Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
I. Теоретические основы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни………………………………………7
1.1 Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема………………………………………7
1.2 Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни…………………………………………………………14
1.3 Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды в ДОУ ……………………………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсавая ооригинал.docx

— 44.68 Кб (Скачать файл)

-гибкость (учет новых  возможностей субъектов образования  и социально-культурного пространства) ;

-саморазвитие и взаимосвязи  педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление) .

Особое значение в деятельности педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающего пространства придается:

- приоритету в воспитании  ребенка общечеловеческих ценностей, культурных, национальных традиций, этнопсихологических особенностей  населения;

- укреплению связей с  семьей, микрорайоном, городом, составление  совместных программ с культурно-образовательными, спортивно-оздоровительными учреждениями  города;

- реализации деятельского подхода в формировании ценностного потенциала личности (посильный общественно-полезный совместный труд) ;

- подбору здоровьесберегающих технологий для организации образовательной деятельности с дошкольниками;

- ориентированности родителей  на конструктивные, партнерские  взаимоотношения со специалистами, воспитателями, гармонизация взаимоотношений  в социуме, использование практики  социального партнерства.

 Реализация данных  направлений направлена на профилактику  негативных проявлений в среде  детей, создание условий для адаптации  детей в детском саду и за  его пределами, изменение позиции  родителей в рамках совместной деятельности самьи и ДОУ.

 Научно-методические  основы создания здоровьесохраняющей среды ребенка в семье и детском саду определяются необходимостью опережающего воздействия средств физической культуры на здоровье подрастающего поколения с самого раннего возраста.

 Концепция Федеральных  государственных требований (ФГТ) предусматривает  создание условий для повышения  качества дошкольного образования  и в этих целях, наряду с  другими мероприятиями, предполагает  создание в дошкольных образовательных  учреждениях условий для сохранения  и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям  целью образования является всестороннее  развитие ребенка с учетом  его возрастных возможностей  и индивидуальных особенностей  при сохранении и укреплении  здоровья.

Отдельной образовательной областью в ФГТ выделена область «Здоровье», содержание которой направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

- сохранение и укрепление  физического и психического здоровья  детей;

- воспитание культурно-гигиенических  навыков;

- формирование начальных  представлений о здоровом образе  жизни.

 Содержание образовательной  области «Физическая культура»  направлена на достижение целей  формирования у детей интереса  и ценностного отношения к  занятиям физической культуры, гармоничное  физическое развитие через решение  следующих задач:

-развитие физических  качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)

-накопление и обогащение  двигательного опыта детей (овладение  основными движениями)

- формирование у воспитанников  потребности в двигательной активности  и физическом совершенствовании

 Содержание образовательной  области «Безопасность» направлена  на достижение целей формирования  у детей основ безопасного  поведения через решение следующих  задач:

- формирование представлений  об опасных для человека и  окружающего мира природы ситуациях  и способах поведения в них;

-приобщение к правилам  безопасного для человека и  окружающего мира природы поведения;

-передачу детям знаний  о правилах безопасности дорожного  движения в качестве пешехода  и пассажира транспортного средства;

-формирование осторожного  и осмотрительного отношения  к потенциально опасным для  человека и окружающего мира  природы ситуациям.

Решать данные задачи необходимо не только в образовательной области «Здоровье», но и интегрировано, при решении задач других образовательных областей. В связи с этим, актуальной становится тема «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», применение которых возможно, если будет осуществляться корректировка технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; будет создано в ДОУ здоровьесберегающее пространство; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Выделяют три группы технологий:

1. Технологии сохранения  и стимулирования здоровья:

 Ритмопластика 

 Динамические паузы 

Подвижные и спортивные игры

 Релаксация 

 НОД 

 Гимнастика пальчиковая 

 Гимнастика для глаз 

Гимнастика дыхательная

 Гимнастика бодрящая 

 Гимнастика корригирующая 

2. Технологии обучения  здоровому образу жизни:

НОД

 Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

 Коммуникативные игры 

Занятия из серии «Здоровье»

 Самомассаж

 Точечный самомассаж

3. Коррекционные технологии:

 Технологии музыкального  воздействия 

Сказкотерапия

 Технологии воздействия  цветом 

Технологии коррекции поведения

 Психогимнастика

 Фонетическая ритмика 

 Очень важно, чтобы  каждая из вышеперечисленных  технологий имела оздоровительную  направленность, а используемая  в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

 Таким образом, современные  подходы к организации здоровьесберегающей среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.[18]

 

 

 

 

Заключение

Данное исследование посвящено рассмотрению проблемы формирования представлений детей старшего возраста о здоровом образе жизни.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ухудшение здоровья населения страны в российском обществе приобрело глобальный характер и стал острой социально-педагогической проблемой, требующей незамедлительного решения. Эта проблема напрямую касается и российского образования, в новой парадигме которого выдвигаются задачи развития физически и психологически здоровой личности ребенка.

Важнейшей современной образовательной стратегией является формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни, которая представлена как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья детей.

Из исследования видна связь образовательной области «Здоровье» с другими образовательными областями:

«Физическая культура» 

 Развитие физических  качеств и накопление двигательного  опыта как важнейшие условия  сохранения и укрепления здоровья  детей

«Коммуникация» 

 развитие свободного  общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека

«Познание» 

 формирование целостной  картины мира, расширение кругозора  в части представлений о здоровье  и здоровом образе жизни человека

«Социализация» 

 Формирование первичных  ценностных представлений о здоровье  и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых  норм и правил поведения в  части здорового образа жизни

«Труд» 

 накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда

«Чтение художественной литературы» 

 использование художественных  произведений для обогащения  и закрепления

 содержания области  «Здоровье»

«Художественное творчество» 

 использование продуктивных  видов деятельности для обогащения  и закрепления

 содержания области  «Здоровье»

«Безопасность» 

 формирование основ  безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья

Проведенное исследование проблемы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни позволило сделать вывод о значимости данного аспекта в воспитании детей и о недостаточной его разработке в практике современного ДОУ.

 

 

Список использованной литературы

1.Венгер, Л.А. Психология: учебник  для вузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. – М. : Академия, 2007. – 446 с.

2. Веремкович, Л. Закаливание детей в современных условиях / Л.Веремкович // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – С. 7 - 8.

3. Воробьева, М. Воспитание  здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.

4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. – Т.4 / Л.С.Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – 213 с.

5. Гальперин, П.Я. Актуальные  проблемы возрастной психологии / П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец. – М. : Просвещение, 1978. – 240 с.

6. Глазырина, Л.Д. Физическая  культура – дошкольникам: программа  и программные требования / Л.Д.Глазырина. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 365 с.

7. Годовикова, Д.Б. Общение со взрослым и познавательная активность детей / Д.Б.Годовикова // Дошкольное воспитание. – 1977. – № 9. – С. 44 - 48. 11. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В.Давыдов. – М.: Просвещение, 1992. – 342 с.

8. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С. 63.

9. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная  технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с.

10. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9. – С.34-36.

11. Карманова, Л.В. Занятия  по физической культуре в старшей  группе детского сада: методическое  пособие / Л.В.Карманова – М. : Нар. Асвета, 1980. – 162 с.

12. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – М. : МарТ, 2005. – 448 с.

13. Леонтьев, А.Н. Психическое  развитие ребенка в дошкольном  возрасте / А.Н.Леонтьев. – М. : Педагогика, 1979. – С. 13 - 25.

14. . Нежина, Н.В. Охрана здоровья  детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С. 14-17.

15. Макаренко, А.С. Собрание  сочинений. – В 2-х т. – Т.2 / А.С.Макаренко. – М.: Правда, 1971. – 534с.

16. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко. – М. : Медицина, 1988. – 224 с.

17. Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания детей / М.Маханева // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – с. 22 - 24.

18. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm655-1.htm-  Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

 

 

 


Информация о работе Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни