей группе могут оказаться дети, которым уже исполнилось четыре года. В этом случае сурдопедагог проводит работу по подгруппам, в которые объединяются дети одного возраста.

3. Учет имеющихся сложных  недостатков в развитии, т. е. сочетания снижения слуха с олигофренией в степени дебильности, ДЦП, нарушениями эмоционально-волевой сферы и др. В дошкольных учреждениях компенсирующего вида создаются группы для детей со сложными недостатками в развитии. В такие группы принимаются дошкольники четырех-пяти лет. Наполняемость группы — до пяти детей. В тех случаях, когда число детей со сложными дефектами меньше пяти и нет возможности создать специальную группу, их обучение может осуществляться по разработанной индивидуальной программе.

В группы для детей со сложными дефектами не принимаются слепоглухие; дети с нормальным слухом без речи; умственно отсталые в степени имбецильности и идиотии; дети с психопатоподобным поведением; с текущими психическими заболеваниями (эпилепсия); дети с тяжелыми нарушениями моторики, нуждающиеся в индивидуальном уходе.

 

 

 

 

 

 

Возможности интеграции дошкольников,

имеющих нарушения слуха, в детские сады

общеразвивающего вида

       Цели и задачи интегрированного обучения

В последнее десятилетие в сурдопедагогике стали активно обсуждаться проблемы интеграции дошкольников, имеющих нарушения слуха, со слышащими детьми в условиях дошкольных учреждений общего типа. Это связано с изменениями социально-экономических условий жизни, обновлением государственной образовательной политики, направленной на большее разнообразие форм воспитания и обучения детей, активное участие родителей в воспитании детей.

Интерес к данной проблеме существовал всегда, еще в тот период, когда число специальных дошкольных учреждений было невелико и не соответствовало потребностям в обучении детей с нарушениями слуха. Многие отечественные и зарубежные специалисты отмечали важность общения детей, имеющих нарушение слуха, с их нормально слышащими сверстниками.

Чаще всего инициаторами обучения плохослышащих детей совместно с нормально слышащими являются родители, которые занимаются с детьми дома. А с целью развития малышей в условиях коллективных видов деятельности родители стремятся к устройству плохослышащих детей в массовые дошкольные учреждения. Нередко мотивом определения ребенка с нарушенным слухом в массовое дошкольное учреждение служит отдаленность специального дошкольного учреждения, нежелание пребывания ребенка в условиях интерната в течение пяти дней. Важным стимулом для родителей является также пребывание ребенка с нарушенным слухом в нормальной речевой среде, формирующей появление у него потребности в словесном общении. Чаще всего объединение плохослышащих детей со слышащими происходит под контролем специалистов и при активном участии родителей. Многочисленные публикации родителей из своего опыта подтверждают эффективность такой модели развития неслышащего ребенка.

Нередко интеграция носит характер вынужденной в связи с отсутствием специального дошкольного учреждения по месту жительства плохослышащего ребенка и не содержит компонентов коррекционного обучения. Такая стихийная интеграция без систематической работы родителей, специальной подготовки воспитателей массовых дошкольных учреждений, контроля за развитием дошкольника со стороны специалистов имеет в некоторых случаях и негативные результаты: дети отстают в развитии по сравнению с воспитанниками специальных дошкольных учреждений, нередко находятся в стороне от коллектива слышащих детей и остро переживают свою отстраненность, оказываются неподготовленными ни к массовой, ни к специальной школе.

В нашей стране проблема изучения возможностей воспитания глухих и слабослышащих дошкольников в массовых детских садах и школах получила развитие благодаря исследованиям Э. И. Леонгард, развернутым в 60-е гг. По ее мнению, посещение глухим ребенком массового детского сада возможно при условии систематических занятий родителей, хорошего протезирования детей слуховыми аппаратами, наличия у них устной речи. Цель посещения массового детского сада автор видит в пребывании глухого ребенка в нормальной речевой среде, общении с говорящими детьми. Настаивая на необходимости раннего всестороннего воспитания и обучения детей в семье, обеспечивающего высокий уровень общего и речевого развития глухих и слабослышащих, Э. И. Леонгард считает, что «обучение в массовой школе не является самоцелью», оно становится «следствием нормализации жизни детей в семье и в детском саду» (1998, с. НО). Воспитание в массовом детском саду и обучение в массовой школе детей с нарушенным слухом должны обеспечиваться в результате высокого уровня общего развития и речевой подготовки детей, активного участия родителей в процессе нормализации их жизни.

В последнее десятилетие интерес к проблеме интеграции детей с нарушениями слуха в массовые дошкольные учреждения возрос благодаря изучению зарубежного опыта воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха рассматривается во многих странах как часть общей интеграции детей с отклонениями в развитии, имеющей основной целью социальную адаптацию к условиям жизни в обществе.

    В качестве одного из основных теоретических положений интегративного подхода рассматривается право на равные возможности образования для всех, провозглашенное рядом международных документов, и прежде всего Конвенцией о правах ребенка (1989), а также решениями ряда международных конференций по обучению детей со специальными нуждами. Отклонения в развитии рассматриваются в рамках интегрированного подхода к обучению как отсутствие среды, соответствующей нормализации жизни ребенка с теми или иными проблемами. Интегрированное обучение нередко рассматривается не наравне со специальным, а в противовес ему. Подчеркивается значимость совместного обучения детей с проблемами в развитии для формирования гуманистических чувств у нормально развивающихся детей.

Зарубежными специалистами рассматриваются различные формы интеграции по степени взаимосвязи детей, имеющих отклонения, со своими сверстниками (Т. Jonsson, 1994). Так называемая физическая интеграция означает присутствие в детском саду или школе детей с отклонениями, которые объединены в специальную группу или класс и лишь физически присутствуют в массовом саду или школе: никакого взаимодействия с нормальными детьми не происходит. При функциональной интеграции дети находятся в специальных группах или классах, однако дистанция между детьми с отклонениями в развитии и обычными ребятами сокращается за счет проведения общих занятий по музыке, физкультуре, изобразительной деятельности, организации общих праздников, объединения детей во время перемен. Наиболее высокий уровень — социальная интеграция, когда дети с отклонениями обучаются в обычных группах и классах, в условиях которых формируются спонтанные связи и отношения. При этом важно добиться реализации принципа «полное участие и равенство». Ряд специалистов подчеркивают, что нахождение ребенка с отклонениями в обычных условиях не может быть самоцелью, ибо это лишь первый шаг на пути к полноценной реабилитации.

В последние годы в некоторых странах развиваются теоретические основы и практические мероприятия по реализации «инклюзивного» обучения (inclusive education)1, при котором ребенок с отклонениями, в том числе и с нарушениями слуха, обучается в школе по месту жительства. В такой школе должны быть созданы все условия для его обучения: использование индивидуализированных методов обучения, адаптированных программ, специальных обучающих средств и материалов. При данном подходе ребенок включен во все элементы жизни детей в классе. Ответственность за обучение ребенка полностью несет школа, в штатном расписании которой должен быть педагог, специально подготовленный к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. В задачи педагога входит помощь учителю, в классе которого могут находиться дети с разными нарушениями, в том числе и с недостатками слуха. Предполагается обеспечение ребенка слуховыми аппаратами, привлечение к работе родителей, адаптация программ, повышение уровня подготовки педагогов, создание позитивного климата в школе, консультирование ребенка специалистами и контроль за его развитием, создание служб медицинской, психологической и социальной поддержки.

     Дети с нарушениями слуха, принятые в массовые дошкольные и школьные учреждения, рассматриваются дифференцированно с точки зрения используемых средств обучения. Для слабослышащих детей с речью рекомендуются использование слуховых аппаратов, при необходимости — использование стационарной звукоусиливающей аппаратуры, контроль за развитием ребенка, а при необходимости — консультативные занятия сурдопедагога диагностического центра. При интеграции глухих детей, не владеющих словесной речью и пользующихся жестовой, ставится задача обучения жестовой речи нормально слышащих детей, привлечение к работе с ребенком сурдопереводчика, который помогает ему в восприятии и понимании материала уроков или занятий.

Модели интеграции, развиваемые в настоящее время в ряде стран, имеют ряд позитивных сторон, и прежде всего направленность на социальное развитие детей с отклонениями, формирование уверенности в себе и в своих возможностях полноценной жизни в обществе.

Условия и формы интеграции

Идеи интегрированного обучения, развиваемые в нашей стране, всегда основывались на необходимости достижения ребенком с нарушенным слухом равного со слышащими детьми уровня развития, участия на равноправных началах во всех видах деятельности в детском саду и школе.

В настоящее время изучаются возможности интеграции глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста, разрабатываются различные формы пребывания детей в массовых дошкольных учреждениях и школах (И. М. Гилевич, Л. И. Тигранова; Э. И. Леонгард; Э. В. Миронова, Н. Д. Шматко). Среди различных форм интегрированного воспитания дошкольников называются группы для дошкольников с нарушенным слухом при массовых детских садах, интегрированные дошкольные группы, в которых плохослышащие дети воспитываются вместе со слышащими, интеграция отдельных детей в группы массового детского сада. Создание специальных групп для дошкольников с нарушениями слуха в массовых дошкольных учреждениях рассматривается как один из наиболее распространенных вариантов, удобных для развития плохо-слышащих детей.

Э. В. Миронова и Н. Д. Шматко (1995) рассматривают несколько моделей интегрированного обучения, ориентированных на наличие специальных групп при массовых дошкольных учреждениях.

Временная интеграция предполагает участие детей с нарушениями слуха вместе со слышащими в прогулках, праздниках, некоторых занятиях. Особое значение при такой форме интеграции должно придаваться подготовительной работе, которую проводят педагоги, как специальной группы, так и массовой. Она заключается в подготовке к встрече детей двух групп и связана с изготовлением игр, дидактических пособий. Неслышащие и слышащие дети участвуют в общих занятиях по интересной для них тематике, в инсценировании сказок, спектаклях кукольного театра. Для упрочения связей целесообразно, чтобы специальная группа была связана с обычной группой и связи между ними носили систематический характер.

Частичная, или фрагментарная, интеграция ориентирована на пребывание ребенка со сниженным слухом в первой половине дня в специальной группе, где проводятся фронтальные и индивидуальные занятия, а во второй половине дня — в группе слышащих детей. При такой форме интеграции желательно иметь в обычной группе не более двух детей. Сурдопедагог специальной группы проводит работу с воспитателями обычной группы, выявляет трудности ребенка с нарушенным слухом, дает рекомендации воспитателям, в процессе занятий отрабатывает сложный для ребенка речевой материал.

Комбинированная форма интеграции рекомендуется для детей с хорошим уровнем речевого развития: владеющих фразовой речью, понимающих обращенную речь. При этой форме интеграции ребенок в течение всего дня посещает группу слышащих детей, сурдопедагог проводит с ним индивидуальные занятия по развитию речи, развитию слухового восприятия, коррекции произносительных навыков.

Полная интеграция предполагает постоянное пребывание ребенка в массовом детском саду, где к нему предъявляются общие требования, без скидок на его плохой слух. В настоящее время это наиболее распространенная форма интеграции, особенно в тех регионах, где нет специальных дошкольных учреждений. С глухими и слабослышащими детьми, интегрированными с нормально слышащими детьми, как правило, занимаются родители дома, а контроль за их развитием осуществляют сурдопедагоги сурдологических кабинетов и центров. Без систематической помощи родителей дети, даже имеющие небольшое снижение слуха, могут испытывать трудности в массовом детском саду, отставать от сверстников в речевом и познавательном развитии.

 

Рассмотрим условия, необходимые для полноценного воспитания ребенка с нарушенным слухом в массовом детском саду.

    1. Интегрированное обучение в дошкольном учреждении может быть рекомендовано глухим и слабослышащим детям с высоким уровнем общего и речевого развития. Эта форма воспитания так же может быть целесообразна для слабослышащих детей с легкой степенью тугоухости, владеющих речью. Эти дошкольники в зависимости от уровня общего и речевого развития чаще или реже посещают консультативные занятия и находятся под контролем сурдопедагога. Посещение массовых детских садов может быть рекомендовано и позднооглохшим детям, т. е. потерявшим слух в возрасте трех-четырех лет, когда их речь уже была сформирована. Их устная речь первоначально ничем не отличается от речи слышащих детей, однако они испытывают значительные затруднения в восприятии и понимании речи окружающих. С этими детьми сразу же после потери ими слуха сурдопедагог должен проводить специальную работу.

Информация о работе Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха