Формирование у младших школьников знаний о героях русской народной волшебной сказки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Большим потенциалом с точки зрения формирования у детей общечеловеческих нравственных ценностей обладает волшебная сказка. Как заметил американский психоаналитик Бруно Беттельхейм, волшебные сказки, где потерянные дети всегда находят родителей, зло терпит поражение, а главные герои обретают счастье, не только способствуют взрослению ребенка, но и помогают ему преодолеть свои страхи. Читая и сочиняя сказки, ребёнок вместе с ее героем отправляется в путь, преодолевает трудности, совершает невозможное, сражается с силами зла за справедливость.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников знаний о героях русской народной волшебной сказки.
1.1 Особенности образов героев русской волшебной сказки. 6
1.2 Задания, способствующие формированию у младших школьников знаний о героях русской народной сказки. 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок.
2.1 Диагностика у учащихся уровня сформированности знаний о героях русских народных волшебных сказок. 23
2.2 Включение заданий, способствующих формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок, в уроки литературного чтения. 30
Заключение 37
Список литературы 38
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 102.51 Кб (Скачать файл)

        Особой популярностью пользуются сказки о злой мачехе и падчерице. Мачеха хочет извести падчерицу, заставляет ее постоянно работать и в конце концов прогоняет ее из дому, оставляя ее беспомощной на произвол судьбы; но судьба (в виде неодушевленных предметов, животных, сверхъестественных существ) помогает ей и спасает ее. Выгнанная падчерица, отвезенная в лес, посланная к Бабе-яге, в баню к нечистым духам, избавляется то ласковой речью (от Мороза, лешего), то с помощью облагодетельствованных ею неодушевленных и одушевленных предметов (от медведя, Бабы-Яги), то благодаря своей догадливости (от нечистых духов); наконец, как рассказывают некоторые сказки, ей помогает благословение матери. Злобе мачехи противопоставлены скромность и терпение падчерицы. Это христианский идеал - отсюда популярность сказок о мачехе и падчерице в христианском мире. Но есть здесь и моменты дохристианские: мачеха в некоторых сказках представляется ведьмой и отсылает падчерицу к своей сестре-яге.

       Самый архаический из противников героя - змей. Один из древнейших образов мирового фольклора, змей воплощает враждебные человеку силы природы - прежде всего огня и воды. Не случайно он устойчиво связан с образом огненной реки. Водяная же стихия в мировых мифологиях воплощает хаос с его тьмой и бездной. Из этой бездны и является змей. Мотив змееборства возник из мотива поглощения, например, посвящаемый пролезал через сооружение, имевшее форму чудовищного животного. Посвященный как бы переваривался и извергался новым человеком.

       В сказке нередко происходят видоизменения. Например, пребывание в желудке сменяется пребыванием в гнезде или обвиванием змеи вокруг героя. Меняются и формы блага, даваемые змеем. У змея остаются общие магические способности, из которых две развиваются особо: способность исцелять и понимать язык животных. В сказке "Змей-людоед" змей проглатывает царевича, чтобы научить его птичьему языку, и вновь выплевывает его.

Интересным в сказке является мотив героя в бочке, он родствен мотиву героя в рыбе и происходит от него. Завистники кладут героя в шлюпку; "немного погодя набежали тучи, зашумела буря, поднялись волны и понесли шлюпку неведомо куда. Занесли ее далеко-далеко и выкинули на остров". Эти два мотива близки. Спускание в бочку мотивированно очень различно. Но есть комплекс, в который оно входит органически. Этот комплекс состоит из предсказания о гибели царя от мальчика, спускания его на воду, из воспитания мальчика в тиши у какого-нибудь пастуха или садовника и из его воцарения.

  Таким образом, сказка как фольклорное явление должна изучаться в ее действительных корнях, которые уходят вглубь культурно-мифологических традиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Задания, способствующие  формированию у младших школьников  знаний о героях русской народной  сказки.

    

       Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное - тяжеловесному, как естественное – противоестественному. Но сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.

       Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

       В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

       Познавательное значение сказки проявляется прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны, сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей.

       Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает не по совести.

       Полученные знания, умения и навыки ребёнок закрепляет через различные виды деятельности. Детей необходимо приучать и размышлять над сказками. Это несложно уже потому, что дети любят, когда им вновь и вновь повторяют полюбившиеся сказки, и они сами проигрывают их в своем воображении. Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем воображении, сливается с героями сказки, если они ему симпатичны. И тогда вместе с ними он проявляет доброту и благородство, рискует собой ради других, любит, грустит, становится смелым и находчивым, совершает подвиги и побеждает злых и страшных чудовищ:

       Дети  склонны одушевлять предметы, явления  природы, наделять человеческими  свойствами животных и растения. В связи с этим они легко  понимают и принимают язык  сказок. С помощью сказки они  получают возможность усвоения  нравственных общечеловеческих  ценностей, учатся различать добро  и зло, ценить доброту, трудолюбие, верность и настойчивость, получают ᴨервые представления о справедливости.

       Важно понимать, что "ребенок не сможет воспользоваться этими сокровищами, если никто не обсуждал с ним сказок, а только читал или рассказывал. (Но даже и простое слушание хорошо - оно дает хоть какую-то защиту и опору в жизни.) Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, взрослый должен найти возможность обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни. Так малыш учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышлять о своем предназначении, открывать свои способности и таланты.

       Для достижения подобного эффекта, педагог должен учитывать, что восприятие в младшем школьном возрасте носит синкретический характер и осуществляется с опорой на игру, иллюстрацию, действие. Психологическим механизмом при этом выступает активное содействие (сначала в форме реального, а затем мысленного действия) и сопереживание герою сказки.

       Восприятие сказки и предпочтение определенных героев и сказочных сюжетов связано с возрастными особенностями младшего школьника. Ребенок младшего школьного возраста идентифицирует себя с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Интересны для ребенка становятся волшебные сказки с богатым сюжетным содержанием. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

       Анализ героев и образов. Выделяются главные и вспомогательные. Герои классифицируются на добрых и злых, на тех, кто герою помогают и которые мешают, а также по выполняемым функциям. Выделяются и особо внимательно рассматриваются те герои, которые выделены самим автором сказки посредством эмоциональной окраски, преувеличения и т.д. также необходимо обратить внимание на "выпадение образов", на искажения.

       Одной из главных задач на этом этапе является определение героя, с которым идентифицирует себя автор. Это выявляется по личностным реакциям в ходе наблюдения за клиентом, а также уточняется наводящими вопросами. Надо отметить, что положительный герой и тот, с которым идентифицирует себя человек, не всегда совпадают.

      Анализ затруднений, возникающих в ходе сказки, в которые попадают главные герои. Их можно разделить на внешние и внутренние. Первые предполагают невозможность достичь цели, то есть различные преграды (огромные реки, дремучие леса, чудовища в пещерах и т.д.). Вторые представляют собой недостатки средств, то есть изъяны, и это чаще всего характеристики ресурсной базы человека (трусость, жадность, злость, физическая слабость героев и т.д.).

        Вопросы  могут быть такого направления: Какие “сказочные слова“ подчеркивают необыкновенное, чудесное, фантастическое в персонажах, предметах, действиях? Какие чувства в вас они вызывают? Что пытался передать сказочник с помощью “сказочных слов”?

       Можно  предложить рассмотреть иллюстрации, подготовленные детьми, учителем, либо  имеющиеся в литературно-художественном  издании, и охарактеризовать героя  или предметы из волшебных  сказок, пользуясь “сказочными словами”. Через иллюстрацию читатели-дети  глубже проникают в текст, так  как в этом случае им придется  прибегнуть к пересказу, в котором  нужно передать традиционный  стиль сказки.

       В 3-4 классах, когда формируются умения, навыки самостоятельного анализа, выбора произведений и чтения детских книг, желательно предусмотреть более детальное знакомство с героями волшебных сказок. Это может быть рекомендательный плакат “Найди и прочитай волшебные сказки, в которых встречаются повторяющиеся, знакомые вам, сказочные герои. В рекомендательном списке, ориентирующем читателей-школьников на поиск волшебных героев, предлагается предусмотреть вопросы такого плана: "Как вы определили, что это волшебные сказки? Какие сказочные герои, встречающиеся в разных волшебных сказках, вы нашли? Как они выглядят? Какие поступки они совершают? Что мы можем сказать об их характере, их отношениях к другим героям?"

       Игровые формы учебной деятельности в целях применения на практике полученных знаний о героях волшебных сказок желательно использовать на всех этапах обучения. Вот некоторые из них: коллективное и индивидуальное сочинение сказок по предложенным учителем традиционным “сказочным словам”; узнавание героя или волшебного предмета по традиционным “сказочным словам”; продолжить начатое традиционное сказочное выражение того или иного героя; конкурс на знатоков героев волшебных сказок; конкурс на лучших исполнителей образов героев; инсценировка волшебных сказок.

       Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, которой обладает персонаж, схватить главную мысль.

       Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей героев сказок.

       Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами.

       Под руководством учителя составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа – надежный путь к осмыслению образов сказочных персонажей.

       Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.

       Формы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Укажем еще на некоторые смысловые акценты, которые представляются значимыми и с подачи учителя будут способствовать благотворному влиянию на формирование знаний о героях русской народной волшебной сказки. Они могут реализовываться в ходе беседы о сказке, в виде вопросов, обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку после знакомства со сказкой.

        Пример вопросов и заданий:

1. Дать характеристику  персонажа (каков тот или иной  из них).

2. Объяснить, почему произошло  то или иное событие.

3. Показать, что становится  объектом насмешки народа.

4. Прочитать в лицах  сказочные диалоги и полилоги, выделяя голосом характерные особенности персонажа.

5. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению.

6. Выяснить, каким представился ребенку тот или иной герой, на чем основаны его предпочтения.

7. Объяснить, почему в сказке возникают значимые имена. Всегда ли они определяют главное в персонажах?

8. Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам.

9. Вопросы, активизирующие память ребенка, заставляющие его обратиться к известным ему аналогиям.

10. Предложение поразмыслить о том, кого из героев и по какой причине осуждает народ, кому и за что выражает признательность.

11. "Эстетические" вопросы. Почему понравилось то или иное описание героя?

12. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из поступков и характера героя.

13. Объяснить, как описывается в сказке прекрасное и безобразное.

14. Расскажите, как и почему изменился характер героя.

       Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

       В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные модели:

  • геометрические фигуры.

       Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев. Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.

  • пиктографические изображения.

       Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.

Информация о работе Формирование у младших школьников знаний о героях русской народной волшебной сказки