Формы и модели семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 10:12, контрольная работа

Краткое описание

Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Содержание

Введение
Модели семей
Типы нарушения поведения
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

К. р. Тренинг эффективности родителей.docx

— 34.99 Кб (Скачать файл)

  Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Психологический факультет

 

Кафедра педагогики

Направление «Психолого-педагогическое образование»

 

 

Формы и модели семьи

Контрольная работа

 

 

 

Выполнил(а) студент

2 курса, группа 17201.72

_________

Оценка _________________

Проверил:

к.п.н. _________________

О.В. Черкасова

 

 

                                                

                                              Самара 2014

                                      Содержание

 

       Введение

  1. Модели семей
  2. Типы нарушения поведения

  Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение

       Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологизацию семей, структуру, формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи.

       Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее  как исторически конкретную систему  взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как  малую группу, члены которой связаны  брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной  моральной ответственностью, как  социальную необходимость, которая  обусловлена потребностью общества  в физическом и духовном воспроизводстве  населения.

       Семейные  отношения регулируются нормами  морали и права. Их основу составляет  брак - легитимное признание взаимоотношений  мужчины и женщины, которые сопровождаются  рождением детей и ответственностью  за физическое и моральное  здоровье членов семьи. Важными  условиями существования семьи  являются совместная деятельность  и определенная пространственная  локализация - жилище, дом, собственность  как экономическая основа ее  жизни, а также общекультурная  среда в рамках общей культуры  определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья - это основанная  на единой общесемейной деятельности  общность людей, связанных узами  супружества - родительства - родства (кровного  и духовного), осуществляющая воспроизводство  населения и преемственность  семейных поколений, а также социализацию  детей и поддержку членов семьи. Формы семей разнообразны, их  типологизация зависит от предмета  изучения.

       В семье  создается больше общественное  богатство - человек. Здесь он рождается  и формируется как личность. Семья - это ячейка, из которой начинается  любое государство. Нет страны  без семьи, семейно-родственных отношений.

 

       Модели семей

       Семья является не просто социальной группой, но и общественным институтом.

       По определению, «институтом» называется совокупность  социальных ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения  определенной социальной потребности.

       Здесь  следует уточнить понятия «роль»  и «статус».

       Под  «статусом» понимается позиция  человека в обществе с определенными  правами и обязанностями, а «роль» — это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Если человек имеет социальный статус дворянина, то окружающие ожидают от него только исполнения своей роли: верности государю, соблюдения кодекса чести, личной автономности и ответственности и т. д. Роли человек присваивает в ходе социализации, под влиянием ближайшего социального окружения, которому он подражает, которое его поощряет за одни поступки и наказывает за другие.

       Результат  социализации ребенка определяется  присвоением социальных норм  и ценностей в ходе взаимодействия  с другими людьми. И решающую  роль в социализации ребенка  играет семья.

       Семья  как социальный институт помимо  воспитательной выполняет еще  ряд функций, а именно:

- экономическую функцию  — в доиндустриальную эпоху  и семья была первичной производственной  группой, в настоящее время —  в семье распределяются доходы, заработанные вовне, и происходит  потребление;

- функцию передачи социального  статуса — семьи разных слоев  общества имеют разный социальный  статус и передают его новым  членам семьи — детям;

- функцию поддержания  благосостояния членов семьи.

       Многие  исследователи, в частности Т. Парсонс, утверждают, что в настоящее время  семья утратила эти функции  в связи с переходом развитых  стран в фазу постиндустриального общества, и существенной функцией семьи осталась социализация детей.

       Я же  полагаю, что социализация детей  всегда, во все времена и у  всех народов, была единственной  специфической функцией семьи, а  прочие функции были дополнительными  и менялись на протяжении веков.

       Различают  следующие основные формы семьи:

1. Нуклеарная семья — состоит из взрослых и детей, которые от них зависят;

2. Расширенная семья включает нуклеарную семью и родственников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и др.).

       Семья  как и любой другой социальный  институт скрепляется системой  власти. Различают три типа властных  структур: патриархальная семья, где  власть принадлежит мужу, матриархальная  семья — власть принадлежит  жене, эгалитарная семья — власть  равномерно распределяется между  мужем и женой.

       В России  семья сохраняет свои важнейшие  социальные функции.

       Введен  ряд дополнительных важных понятий:

1.  Реальная семья — конкретная семья как социальная группа, объект исследования.

2. Типичная семья — наиболее распространенный в данном обществе вариант модели семьи.

3.  Идеальная семья — нормативная модель семьи, которая принимается обществом, отражена в коллективных представлениях и культуре общества, в первую очередь — религиозной.

4. Элементарная семья — семья, состоящая из трех членов: муж, жена и ребенок.

       Составную  нуклеарную семью, где несколько  детей, следует рассматривать как  конъюнкцию нескольких элементарных.

       Итак, семья  является социальным институтом, а конкретная семья — институализированной  социальной группой, функция которой  заключается в первичной социализации  детей.

       Как  любая другая институализированная  группа, она скрепляется отношениями  «власти-подчинения» и взаимоответственности. Члены семьи могут любить друг  друга, могут ненавидеть, удовлетворять  свои сексуальные и прочие  потребности в семье или «на  стороне», иметь собственных детей  или приемных, но пока есть  система этих отношений и пока  семья выполняет задачу воспитания детей — она существует. Поскольку речь идет не о браке, а о семье, будем оперировать не терминами «муж» и «жена», а «отец» и «мать» — это роли, определяемые функцией в социализации и обеспечении жизнедеятельности ребенка. Их могут выполнять не только биологические мать и отец, но в неполных и даже полных семьях — бабушка и дедушка, другие родственники, старшие братья и сестры, хотя при такой замене исполнителей возникают дефекты социализации.

     Но люди  остаются людьми и во взаимоотношениях  проявляют весь спектр своих  переживаний: в интегрированном  виде отношения можно описать  еще одним параметром — эмоционально-психологической  близостью, которая связана с  мотивацией аффилиации (присоединения). Между тремя видами отношений, характеризующими психологическую  модель семьи, существуют определенные  связи. Доминирование предполагает  ответственность за тех, кто подчиняется, а ответственность — власть  над людьми, для реализации ответственных  задач.

       Дадим  характеристику основным видам  отношений, реализующихся в семье.

       1. Доминирование-подчинение. Семья — это в первую очередь  структура, в которой реализуется  отношение власти: доминирование-подчинение.

       Наиболее, на мой взгляд, емкое определение  доминирования (власти, господства) сделал  политолог Р. Э. Дал: «Мое интуитивное  представление о власти выглядит  примерно так: А обладает властью  над В в той мере, в какой  он может заставить В сделать  то, что, предоставленный самому  себе, В делать не стал бы».

Социальный ранг характеризует даже особей в группе животных одного вида, живущих стаей, стадом и пр. на определенной территории. Борьба за доминирование ведется особью постоянно и с переменным успехом.

       Отношения  «доминирования-подчинения» в группе  людей, несомненно, имеют социокультурную  специфику и, конечно, не сводятся  к «порядку клевания» (pecking order). Выделяют 5 видов социальной власти, характеризующих  отношения между ребенком и  взрослыми в семье (Френч и  Равен).

       1) Власть вознаграждения — ребенка могут вознаграждать за определенное поведение. Награда следует за социально-одобряемым (ожидаемым) поступком, наказание — за социально-порицаемым.

       2) Власть принуждения — в ее основе лежит жесткий контроль за поведением ребенка, каждый незначительный проступок подлежит наказанию (либо словесному — угроза, либо физическому).

       3) Власть эксперта — основана на большей компетентности родителей в том или ином деле (социальная или профессиональная компетентность).

       4) Власть авторитета — в ее основе лежит уважение к человеку (одному из родителей), который является образцом — носителем социально-одобряемого поведения.

       5) Власть закона — единственная форма внеличностной власти, однако носителем и истолкователем «закона» — правил поведения — для ребенка являются взрослые и, в частности, родители.

       Как  правило, социальные психологи связывают  доминирование с принятием социальной  ответственности за действия  группы: доминирующий член группы  отвечает за успешность выполнения  общей задачи и, кроме того, несет  ответственность за сохранение  нормальных отношений между членами  группы.

       Кроме  того, с доминированием связывают  импровизационную активность и  инициацию действия. Считается, что  наиболее успешными лидерами  являются лица, склонные к торгу, равнодушию к межличностным отношениям, умеющие сопротивляться социальному давлению, стремящиеся к достижениям, риску и получающие удовольствие от манипуляций другими людьми.

       Задача  доминирующей личности — обеспечение  безопасности группы, координация  действия ее членов для достижения  групповых целей, определение перспектив  жизни и развития группы и  внушение веры в будущее.

Доминирование одного из супругов является необходимым условием устойчивости семьи. Не меньшее значение имеет удовлетворенность браком, при условии паритетных отношений и совместности проведения досуга.

       2. Ответственность. Ответственность относится к  числу наиболее сложных по  содержанию понятий в психологии  личности и социальной психологии.

       В рамках  теории морального сознания существует  несколько гипотез о природе  ответственности и стадиях развития  ответственного поведения. По К. Хелкману, есть три фазы формирования  ответственности:

       1) автономная  субъективная ответственность,

       2) ответственность  как социальная обязанность,

       3) ответственность, основанная на принципах морали.

       Типология  Ф. Хайдера основана на концепции  приписывания (атрибуции) ответственности  за действия себе или окружению. Ф. Хайдер выделяет пять уровней  атрибуции ответственности:

       1) «ассоциация»  — человек отвечает за каждый  результат, который как-то связан  с ним,

        2) «причинность»  — человек ответственен даже  тогда, когда не мог предвидеть  результат,

       3) «предвидимость»  — ответственность за любое  предвидимое последствие действий,

       4) «намеренность» -ответственность только за то, что человек намеревался сделать,

       5) «оправдываемость»  — ответственность за действия  человека разделяется с окружающими.

       Личностную  ответственность связывают с  ее проявлением в поведении: «Степень  личной ответственности — это  чувство определенной возможности  контролировать совершение действия  и его исход».

      3. Эмоциональная  близость. Психологически она основана  на мотивации аффилиации. Мюррей  в 1938 г. описывал мотив потребности  в аффилиации следующим образом: «Заводить дружбу и испытывать  привязанность. Радоваться другим  людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с  ними. Любить. Присоединяться к группам». Под аффилиацией (контактом, общением) мы подразумевали определенный  класссоциальных взаимодействий, имеющих  повседневный и в то же время  фундаментальный характер. Содержание  их заключается в общении с  другими людьми (в том числе  с людьми незнакомыми или малознакомыми) и такое его поддержание, которое  приносит удовлетворение, увлекает  и обогащает обе стороны.

Информация о работе Формы и модели семьи