Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:48, реферат

Краткое описание

Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование УУД на уроках математики.docx

— 30.36 Кб (Скачать файл)

Формирование универсальных  учебных действий на уроках математики

 

Когда – то очень давно  Герберт Спенсер сказал:  «Великая цель образования – это не знания, а действия».                       

        Это  высказывание четко определяет  важнейшую задачу  современной  системы образования: формирование  совокупности «универсальных учебных  действий», которые выступают  в качестве основы образовательного  и воспитательного процесса дают  возможность ученику самостоятельно  успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая  умение учиться.        

 

         Начальная  школа — важнейший этап в  процессе общего образования  школьника. За четыре года ему  надо не только освоить программный  материал предметных дисциплин,  но и научиться учиться –  стать «профессиональным учеником». 

 

Ответственность учителя  начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО  она существенно возрастает.  В чём заключается роль учителя  начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным  стандартам? Самое главное, на мой  взгляд, то, что образовательный  стандарт нового поколения ставит перед  учителем новые цели. Теперь в начальной  школе учитель должен научить  ребёнка, не только читать, писать и  считать, но и привить две группы новых умений. Во-первых, это УУД, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию  к обучению.  На первый план сегодня  выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

 

                 В начальной школе, изучая разные  предметы, ученик на уровне возможностей  своего возраста должен освоить  способы познавательной, творческой  деятельности, овладеть коммуникативными  и информационными умениями, быть  готовым к продолжению образования.

Большинству из учителей предстоит  перестраивать мышление исходя из новых  задач, которые ставит современное  образование. Содержание образования  не сильно меняется, но, реализуя новый  стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных  учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих  ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

 

        Итак, успешное обучение в начальной  школе невозможно без формирования  у младших школьников учебных  умений, которые вносят существенный  вклад в развитие познавательной  деятельности ученика, т. к.  являются общеучебными, т. е. не  зависят от конкретного содержания  предмета. При этом каждый учебный  предмет в соответствии со  спецификой содержания занимает  в этом процессе свое место.

 

        Например, уже на первых уроках перед  ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он  объясняет последовательность учебных  операций (действий), которые осуществляет  для их решения.  Любая задача, предназначенная для развития  или оценки уровня сформированности  УУД    предполагает осуществление  субъектом (в свёрнутом или  развёрнутом виде) следующих навыков:  ознакомление-понимание — применение  – анализ – синтез - оценка.

 

        В  начале обучения все эти действия  выступают как предметные, но  пройдет немного времени, и  ученик будет использовать алгоритм  действия, работая с любым учебным  содержанием. Теперь главным результатом  обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения  учебной задачи, уже не сможет  работать по-другому.

 

          В связи с этим роль учителя  начальных классов существенно  изменяется в части понимания  смысла процесса обучения и  воспитания. Теперь учителю необходимо  выстраивать процесс обучения  не только как процесс усвоения  системы знаний, умений и компетенций,  составляющих инструментальную  основу учебной деятельности  учащегося, но и как процесс  развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других  ценностей. Поэтому наряду с  традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как  учить?" или, точнее, "Как учить  так, чтобы инициировать у детей  собственные вопросы: "Чему мне  нужно научиться?" и "Как  мне этому научиться?"

 

         В  первую очередь это касается  формирования универсальных учебных  действий (УУД).

 

      Формирование  УУД является целенаправленным, системным процессом, который  реализуется через все предметные  области  и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости  от предметного содержания и  способов организации учебной  деятельности учащихся раскрывает  определенные возможности для  формирования УУД.

 

        Схема  работы над формированием УУД  указывается в программе формирования  УУД и тематическом планировании.

 

        Способы  учета уровня сформированности  УУД -   в требованиях к  результатам освоения учебной  программы по каждому предмету  и в программах внеурочной  деятельности.

 

        Результаты  усвоения УУД формулируются для  каждого класса и являются  ориентиром  при организации мониторинга  их достижения.       

 

        Стартовая  диагностика определяет  основные  проблемы, характерные для большинства  обучающихся,  и в соответствии  с особенностями  ступени обучения  на определенный период выстраивается  система работы.

 

        Методика, предложенная Г.В. Репкиной и  Е.В. Заикой предназначена для  оценки степени сформированности  учебной деятельности школьникаДиагностируются  следующие структурные компоненты  учебной деятельности школьника:

 

1.Мотивы;2. Цели и целеполагание;3. Учебные действия;4. Контроль;5. Оценка.

 

По каждому из компонентов  имеется ориентировочная таблица

 

 В каждой таблице  представлено шесть уровней развития  компонента, дано качественное описание  каждого уровня.

Процедура оценки сформированности учебной деятельности

педагогу необходимо составить  таблицу

 изучить описание основных  параметров учебной деятельности  и их уровней вынести заключение  о том, какому из описаний  в наибольшей степени соответствует  параметр

 

Результаты психолого-педагогического  мониторинга могут использоваться для анализа условий формирования УУД в образовательном процессе, позволяют понять, какие УУД сформированы недостаточно.

 

        Далее  я остановлюсь на возможностях  формирования УУД на уроках  математики в 1 классе  по УМК  «Гармония».

 

        Автор  программы по математике Истомина  Наталия Борисовна, доктор педагогических  наук, профессор.

 

        Цель  начального курса математики  – обеспечить предметную подготовку  обучающихся, достаточную для  продолжения математического образования  в основной школе, и создать  дидактические условия для овладения  УУД (личностными, познавательными,  регулятивными, коммуникативными) в  процессе усвоения предметного  содержания.

 

        Информационно-образовательная  среда УМК «Гармония» представлена  не только учебниками математики, рабочими тетрадями,  контрольно-измерительными  материалами, есть комплект «Учимся  решать задачи» и видеофильмы  к ним, комплект «Наглядная  геометрия»,  методическими пособиями,  но и комплектами демонстрационных  таблиц, электронными пособиями,  интернет поддержкой.

 

        Концепция  обеспечивает преемственность дошкольного  и начального образования, учитывает  психологические особенности младших  школьников и специфику учебного  предмета «Математика». А также   позволяет обеспечить преемственность   между начальным и средним  звеном обучения.

 

        В  основе курса лежит методическая  концепция, которая выражает необходимость  целенаправленного и систематического  формирования приёмов умственной  деятельности: анализа и синтеза,  сравнения, классификации, аналогии  и обобщения в процессе усвоения  математического содержания.

 

        Овладев  этими приёмами, учащиеся могут  не только самостоятельно ориентироваться  в различных системах знаний, но и эффективно использовать  их для решения практических  и жизненных задач.

 

         Основным  механизмом реализации целей  и задач современного образования  является включение ребенка в  учебно-познавательную деятельность. В этом и заключается принцип  деятельности. Нацеленность курса  математики на формирование приёмов  умственной деятельности позволяет  реализовать в практике обучения  системно-деятельностный подход, ориентированный  на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная  задача, способы её решения, самоконтроль  и самооценка), и создать дидактические  условия для овладения УУД.

 

Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные  возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического  образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют  не только обучать математике, но и  воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.

 

В связи с этим в начальном  курсе математики реализован целый  ряд методических инноваций, связанных  с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших  школьников решению задач, с разработкой  системы заданий, которые создают  дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.

 

Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные  задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно  ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают обучающихся  на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать  в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей  анализировать объекты с целью  выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию  по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать  причинно следственные связи; строить  рассуждения в форме связи  простых суждений об объекте, его  структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных  объектов на основе выделения сущностной связи.

 

Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение  в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения  учащимися универсальными и предметными  способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных  учениками заданий оказывает  положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у учащихся положительного отношения к школе (к процессу познания).

 

Вариативные учебные задания, представленные в каждой теме учебника целенаправленно формируют у  детей весь комплекс УУД, который  следует рассматривать как целостную  систему, так как происхождение  и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, что и составляет сущность понятия «умение учиться».

 

Не менее важным условием формирования УУД является логика построения содержания курса математики. Он построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана  с предшествующими, что позволяет  осуществлять повторение ранее изученных  понятий и способов действия в  контексте нового содержания.

 

Например, формирование моделирования  как УУД в курсе математики осуществляется поэтапно, учитывая возрастные особенности младших школьников и связано с изучением программного содержания.  Первые представления  о взаимосвязи предметной, вербальной и символической моделей формируются  при изучении темы «Число и цифра».  Дети учатся устанавливать соответствие между различными моделями или выбирать из данных символических моделей  ту, которая, например, соответствует  данной предметной модели.

 

 Знакомство с отрезком  и числовым лучом позволяет  использовать не только предметные, но и графические модели при  сравнении чисел,  а также моделировать  отношения чисел и величин  с помощью схем, обозначая, например, данные числа и величины отрезками.  Соотнесение вербальных (описание ситуации), предметных (изображение ситуации на рисунке), графических (изображение, например, сложения и вычитания на числовом луче) и символических моделей (запись числовых выражений, неравенств, равенств), их выбор, преобразование, конструирование создает дидактические условия для понимания и усвоения всеми учениками смысла изучаемых математических понятий (смысл действий сложения и вычитания, целое и части,, отношения «больше на…», «меньше на…»; отношения разностного сравнения «на сколько больше (меньше)?»  в их различных интерпретациях, что является необходимым условием для формирования общего умения решать текстовые задачи.

Информация о работе Формирование универсальных учебных действий на уроках математики