Формирования нравственной деятельности дошкольников в процессе использования традиций татарских и русских народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 09:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы изучение особенностей формирования нравственной деятельности дошкольников в процессе использования традиций татарских и русских народов.
Объект исследования: педагогический процесс формирования нравственности через народные традиции.
Предмет исследования: народные традиции, способствующие развитию у детей знания своей родословной, сохранение фамильной чести, уважения к предкам.
Определив актуальность темы, объект, предмет исследования, выдвигаем гипотезу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...................................................................................................... 5
1.1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания в традиционных культурах татарских и русских народов у детей дошкольного возраста............................................................................................................. 6
1.2. Развитие нравственной деятельности у детей в педагогическом процессе ДОУ.................................................................................................. 10
1.3. Работа педагогов ДОУ с родителями воспитанников по вопросу развития нравственности у детей дошкольного возраста............................................................................................. 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1................................................................ 15

ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ДИАГНОСТИКИ ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...................................................................................... 16
2.1 Подбор методик для проведения диагностики по проявлению нравственности у детей дошкольного возраста............. 16
2.2.Разработка бланков по выбранным диагностическим методикам..........................................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................25

Вложенные файлы: 1 файл

Нравственное воспитание в традиц.культ.тат.и русс.народов.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

 

                2.2.Разработка бланков по выбранным диагностическим методикам.

Список экспериментально и контрольной группы.       Таблица №1.

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1

Бердышев Марк

Аглиуллин Арсен

2

Быковская Анастасия

Аминева Раушан

3

Габбасов Камиль

Ахметова Карина

4

Галиева Лейсан

Барков Владимир

5

Гарифуллина Елизавета

Валова Мария

6

Герасимова Арина

Газизова Дилара

7

Губайдуллин Рафаэль

Демченко Леонид

8

Еремишкина Полина

Зайкин Григорий

9

Камалов Денис

Казеев Иван

10

Кажевников Арсений

Корженко Игорь

11

Круглов Никита

Корнеева Анастасия

12

Курская Дарья

Краснов Никита

13

Мадияров Артур

Курманова Карина

14

Мугсинов Дарис

Курносова Ксения

15

Мунтяев Никита

Лаптева Дарья

16

Насибуллина Рената

Латкин Никита

17

Неволин Данил

Лысякова Мария

18

Нурбаева Мериам

Трегубова Галя

19

Рахимов Эдуард

Минигалина Регина

20

Савченко Максим

Мосунов Артем

21

Тимеркаева Рената

Нуриахметов Артур

22

Трухачева Валерия

Оганесян Кристина

23

Узенев Андрей

Петрова Анастасия

24

Федорова Аделина

Сафин Эмиль

25

Хабибов Вадим

Сулейманова Аделя



В процессе бесед и наблюдений за деятельностью детей старшего дошкольного возраста, провелась диагностика, разработанная Т.Н. Бабаевой, с помощью которой мы наглядно предоставляем уровни сформированности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста:

-высокий - «1»

-средний - «2»

   

    

 



-уровень ниже среднего - «3».

                                                                                      Таблица №2

В ходе проведенной работы по исследованию нравственных чувств у детей дошкольного возраста получены следующие результаты:

 

Таблица №3.

Уровни сформированности нравственных чувств в экспериментальной группе (констатирующий эксперимент).

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Уровень нравственности

1

Бердышев Марк

1

2

Быковская Анастасия

3

3

Габбасов Камиль

3

4

Галиева Лейсан

2

5

Гарифуллина Елизавета

2

6

Герасимова Арина

2

7

Губайдуллин Рафаэль

.   3

8

Еремишкина Полина

1

9

Камалов Денис

2

10

Кажевников Арсений

3

И

Круглое Никита

3

12

Курская Дарья

3

13

Мадияров Артур

1

14

Мугсинов Дарис

3

15

Мунтяев Никита

2

16

Насибуллина Рената

2

17

Неволин Данил

1

18

Нурбаева Мериам

2

19

Рахимов Эдуард

3

20

Савченко Максим

3

21

Тимеркаева Рената

1

22

Трухачева Валерия

3

23

Узенев Андрей

2

24

Федорова Аделина

2

25

Хабибов Вадим

2


 

Высокий уровень(1)-5 человек (20%)

Средний уровень(2)-10 человек (40%)

Уровень ниже среднего (3)- 10 человек (40%).

 ВЫВОДЫ ПО 11 ГЛАВЕ.

После проделанной нами экспериментальной работы, можно сделать следующие выводы:

-  В  дошкольно-образовательном  учреждении     большое  внимание

уделяется нравственному воспитанию дошкольников традиционных культурах, но нет специальной методики, программы по нравственному воспитанию дошкольников.

- В результате проделанной  нами работы была достигнута поставленная нами цель исследования, подтверждена гипотеза, решены поставленные задачи.

- Из вышесказанного  видно, что проведенная нами работа  оказалась эффективной, повысился уровень нравственности у дошкольников.

- В результате формирующего  эксперимента 7 человек из уровня ниже среднего, перешли в средний уровень и 3 человека из среднего уровня перешли в высокий уровень.

- Исходя из выше сказанного, с уверенностью можно сделать заключение, что, руководя любым видом деятельности, взрослые в силах повысить нравственные проявления детей, пополнять их знания, повлиять на улучшение отношений детей со сверстниками, сформировать положительное отношение к обществу, к труду, к своим обязанностям.

- Необходима постоянная работа  по формированию и развитию разносторонней личности, во всех аспектах педагогического воздействия, а уже отсюда будут автоматически вырабатываться в сознании детей и нравственные качества их еще формирующейся личности.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нравственное воспитание занимает ведущее место в формировании личности, оказывает огромное влияние на умственное и физическое развитие, на трудовую подготовку, на воспитание эстетических чувств и интересов, именно поэтому необходимо начинать нравственное воспитание с ранних лет, и вестись оно должно как в семье, так и в дошкольном учреждении. Проведенные нами исследования, показывают, что своевременное нравственное воспитание - есть формирование целостной современной личности, готовой к пониманию и осмыслению жизненной позиции, моральной стойкости, готовности к самоуправлению, к любви и уважению по отношению к окружающему миру, к жизни в обществе.

В ДОУ есть необходимый материал и оборудование для обеспечения нравственного воспитания в традиционных культурах.

Определены уровни нравственного воспитания, которые позволили выявить проблемы, имеющиеся у детей.

Организация нравственного воспитания средствами традиционной педагогической культуры будет проходить хорошо тогда, когда педагоги и родители будут образованы в данном направлении.

Немаловажную роль в совершенствовании, в развитии личности играет сам характер нравственности и ее содержание. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта

 

морального прогресса, становится ясно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, усиление его содержательности в педагогической действительности.

Процесс изучения и решения проблемы исследования осложнялся переживаемым духовно-нравственным кризисом в обществе, сопровождающимся несоответствием установок в области нравственного воспитания со стороны педагогической науки и реальной действительности, тотальным сломом нравственных установок, идеалов, ниспровержением ценностных ориентации, провозглашаемых в течение многих десятилетий.

Анализ психолого-педагогической литературы и личное наблюдение во время прохождения педагогической практики показывают, что процесс нравственного воспитания должен осуществляться целостно и непрерывно на протяжении всей воспитательной деятельности, с учетом важнейших современных проблем, игнорирование которых станет серьезным препятствием в овладении нравственных норм дошкольниками. Поэтому изучение ценностных ориентации участников педагогического процесса в области нравственного воспитания явилось первым и необходимым шагом в обновлении нравственного воспитания в дошкольном учреждении.

Выяснилось, что эффективность нравственного воспитания зависит и от таких его характеристик, как систематичность и гуманистичность. Постоянное влияние на нравственное развитие воспитанников в процессе воспитания оказывает и личность педагога. Современный педагог имеет богатейшую историю путей, методов, форм, приемов нравственного воспитания в виде трудов и опыта великих педагогов-гуманистов, педагогические системы которых представлены в нашей работе. Воспитатель обязан знать, изучать, анализировать такой опыт и уметь использовать его в воспитательной деятельности.

                                      

                                           СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

           1.       Азаров ЮЛ. Мастерство воспитателя. М., 2001.

2.       Азбука  нравственного воспитания. Под. Ред. И.А. Конрова и др. -М., 1999.

3.       Алиева  Т.И.  Книга    и     творчество    ребёнка // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 10 - с. 83-85.

4.       Аристотель. Сочинения в 4-х томах — М.: 1984, т.4.

5.      Архангельский  Н.В. Нравственное воспитание, - М., 1999.- с. 534.

6.      Белинский  В. Г. Избр. Пед. Соч. - М., 1948.

7.      Богомолова  М.И. Интернациональное воспитание  дошкольников. -М., 1998.

8.      Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании подростков. - М.: Просвещение. 1999.

9.      Болдырев    Н.И.    Нравственное    воспитание    дошкольников: (Вопросы теории). -М.: Педагогика, 2001.

10.     Божович   Л.И.    Личность   и    его    формирование   в   детском возрасте. - М.: Просвещение, 1997.- с.464.

11.    Богданова   О.С.,   Черенкова   С.В.   Нравственное   воспитание дошкольников. - М.: П., 1999.

12.    Болдырев Н.И. Нравственное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 1997.

13.    Боровикова     О.     Нравственное     воспитание     малышей     в

американской педагогике // Д.В. - 2003, №3. - с. 63.

14.    Васильцова  З.П. Мудрые заповеди народной  педагогики. -   М.: Просвещение, 2001.

15.    Воспитание    гуманных    чувств    у    детей    /Под    ред.    Л.Н. Проколиенко, В.К.Кобырло.- Киев, 2002.

16.    Воспитание  нравственных чувств у старших  дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой. -М.:П., 2002.

            17. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. - М.:3нание; 2001.

18. Галигузова Л.Н., Смирнова  Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.:П., 2003.

19. Гуманистические воспитательные  системы вчера и сегодня. Под ред. Н. Л.Селивановой, М., Пед. Общество России, 2005.

20. Калюжный А.А. Роль  воспитателя в нравственном воспитании дошкольников. М., 1999.- с. 187.

21. Караковский В.А. Чтобы  воспитание было успешным.- М.: Просвещение, 1999.

22. Козлова С.А. Нравственное  воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М., 1998.

23. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 4-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2002.-416с.

24.    Коменский  Я.А. Избр.пед.соч. - М., 1955.

25. Кукушин В.С. Введение  в педагогическую деятельность. - М.: Просвещение, 2000.

26. Косенко Ю. Формирование творческой  активности в игре // Дошкольное воспитание. — 2006.- №12.

27. Куцакова Л. Изготовление  детьми игрушек для кукольных  театров // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1. - С.42; №2. - С.32.

28.    Краткий словарь  по философии. — М.: 1982.

29. Куликова Т.А. Воспитание  дисциплинированности у детей дошкольного возраста. - М., 1999.

30. Курочкина И.Н., Черник  Т.В. Этикет в нашей жизни: исторический и методический аспекты. - М., 2002.

31.   Крупская Н.К. Пед. Соч., т. 2, с. 11.

32. Леонтьев Д.А. Личность: человек  в мире и мир в человеке / Вопр. Психологии, 1989.№3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Формирования нравственной деятельности дошкольников в процессе использования традиций татарских и русских народов