Формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:03, дипломная работа

Краткое описание

Коррекционное образование или коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему специальных психолого-педагогических, социокультурных и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями, сообщение им доступных знаний, умений и навыков, развитие и формирование их личности в целом. Сущность коррекционного образования состоит в формировании психофизических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением или ослаблением, сглаживанием, имеющихся у него нарушений психики, сенсорики, моторики, поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом МАША (нов).doc

— 449.50 Кб (Скачать файл)

Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения. Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевернула руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуете  вы? Мне не очень удобно держать так руки. А вам?» Если у детей похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить. Можно подвигать руками?

  • «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
  • «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),
  • «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком).
  • далее, можно группировать пальцы по-два, по три, по-четыре, попять. Здесь уже дети могут наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
  • «поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх-вниз».

Психолог: - А теперь мы с вами будем путешествовать на волшебную поляну.

Игра « Волшебная поляна»

Психолог даёт детям следующее задание. «Вы — Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в путешествие, для того чтобы найти страну, в которой еще никто не жил. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберете себе по ТРИ героя, которых вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны». Дети строят в песке вымышленную ими страну, затем описывают (по мере своих возможностей) чем занимаются их герои, что за страну они создали, какие там правила, и т.д.

«Подведение итогов»

Психолог спрашивает у детей:

– Что на занятии вам понравилось? Что было сложно? Что запомнилось больше всего?

Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят:

«В ладошки наши посмотри

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты подрасти, ведь нам помог!»

Занятие №2

Тема: «Диагностика»

Цель: Усиление чувства группы, создание положительного эмоционального настроя, снятие напряжения в отношениях с другими.

Оборудование: Календарь настроения, песочница, фигурки сказочных персонажей, камешки, желуди и другой природный материал, песочные формочки.

Ход занятия:

«Календарь настроения»

Каждый ребенок приклеивает к календарю настроения свой символ и рассказывает о своем эмоциональном состоянии.

Игра «Что же спрятано в песке?»

Психолог и дети  вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершал резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком. Всем известна пляжная игра «Мина». Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего - «сапера», откопать «мину», не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками.

Игра «Отгадай загадку»

Детям читают загадки и просят их отгадать, но ответ не просто сказать вслух, а найти его в песке, или «пишут» отгадку, вылепливая песочные буквы, тем самым проверить правильно ли они отгадали.

Если отгадал загадку,

Вслух сказать не торопись.

Ты, используя разгадку,

За задание берись.

Кто колдует, заклинает,                            

В ступе по ночам летает?         

У избы на курьих ножках

Кто хозяйка? (Бабка Ежка)

Спрятал кто иглу в яйце,

А яйцо хранит в ларце?

Кто всех злее и тощей?

Кто не верит всем?

(Кощей)

Отгадал, не называй,

Вылепи  и прочитай.

Леший Ежке к дню рожденья

Сочинил стихотворенье.

В нем желал он счастья ей,

Быть мудрее и

(добрей).

Что за слово Леший здесь не написал?

Вылепи из песка, если отгадал.

На розовом облачке феи

Кружились и песенки пели,

Даря вновь и вновь всем мир и (любовь).

И, радуясь, дальше летели.

Очень важный дар от фей

Вслух не прочитался.

Игра «Узоры на песке»

Психолог пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Дети по очереди должны  нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Затем задание усложняется психолог рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор, дети все вместе стараются повторить узор психолога. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Игра «Песочные строители»

Жители песочной страны просят вас помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помогите  обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выберите  нужную формочку и сделайте  отпечаток. Подобным образом психолог  дает детям задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

«Подведение итогов»

Психолог спрашивает у детей:

-Что на занятии вам понравилось? Что было сложно? Что запомнилось  больше всего?

Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят:

«В ладошки наши посмотри

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты подрасти, ведь нам помог!»

Занятие №3

Тема: «Мы создаем мир»

Цель: Снижение напряженности, повышения настроения, активизация внимания и мыслительных процессов, создание положительного эмоционального настроя, развитие позитивной направленности личности.

Оборудование: Календарь настроения, природный материал, фигурки и формочки для песка.

Ход занятия:

«Календарь настроения»

Каждый ребенок приклеивает к календарю настроения свой символ и рассказывает о своем эмоциональном состоянии.

Игра «Мы создаем мир»

Психолог показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ - город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает детей строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.

Игра «Первый урок волшебства: лес, поляна и их обитатели»

Сегодня вы  превращаетесь в маленьких волшебников, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас вы  должны закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывайте. (Дети  закрывают  глаза, психолог бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Откройте  глазки и посмотрите  — как красиво. А теперь вы все  вместе сделайте  другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес.

Игра «Второй урок волшебства: море, река, озеро и их обитатели»

Задание формулируется так же, как и в первом уроке волшебства, только теперь дети называют морских обитателей, и т.д.

Игра «Третий урок волшебства: город и его жители, профессии и службы».

Задание такое же, как и предыдущее, только теперь дети рассказывают  какие профессии, они знают, называют города, пытаются построить свой городок.

 Игра «Четвертый урок волшебства: деревня и его жители»

Задание то же самое, дети рассказывают о деревнях, домашних животных и т.д., затем строят вместе деревню.

Игра « Космическое путешествие»

Психолог просит детей рассказать, что они знают об инопланетянах, о звездах и т.д. Затем после обсуждения, психолог просит изобразить с помощью различного песочного материала  космический мир так как они себе его представляют.

 «Подведение итогов»

Психолог спрашивает у детей:

– Что на занятие было интересно? Что им было сложно? Что запомнилось больше всего?

Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят:

«В ладошки наши посмотри

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты подрасти, ведь нам помог!»

Занятие №4

Тема: «Знакомство с мокрым песком»

Цель: Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся, повышение уровня сплоченности, сплочение  детского  коллектива.

Оборудование: Календарь настроения, фигурки и формочки  для песка, природный материал, вода, кувшинчик, распылитель.

«Календарь настроения»

Каждый ребенок приклеивает к календарю настроения свой символ и рассказывает о своем эмоциональном состоянии.

Игра «Способы увлажнения песка»

Психолог говорит детям, что в нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?

Психолог делит песок в песочнице на две части и показывает детям способы увлажнения песка:

«Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.

Психолог обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем дети самостоятельно увлажняют песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

Игра «Свойство мокрого песка»

Выливаем    немного   воды,    перемешиваем    так,    чтобы   половина песочницы была мокрой, а половина - сухой.

Опустим руки во влажный песок. Что вы чувствуете? Давайте попробуем что-нибудь слепить из мокрого песка, («пирожки», комочки, поработаем с формами для песка).

Итак, какой вывод мы можем сделать? (Мокрый песок - вязкий, из него можно делать любые формы).

Игра « Большой дом»

Психолог на мокром разглаженном песке рисует большой дом и предлагает каждому ребенку по очереди нарисовать палочками в этом домике любимое животное и рассказать чем оно любит заниматься.

Игра «Кто к нам приходил?»

Дети отворачиваются , психолог изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем дети отгадывают формочку, которую использовал взрослый. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры.

Игра « Сказочный  город»

Ребята делятся  на две команды и предлагают с помощью различных фигурок, природного материала и т.д. Построить на песке свои  выдуманные города, затем дети рассказывают, что находится в их городах. Затем психолог  предлагает детям по одной маленькой игрушки, каждый ребенок  берет ее и придумывает чем она занимается в построенном городе.

Игра « Нападение пиратов»

Информация о работе Формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта