Формы и методы воспитательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 17:09, реферат

Краткое описание

Воспитание - основная категория педагогической науки и практики. С первобытных времен воспитание было первой формой передачи опыта предшествующих поколений последующим. Каждая цивилизация рассматривала процесс воспитания с точки зрения постановки цели, отбора содержания, выбора методов, форм, средств воспитания.

Содержание

Введение
Методы осуществления воспитательного процесса
Классификация методов воспитания
Организационные формы воспитания
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад по восп работе.rtf

— 111.75 Кб (Скачать файл)

 

 

Методы воспитания (по С.П.Баранову)

Методы формирования общественного сознания

Методы формирования общественного поведения

Методы стимулирования

Методы самовоспитания

- рассказ

- беседа

- разъяснение

- пример

- упражнение

- приучение

- поручение

- требования

- требование

- постановка перспективы

- соревнование

- метод «взрыва»

- поощрение

- наказание

- одобрение

- порицание

- личные обязательства

- самоотчет

- самоанализ

- самооценка


 

Педагог в воспитательной деятельности опирается на лучшие качества личности школьника, развивать их, постоянно укрепляя уверенность воспитанника в себе, в своих возможностях.

Каждый метод реализуется в зависимости от опыта педагога, индивидуального стиля его профессиональной деятельности, возникшей педагогической ситуации.

Правила выбора методов обусловлены целью и задачами воспитания, возрастными, индивидуальными и личностными особенностями школьников:

- гуманизм отношений педагога к воспитанникам;

-системный подход к выбору методов воспитания: каждый метод дополняет, развивает, поправляет или уточняет другой;

- выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия и средства его осуществления.

Метод воспитания зависит от социального окружения, уровня развития коллектива, в который входят воспитанники.

 

 

3. Организационные формы воспитания школьников

 

Под «формой» понимается внешнее выражение какого-либо содержания. «Форма воспитательной работы» - это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса.

Формы воспитательной работы делятся на мероприятия, дела, игры (Е.В. Титов).

Мероприятия - это занятия, события, ситуации, организованные педагогами в соответствии с целью и задачами воспитательной деятельности.

Дела - общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого-либо коллектива.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.

По времени проведения формы делятся на :

- кратковременные,

- продолжительные,

- традиционные.

По видам деятельности различаются:

- формы учебные,

- трудовые,

- спортивные,

- художественной деятельности.

По способу влияния педагога:

- непосредственные,

- опосредованные.

По субъекту организации:

- деятельность организуется педагогами, родителями, другими взрослыми,

- деятельность организуется на основе сотрудничества,

- инициатива в организации деятельности принадлежит детям.

Классификация форм воспитания взаимосвязаны, но в зависимости от выбранного педагога подхода и та же форма может быть отнесена к той или иной классификации.

Организационные формы часто заимствуются воспитателем из других непедагогических сфер социальной жизни («олимпиада», КВН, конференции) или вырабатываются в самой педагогике («трудовой десант», «орлятский огонек», урок, профориентационные игры). Педагогическая интерпретация формы сводится к тому, чтобы сделать ее обязательным условием саморазвития, самовоспитания, придать ей онтологический смысл. В любой организационной форме педагогический смысл имеет лишь то, что произошло, что изменилось в жизненном мире воспитанника, в его духовном

 

Заключение

 

Воспитатель часто сталкивается с трудностями при выборе метода и формы воспитания. Причины затруднения:

- методы воспитания строго не зафиксированы, однозначно не описаны;

- множество условий для применения методов;

- наличие единственного критерия эффективности - времени.

От чего зависит выбор метода воспитания?

цели и задачи воспитания.

содержания воспитания.

возрастные особенности воспитанников.

уровень сформированности коллектива.

индивидуальные и личностные особенности учащихся.

условия воспитания.

уровень педагогической квалификации.

время воспитания.

ожидаемые последствия.

Существует ряд требований и при выборе форм воспитания:

- любая форма воспитания не существует без беседы;

- одна и та же форма может решать разные воспитательные задачи. Это зависит от содержания;

- формы должны использоваться в комплексе;

- обязательное слово учителя;

- нельзя ориентироваться только на одну форму;

- выбор форм основывается на принципах воспитания.

Выбор форм зависит от:

содержания и направляющей задачи.

возраста учащихся.

уровня воспитанности и личного социального опыта детей.

особенностей коллектива, его традиций.

технический и материальных возможностей.

уровня профессионализма учителя.

Эффективность форм воспитания зависит:

- от того, на сколько много детей вовлечено

- от сочетания эмоциональных и рациональных факторов

- от того, какие мотивы формируются

- от сочетания руководства педагога и самостоятельности детей

- от сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм

- следует планировать систему воспитательных действий, а не одно отдельное мероприятие.

Искусство учителя заключается в том, чтобы с высоты своей образованности, жизненной мудрости, опираясь на выводы психологии и педагогики, творчески используя их в своей повседневной работе, чутко понимать этот мир, побуждать, а не принуждать своих учеников на овладение новыми знаниями, на добрые дела и поступки.

 

Литература

 

1. Педагогика: Учеб.пособие/ В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк, и др.; под ред.проф. В.Г. Рындак.- М.:высш. шк., 2006.-495 с.

2. Баранов С.П. Принципы обучения. М., 1975.

3. Выбор медов обучения / Под ред. Ю.К. Бабанского, М., 1981.


Информация о работе Формы и методы воспитательного процесса