Формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе преподаванияохраны природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть основные формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе преподавания охраны природы.
Объект: процесс преподавания охраны природы.
Предмет: формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся
в процессе преподавания охраны природы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. Современные методы контроля знаний учащихся в цикле естественно научных дисциплин……………………..………………………….5
1.1. Понятие о естественно научных дисциплинах……………………………..5
1.2. Понятие контроля в учебном процессе, его цели и функции……………..6
1.3. Современные методы контроля знаний…………………………………...10


ГЛАВА 2. Наиболее приемлемые формы и методы контроля знаний в процессе преподавания охраны природы…………………………………...12
2.1. Понятие «Охрана природы» в школьном курсе биологии…………...12
2.2. Наиболее приемлемые формы и методы контроля знаний в процессе преподавания охраны природы………………………………………………......13
2.3. Оценка знаний……………………………………………………………..19


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...21

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………..23

ТАБЛИЦА 1…………………………………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

мпоп.docx

— 64.11 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

 «Мозырский педагогический университет

 

Биологический факультет

 

Кафедра природопользования и охраны природы

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДОВАНИЯ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

 

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ  УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯОХРАНЫ ПРИРОДЫ»

                                                

 

                                                            Работу выполнила:

Исхакова Сабира Валиевна

студентка 4 курса 1 группы

биологического факультета

 

                                                             Научный руководитель:

ассистент кафедры Е. С. Гайдученко

 

 

Мозырь,2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

 

ГЛАВА 1. Современные методы контроля знаний учащихся в цикле естественно научных дисциплин……………………..………………………….5

1.1. Понятие о естественно научных дисциплинах……………………………..5

1.2. Понятие контроля в учебном процессе, его цели и функции……………..6

1.3. Современные методы  контроля знаний…………………………………...10   

 

 

ГЛАВА 2. Наиболее приемлемые формы и методы контроля знаний в процессе преподавания охраны природы…………………………………...12

2.1. Понятие   «Охрана природы»  в школьном курсе биологии…………...12

2.2. Наиболее приемлемые  формы и методы контроля знаний  в процессе преподавания охраны природы………………………………………………......13

2.3. Оценка знаний……………………………………………………………..19

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...21

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………..23

 

ТАБЛИЦА 1…………………………………………………………………….24

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. Контроль результатов обучения выполняет, как и все другие компоненты учебного процесса, образовательную, воспитывающую и развивающую функции. Главное требование к контролю - его систематичность. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях. Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Наша задача проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения учащимися нового материала. Проблема контроля за учебной деятельностью не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разнообразен. В этой работе систематизированы накопленные сведения по проблеме контроля знаний учащихся. Эта система сведений применена при изучении предмета «Охрана природы».

 Проверка  результатов обучения - необходимый  этап процесса обучения охраны природы. Цель ее - выявить уровень усвоения учебного материала, состояние знаний и умений каждого ученика и всего класса в целом. Это необходимо для правильной организации учебной работы.

 Проверка  знаний и умений всегда одновременно  является и средством повторения, углубления, закрепления и систематизации знаний. Правильной организацию проверки знаний и умений можно считать тогда, когда специфические функции контроля в ней сочетаются с другими важными задачами обучения.

        Проверка помогает учителю глубоко анализировать результаты своей работы и принимать меры к устранению имеющихся недостатков.

Цель работы: рассмотреть основные формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе преподавания охраны природы.

Объект: процесс преподавания охраны природы.

Предмет: формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся

в процессе преподавания охраны природы.

Без хорошо  налаженной проверки  и  своевременной  оценки результатов 

нельзя говорить об эффективности  обучения.

Задачи исследования:

- рассмотреть наиболее приемлемые формы и методы контроля знаний учащихся;

- изучить современные методы;

- рассмотреть информативную систему контроля знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Современные методы контроля знаний учащихся в цикле естественно научных дисциплин

1.1. Понятие о  естественно научных дисциплинах

        Естественные науки — разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку природных (естественных — от «естество», природа) явлений. Происхождение естественных наук связано с применением философского натурализма к научным исследованиям. Принципы натурализма требуют изучать и использовать законы природы, не привнося в них законы, вводимые человеком, то есть, исключая произвол человеческой воли. Понятие о естественных науках введено также для их размежевания с науками гуманитарными и социальными. Математику объединяют с логикой в комплекс формальных наук, и не включают в естественные науки, поскольку их методология существенно отличается от методологии естественных наук. Основой естественных наук следует считать естествознание — науку о природных явлениях. Соответственно, первыми представителями естественных наук следует считать великих естествоиспытателей прошлого, таких как Блез Паскаль, Исаак Ньютон, Михаил Ломоносов. Примечательным, однако, является тот факт, что в таких книгах, как «Сто великих ученых» за Архимедом следует обычно сразу Коперник. Между ними лежит разрыв почти в 1800 лет! Все это время религиозное сознание доминировало над естественнонаучным. Появление плеяды великих естественников является результатом возрождения 600 лет назад духа мыслителей Древней Греции, прежде всего Сократа, Платона и Аристотеля. А центр тяжести естественнонаучного движения приходится на период Просвещения 300 лет назад.

С течением времени общее  направление естествознания разделилось  на обособленные научные направления. Базовые науки: астрономия, биология, география, геология, физика, химия.

        Существуют предложения расширить список естественных наук, например: естественная информатика и основа естественных наук.

        Все современные естественные науки, так или иначе, используют математическое или компьютерное моделирование для описания рассматриваемых явлений.

       Таким образом, естественные науки предполагают точное формульное определение закономерностей, описывающих рассматриваемые природные явления; а также формульную запись новых гипотез и теорий.

        В результате, обеспечиваемые естественными науками описания содержат численные значения. Кроме того, благодаря точным математическим выкладкам любая гипотеза может быть проверена и при необходимости скорректирована.

 

1.2. Понятие контроля в учебном процессе, его цели и функции

        Термин  контроль происходит с французского и означает – «проверка, а также наблюдение с целью проверки». В русском языке это слово употребляется, по крайней мере, с начала XVIII века.

        Контроль  — это одновременно и объект  теоретических исследований, и сфера  практической деятельности педагога. С помощью контроля можно выявить достоинства и недостатки новых методов обучения, установить взаимосвязь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования. Сравнить работу различных преподавателей, оценить достижения ученика и выявить пробелы в его знаниях, дать руководителю учебного заведения объективную информацию для принятия управленческих решений и выполнить ряд других не менее важных задач.

        Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним регулярным и индивидуальным. Раскроем эти принципы контроля подробнее.

* Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.

*Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность проведения контроля. От решения этих вопросов во многом  зависит объективность и качество контроля.

*Под всесторонностью контроля понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, т.е. предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектов проверки.

*Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.

*Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого учащегося.

         Понятие «педагогический контроль» применительно к учебному процессу имеет несколько толкований. С одной стороны, педагогический контроль представляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности. Эта взаимосвязанная совместная деятельность преподавателей и учащихся при руководящей и организующей роли педагогов направлена на выявление результатов учебного процесса и на повышение его эффективности. С другой стороны, применительно к повседневному учебному процессу под контролем понимают выявление и оценку результатов учебной деятельности учащихся.

         По установившейся традиции в учебном процессе слову «оценка» придается оттенок, сводящий его к некоторому результату. Однако в данном контексте оно используется в несколько непривычном смысле, поскольку имеется в виду не только конечный результат, но и процесс формирования оценки. Такая ситуация типична для многих отглагольных существительных, например, слово «образование» обозначает одновременно процесс и результат процесса.

        Несмотря на рекомендуемые общие критерии оценки уровень требований различных преподавателей совершенно индивидуален. У каждого имеется свое понимание принципов требовательности и справедливости, свои критерии качества знаний. На оценку преподавателя влияют и предыдущий процесс общения с учащимся, и его личностные установки по отношению к оцениваемому ученику. Определенное внушающее воздействие оказывают внешний вид контролируемого и приобретенное им умение ясно излагать свои мысли, а также ряд других факторов, условно называемых «эмоциональной составляющей».

         Выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

-         диагностирование и корректирование  знаний и умений учащихся;

-         учет результативности отдельного  этапа процесса обучения;

-         определение итоговых результатов  обучения на разном уровне.

        Не смотря, на всё главным действующим лицом в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимся, следовательно, все происходящее, на уроках включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Следовательно, к целям преподавателя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель контроля является основной. Так, например, проверка результатов и проставление отметок может производиться самими учащимися. При такой форме проверки они ощущают значимость контроля, выясняют свои ошибки, при проставлении отметок развиваются самокритичность и ответственность.

         Из выше сказанного становится ясно, что контроль несет в себе только одну задачу: учет результативности обучения и выявление его пробелов, если они имеются, как преподавателем, так и, что не менее важно, самими учениками.

        Процесс контроля – это одна из наиболее трудоёмких и ответственных

операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями, как для учащихся, так и для преподавателя.

        Если перечисленные цели контроля знаний и умений учащихся реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:

- контролирующая функция

- обучающая функция

- диагностическая функция

- прогностическая функция

- развивающая функция

- ориентирующая функция

- воспитывающая функция

Выделение функций контроля подчеркивают его роль и значение в процессе обучения. В учебном  процессе сами функции проявляются  в разной степени и различных  сочетаниях. Реализация выделенных функций  на практике делает контроль более эффективным, а  также эффективней становится и сам учебный процесс.

 

 

1.3. Современные  методы контроля знаний

        Методы контроля – это способы, по которым осуществляется обратная связь в процессе обучения с целью получить данные об успешности и эффективности учебного процесса:

а) устный контроль;

б) письменный контроль;

в) самоконтроль.

         В зависимости от дидактических условий определяется та или иная форма проверки, которая позволяет получить наиболее объективную информацию о качестве результатов обучения:

- фронтальная беседа,

- индивидуальный опрос,

- самостоятельная работа (заполнение таблицы, решение  задач и др.),

- тест,

- контрольная работа,

- лабораторный опыт,

- практическая работа,

- кратковременная проверочная  работа,

- практическое задание  индивидуальное.

Информация о работе Формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе преподаванияохраны природы