Формы и методы педагогического взаимодействия классного руководителя со старшеклассниками.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Семья школьника является важным институтом, в котором развивается его личность. От отношений в семье, принятия ребенка, оценки его поведения зависит успех личностного развития. Многочисленные исследования (А.С. Алексеева, Г. Бернлер, Н. Владински, В.Н. Гуров, Н. Петрова, Л. Юнссон и др.) показывают возрастающую необходимость взаимодействия семьи с образовательным учреждением во имя благополучия развития ребенка. Однако отмечена тенденция ослабления этого взаимодействия, усиления напряжения во взаимоотношениях. В связи с этим актуализируется проблема взаимодействия общеобразовательного учреждения и семьи как главных субъектов социума, в котором формируется и развивается личность.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая педагогика.(3).docx

— 42.83 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие семьи  и школы – важная и сложная  проблема в работе каждого педагога, так как семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности. Самое главное в этом вопросе, чтобы взаимодействия педагогов  и родителей не противоречили  друг другу, а положительно и активно  воспринимались ребенком.  Это возможно, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересовано и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Одним из важнейших направлений  деятельности школы как организующего  центра воспитания является объединение  усилий школы, семьи и общественности.

Специфика этой деятельности обусловлена факторами, к которым  относятся понимание особенностей и тенденций развития современной  семьи и практическая подготовленность учителя к работе с родителями по воспитанию подрастающего поколения.

Школа является важнейшим  социальным институтом, прямо и непосредственно  осуществляющим воспитание детей и  педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности школы и семьи создается систематической  работой школы, основанной на заинтересованности в результатах семейного воспитания и систематической работой по формированию педагогической культуры родителей.

В работах известного педагога В.А. Сухомлинского широко используется понятие «школьно-семейное воспитание», которое определяется единством  школьного и семейного воспитания. Как личность ребенка едина, так  и не может осуществляться раздельно  школьное и семейное воспитание, при  этом школе принадлежит ведущая  роль.

Школа как образовательное  учреждение выполняет основную часть  воспитательной работы: на нее возлагаются  задачи формирования гармонично развитой личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий школы и семьи. Школа  расширяет и развивает воспитательные возможностями семьи.

В работах известного педагога В.А. Сухомлинского широко используется понятие «школьно-семейное воспитание», которое определяется единством  школьного и семейного воспитания. Как личность ребенка едина, так  и не может осуществляться раздельно  школьное и семейное воспитание, при  этом школе принадлежит ведущая  роль.

Школа как образовательное  учреждение выполняет основную часть  воспитательной работы: на нее возлагаются  задачи формирования гармонично развитой личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий школы и семьи. Школа  расширяет и развивает воспитательные возможностями семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Условия эффективного взаимодействия школы и семьи.

В настоящее время, по мнению В.А. Сластенина, педагогические разработки должны направлять свои усилия не столько на поиски отдельных форм и методов работы, сколько на обоснование и утверждение системы работы школы с родителями.

Эффективность воспитания ребенка  зависит от того, насколько тесно  взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит  то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к  воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов, создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Система работы с родителями складывается годами путем отбора самых  рациональных форм и методов, она  должна отвечать ряду требований, обеспечивающих успех в работе:

– целенаправленность деятельности всего педколлектива. Нет работы с родителями вообще, а есть конкретные, насущные педагогические проблемы, ради решения которых проводятся родительские собрания, читаются лекции, осуществляется индивидуальный подход к родителям, семье;

– повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры учителей. Формы могут быть самыми разнообразными: работа секции классных руководителей, работа постоянного  педагогического семинара «Семейная  педагогика» или «Совершенствование семейного воспитания»; учет неблагополучных  семей; использование и обобщение  передового опыта семейного воспитания; педагогический анализ работы с родителями, определение ее эффективности;

– выработка единых требований педагогического коллектива к работе классного руководителя с родителями. Требования должны быть обоснованными, тактичными, правомерными;

- формирование действенной  общественной родительской организации.

Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями учащихся вверенного ему класса.

Большую часть времени  ребенок проводит в школе и  дома, поэтому важно, чтобы воздействия  педагогов и родителей не противоречили  друг друга. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания. Естественно стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями.

Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребенка.

Классному руководителю следует  помнить, что он призван вместе с  родителями учеников создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи по отношению к личности ребенка.

Взаимную деятельность следует  строить на следующих принципах:

– обращение к чувству  родительской любви и уважение ее;

– доброжелательность и  дипломатичность в общении с  родителями;

– позиция сотрудничества в общении в родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Вся деятельность классного  руководителя с родителями учащихся может быть представлена следующими направлениями и формами.

- изучение условий семейного воспитания;

- информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе;

- психолого-педагогическое просвещение родителей;

- взаимодействие с родительским комитетом;

- совместная деятельность родителей и учащихся;

- информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

Л.В. Байбородова считает, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Формы взаимодействия педагогов  с родителями – это способы  организации их совместной деятельности и общения.

Л.В. Байбородова дает следующую классификацию форм взаимодействия учителя и родителей. Они бывают коллективные, групповые и индивидуальные (с.48 – 61).

Коллективные: родительское собрание, родительский лекторий, конференция  по обмену опытом, вечер вопросов и  ответов, диспут-размышление по проблемам  воспитания, встреча родителей с  администрацией школы, учителями класса, «День открытых дверей».

Групповые: взаимодействие с родительским комитетом, групповые  консультации, практические занятия  для родителей с привлечением специалистов, формирование советов  дел, комиссий.

Индивидуальные: беседа, задушевный разговор, консультация-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка.

Следует остановиться на некоторых  правилах взаимодействия учителей с  родителями учащихся, способов установления их контактов.

1.В основе работы школы и классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.

2.Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.

3.Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

4.Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

Установление контактов  с родителями – начало всех начал  в работе классного руководителя. Формы установления контактов:

– посещение семей школьников;

– пропаганда семейного  воспитания;

– выполнение родителями педагогических поручений:

а) предполагающих активную воспитательную позицию (руководство кружком по интересам, спортивной секцией, индивидуальное шефство, наставничество);

б) предполагающих оказание организационный помощи (содействие в проведении экскурсий, создании классной библиотеки);

в) предполагающих участие  в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных  задач: участие в оборудовании кабинетов, изготовление оборудования, приборов, помощь в ремонтных работах, в  благоустройстве школы.

Работа с родителями предполагает следующие наиболее используемые формы работы:

1. Родительские конференции:  «Развитие современного школьника  в воспитательном пространстве  школы», «Адаптация школьника к  разным условиям современного  общества», «Как помочь школьнику  учиться» и др.

2. Родительские лектории  в микро-группах на основе интересов:  для родителей школьников —  туристов, одаренных детей и т.д.

3. Родительские университеты, педагогические всеобучи, лекционные  и семинарские занятия с родителями  по параллелям (не реже двух  раз в год).

4. Внеклассное образование родителей: конференции родителей, мам, бабушек и дедушек; индивидуальные и групповые консультации (медицинские, юридические, педагогические – классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога, психолога и др.); разного рода читательские конференции; обзоры и выставки литературы для родителей; вечера вопросов и ответов; «лаборатории нерешенных проблем» семейного воспитания; анкеты и мини-анкеты (например, «Портрет моего ребенка», «Общение детей и родителей» и т.д.).

5. Привлечение узких специалистов  — врачей, представителей правоохранительных  органов, психологов и т.п.

6. Организация консультативного  пункта для родителей будущих первоклассников школы «Лучик».

7. Информативно-иллюстрированные  стенды.

8. Памятки и рекомендации  по воспитанию детей.

Практическая работа социального  педагога с родителями реализуется  через коллективные (групповые) и  индивидуальные формы взаимодействия.

К коллективным формам относятся: работа с родителями в группе и  в парах, родительское собрание, родительский комитет, встречи за «круглым столом», тематические социально-педагогические консультации и т.д.

Эти формы работы дают возможность  родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение  в группе. Кроме того, возможность  принимать на себя роль лидера при  обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

К индивидуальным формам относятся: индивидуальное консультирование и  беседу, инструктаж и др. Преимуществом  индивидуальной работы является то, что  находясь наедине с социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда  бы ни сказали при посторонних. При  индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.

Формы и методы работы с  родителями разнообразны, но главное  то, что классному руководителю необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. И.П. Андриади. Основы педагогического мастерства. - М., 1999 г.

2. А.А. Алексеева, Л.А. Громова. Пойми меня правильно, или Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и приобрести взаимопонимание с людьми. - СПб, 1993 г.

3. А.А. Бодалев Личность и общение.- М., 1983 г.

4. Беличева С.А. Влияние стиля классного руководства на межличностные отношения в классе // Советская педагогика. – 1985. №8.

5. Битянова М. Особенности человеческой коммуникации // Школьный психолог. – 1999. - №30.

6. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996.

7. Брудный А.А. О проблеме коммуникации // Методологические проблемы социальной психологии. М.: 1977.

8. Горелов И., Житников В., Зюзько М., Шкатов Л. Умение общаться // Воспитание школьников. – 1994. №3.

9. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. - М., 1980 г.

10. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанного на содержательном обобщении. – Томск: Пеленг, 1992.

11. Ершова А.П., Букатов М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Моск. Психолого-социологический ин-т; «Флинта», 1998.

12. Золотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения. – Ростов н/д: РГПИ, 1979.

13. Каган М.С. Мир общения. – М.: Просвещение, 1987.

14. Канн-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 1995 г.

15. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

Информация о работе Формы и методы педагогического взаимодействия классного руководителя со старшеклассниками.