Формирование у дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Здоровье — важный фактор работоспособности и гармонического развития, социально-экономического роста благосостояния общества в целом. Рождение здорового ребенка стало сейчас редкостью. Экологические проблемы, бытовые факторы, химические добавки в продукты питания, некачественная вода, отрицательное воздействие средств массовой информации, компьютеры и видеофильмы, отсутствие положительного примера здорового образа жизни со стороны родителей, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительными экологическими условиями – вот далеко неполный перечень факторов, агрессивно действующих на здоровье дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 5
1.2. Система здорового образа жизни (ЗОЖ) в дошкольном учреждении 11
2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ 18
2.1. Состояние проблемы в практике работы дошкольного учреждения 18
2.2. Создание педагогических условий для формирования у старших дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья 21
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Савицкая.doc

— 4.01 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Формирование  у дошкольников

представлений о сохранении и укреплении

своего  здоровья

Курсовая  работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

Здоровье — важный фактор работоспособности и гармонического развития, социально-экономического роста  благосостояния общества в целом. Рождение здорового ребенка стало сейчас редкостью. Экологические проблемы, бытовые факторы, химические добавки в продукты питания, некачественная вода, отрицательное воздействие средств массовой информации, компьютеры и видеофильмы, отсутствие положительного примера здорового образа жизни со стороны родителей, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительными экологическими условиями – вот далеко неполный перечень факторов, агрессивно действующих на здоровье дошкольников.

Долгое время считалось, что улучшение медицинского обслуживания решит проблему здоровья детей. Сегодня  очевидна ошибочность таких представлений: доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения, и  в то же время более чем наполовину — от его образа жизни. Следовательно, большая доля ответственности за здоровье ребенка перемещается на воспитателей, учителей, родителей.

В период дошкольного  детства у ребенка закладываются  основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности (Н.А. Крестовников, А.Г. Рузская, А.И. Кравчук, Г.Л. Каданцева).

В то же время, сложившаяся  практика работы по физическому воспитанию в детских дошкольных учреждениях, является, по мнению большинства специалистов, недостаточно эффективной (Е.А. Пимонова, В.П. Губа, Г.А. Шорин, Т.Г. Мутовкина, Т.А. Тарасова). Общая оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время исследователями Л.В. Кармановой, В.Н. Шебеко, Т.Л. Богиной, А.П. Усовой оценивается как неудовлетворительное [3; 28; 29]. По статистике у 70% всех зарегистрированных детей случаев острых респираторных заболеваний и гриппа приходится на дошкольный возраст. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения (от 50 до 80% в разных возрастных группах), имеет различные отклонения в состоянии здоровья [2, с. 24].

Анализ основных этапов и переломных моментов в развитии проблемы формирования основ здорового  образа жизни у детей дошкольного  возраста, систематизация наиболее значимых исследований данной проблемы (Н.Г. Быкова, М.В. Меличева, О.С. Шнейдер и др.) свидетельствуют, что среди ученых и практиков существовали и существуют противоречивые мнения по поводу определения основных элементов здорового образа жизни в дошкольном возрасте и необходимости формирования основ здорового образа жизни у детей. Педагоги и психологи на протяжении многих лет рассматривали вопросы здорового образа жизни в основном в рамках физического развития ребенка, его двигательной деятельности.

Исследования 90-х годов  прошлого столетия показали, что уже  в дошкольном возрасте у ребенка появляются устойчивый интерес к своему здоровью, осознанные представления о своем организме, органах чувств, умения реализовать знания об основах здорового образа жизни (В.Г. Алямовская, М.Л. Лазарев, С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина). На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А.И. Антонов, Г.А. Бутко, И.В. Журавлева, Ю.П. Лисицын, А.А. Покровский, Г.И. Царегородцев и др.) [17, с. 3].

Актуальность проблемы и её недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования: «Формирование у дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья».

Цель настоящей курсовой работы — изучить формирование у дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья.

Задачи исследования:

  • раскрыть теоретические основы формирования у старших дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья;
  • осуществить диагностику представлений старших дошкольников о ЗОЖ;
  • разработать программу по формированию представлений о ЗОЖ у старших дошкольников;
  • сделать выводы.

Объект исследования — представления детей старшего дошкольного возраста о сохранении и укреплении здоровья.

Предмет исследования — формирование у дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья.

Методы исследования: теоретический (анализ педагогической, научной и методической литературы); диагностические (беседы с детьми, анкетирование родителей, изучение педагогической документации, наблюдение), педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

Структура и  объем работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Объем работы — 31 страница (без учета списка использованных источников и приложений).

 

Глава I

Теоретические основы формирования представлений о сохранении и укреплении своего здоровья у детей дошкольного возраста

 

1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»

 

Современное научное  определение понятия здоровья должно основываться на том факте, что состояние  здоровья выступает как процесс, материальное явление в человеческом организме.

Здоровье как важнейшее свойство живого организма применительно к человеку является мерой духовной культуры, показателем качества жизни и в то же время результатом нравственных уложений социальной политики. Здоровье как социально-биологическая основа жизни всей нации есть в конечном счете результат политики государства, создающего у своих граждан духовную потребность относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности, а к его сохранению — как к необходимой основе реализации своего предназначения к продлению здорового рода, как к задаче энергетического обеспечения созидательного труда, гарантии совершенного генофонда, основе развития творчества и духовности.

Большая медицинская  энциклопедия определяет здоровье как  «такое состояние человеческого  организма, при котором функции  всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения».

Устав Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недуга». В этом определении здоровье рассматривается как противопоставление болезни [14, с. 22]. В тоже время понятие «здоровье», несмотря на мнимую простоту его обыденного значения, характеризуется сложностью и многозначностью. В нём отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического, и духовного бытия человека. Из них можно выделить основные, где здоровье определяется: 1) как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; 2) как совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека; 3) как целостное многомерное динамическое состояние в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции [30, с. 10].

В Большой Советской  Энциклопедии здоровье определяется как  «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретенных) и социальных факторов».

Авторским новаторством в определении сущностной основы здоровья и формировании самого понятия «здоровье» отличаются работы М.Я. Мудрова, СП. Боткина, А.А. Остроумова, И.В. Давыдовского, В.П. Казначеева, В.П. Петленко, А.М. Изуткина, И.И. Брехмана, Г.И. Царегородцева, Ю.М. Комарова, И.Н. Смирнова, Л.М. Брусиловского, В.Т. Ерохина, А.Т. Шаталова и других ученых и практиков [28, с. 24-25].

Н.М. Амосов, исходя из возможности  использования понятий кибернетики  в медицине полагает, что здоровье — это исполнение нормальных физиологических программ жизни, а болезнь — состояние неустойчивого режима этих саморегулирующихся систем, возникшее в результате чрезвычайных или необычных внешних воздействий или дефектов собственных программ.

Из приведенных определений (а это далеко не полный их перечень) видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Существует более 300 определений  здоровья. В тоже время широкие и разнообразные трактовки «здоровья» порождают определённые трудности в работе с этим понятием. Его многочисленные определения зачастую несовместимы, а сам смысл «здоровья» становится изменчивым, текучим, многоликим и практически не фиксируется в своих границах.

Здоровье человека —  это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

В настоящее время  принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:

  1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
  2. Физическое - определяется состоянием и функционированием организма. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.
  3. Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, т.к. оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты [29, с. 25].
  4. Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать людям помощь и способен сам принять ее, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.

В 1979 году ВОЗ был введён термин психическое здоровье.

Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности [9, с. 275]. В отличие от понятия психическое здоровье термин психологическое здоровье встречается пока нечасто, но его использование целесообразно по следующим причинам. Понятие психическое здоровье – составная часть медицинского подхода к феномену здоровья. Психическим здоровьем обладает человек, у которого отсутствуют клинически выраженные проявления психопатологии, которому не поставлен диагноз психического заболевания. В области душевного здоровья, как и вообще в современных представлениях о здоровье, между полюсами полного психического здоровья и проявлениями психопатологии, требующей медицинского вмешательства, существует зона пограничных состояний, когда человека нельзя однозначно назвать ни больным, ни здоровым – всё зависит от критериев диагностики. Оценить состояние здоровья человека в этих случаях целесообразно, используя термин психологическое здоровье, который отражает значительно большее многообразие количественных и качественных характеристик, так как используется не только медицинская, сколько психологическая терминология. Социальное здоровье проявляется в социальной активности человека, уровне усвоения профессиональной и общей культуры, в умении гармонизировать отношения с самим собой, с окружающими людьми и природой [8, с. 15].

При таком понимании  здоровья можно сказать, что основная цель образования — научить детей быть здоровыми в течение всей жизни.

Здоровье человека — это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, душевного и социального благополучия. Такое понимание близко понятию, которое используется для описания удовлетворенностью жизнью и называется качеством жизни. Общее качество жизни человека - одна из характеристик образа жизни, которая определяет степень социальной и духовной свободы в широком смысле.

К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно оно должно стоять на первом месте, т.е. должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается детей и молодежи, которые, пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье — самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.

При очень приблизительном  расчете, если принять условно уровень здоровья за 100%, 20% зависят от наследственных факторов, 20% — от условий внешней среды, т.е. в конечном итоге от экологии, 10% — от деятельности системы здравоохранения. Остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Образ жизни  — это биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Иначе говоря, образ жизни — это «лицо» индивида, отражающее в то же время уровень общественного прогресса.

Рассматривая образ  жизни, следует помнить, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Составными частями (аспектами) образа жизни условно считают  производственную и общественно-политическую деятельность, деятельность в быту, социально-культурную деятельность. Одной из сторон образа жизни является практическое отношение человека и общества к проблемам сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья каждого и населения в целом. При этом все виды жизнедеятельности, характеризующие образ жизни (включая связанные с здравоохранением и здоровьем), тесно между собой взаимосвязаны и активно влияют друг на друга. Например, известно: чем выше социально-культурный уровень, тем больше заинтересованность в труде и более значима удовлетворенность трудом; высокий норматив отношения к труду детерминирует высокую общественно-политическую активность и наоборот.

Информация о работе Формирование у дошкольников представлений о сохранении и укреплении своего здоровья