Формирование сознательного чтения в процессе работы над художественным произведением через нетрадиционные приемы работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:26, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время проблема формирования сознательного чтения является наиболее актуальной, так как техника чтения, сформированная на уровне навыков высокого порядка, является существенной предпосылкой развитой читательской деятельности. В условиях школьного образования, низкий уровень навыков чтения у школьников будет постоянно давать о себе знать в учебных и внеучебных ситуациях уже в начальной школе.
Навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

Содержание

Введение.........................................................................................................3-5
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования
1.1Психологические и литературоведческие основы формирования сознательного чтения....................................................................................6-12
1.2Традиционные подходы к методике работы над художественным произведением..............................................................................................12-17
1.3Анализ УМК «Гармония» автора О. В. Кубасовой..............................17-22
Выводы по главе……………………………………………………………...23-24
Глава 2. Формирование сознательного чтения при использовании нетрадиционных приемов работы над произведением
2.1 Обощение опыта учителей практиков по формированию
сознательного чтения при работе над художественным
произведением..............................................................................................25-29
2.2 Комплекс нетрадиционных приемов работы над произведением.......29-39
2.3 Опытно-практическая работа…………………………………………...40-50
Выводы по главе…………………………………………………………………51
Заключение....................................................................................................52-54
Библиография...............................................................................................55-57
Приложение...................................................................................................58-68

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

Департамент образования

Ярославской области

Государственное образовательное  учреждение

Среднего профессионального образования

Ярославской области

Угличский индустриально-педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

 

Формирование  сознательного чтения

в процессе работы над художественным произведением

через нетрадиционные приемы работы

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

                                                                        Исполнитель:

                                                                        Кулемина Жанна Владимировна,

                                                                        специальность: 050146 Преподавание

                                                                        в начальных классах

                                                                        42 группа

                                                                        Научный руководитель:

                                                                        Смирнова Татьяна Михайловна,

                                                                        кандидат педагогических наук.

 

Углич

2012

Содержание

Введение.........................................................................................................3-5

Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования

1.1Психологические и  литературоведческие основы формирования  сознательного чтения....................................................................................6-12

1.2Традиционные подходы  к методике работы над художественным произведением..............................................................................................12-17

1.3Анализ УМК «Гармония»  автора О. В. Кубасовой..............................17-22

Выводы по главе……………………………………………………………...23-24

Глава 2. Формирование сознательного чтения при использовании нетрадиционных приемов работы над произведением

2.1 Обощение опыта учителей  практиков  по формированию

сознательного  чтения при работе над художественным

произведением..............................................................................................25-29

2.2 Комплекс нетрадиционных  приемов работы над произведением.......29-39

2.3 Опытно-практическая работа…………………………………………...40-50

Выводы по главе…………………………………………………………………51

Заключение....................................................................................................52-54

Библиография...............................................................................................55-57

Приложение...................................................................................................58-68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время  проблема формирования сознательного  чтения  является наиболее актуальной, так как техника чтения, сформированная на уровне навыков высокого порядка, является существенной предпосылкой развитой читательской деятельности. В условиях школьного образования, низкий уровень навыков чтения у школьников будет постоянно давать о себе знать в учебных и внеучебных ситуациях уже в начальной школе.

Навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

Слабая сформированность навыка чтения часто служит причиной неуспеваемости учащихся по другим предметам. Недостатки в чтении не только затрудняют понимание читаемого, но и вызывают у детей нелюбовь к чтению, в результате чего задерживается умственное развитие ребенка.

В исследовании рассматривается  процесс формирования сознательного чтения. Без осознанного чтения невозможно формирование таких навыков как выразительность, беглость, частично невозможна и правильность.

В новом стандарте  указана необходимость формирования данного навыка. Несмотря на то, что во все времена такие ученые как М. Р. Львов, М. С. Соловейчик, Н. Н. Светловская и другие занимались проблемой сознательного чтения, тем не менее нестандартных приемов не было выявлено, в связи с этим возникает противоречие: современная школа требует нестандартной организации работы для формирования предметных и метапредметных умений, а в практике редко используются нестандартные приемы, соответствующие определенной модели для конкретного класса.

Обозначенное выше определяет следующую проблему исследования:

каковы нестандартные приемы работы над сознательным чтением при изучении художественного произведения?

Цель исследования: апробация комплекса нестандартных приемов работы над сознательностью чтения в процессе изучения художественного произведения.

Объект — процесс  формирования сознательного чтения при работе над художественным произведением.

Предмет исследования —  комплекс нестандартных приемов  работы над сознательным чтением.

Задачи, которые ставим в данной работе:

1.Проанализировать психологические  и литературоведческие основы процесса формирования сознательного чтения.

2.Рассмотреть традиционные  подходы к методике работы  над художественным произведением.

3.Обобщить опыт учителей  практиков по формированию сознательного  чтения при работе над художественным  произведением.

4.Разработать комплекс нетрадиционных приемов работы над произведением.

5.Проанализировать результаты  опытно-практической работы.

В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме, выявление методических приёмов, направленных на формирование навыка сознательного чтения; эмпирические методы исследования: наблюдение, анализ уроков,  анализ школьной документации, опытно-практическая работа.

База исследования: учащиеся 2 класса МОУ СОШ № 2,  модель  обучения «Гармония». В данном классе 20 человек: 10 мальчиков и 10 девочек, из них 5 детей с задержкой психического развития.

Методологическая база исследования: литературоведческие  и психологические основы формирования сознательного чтения описанные М. Р. Львовым, М. С. Соловейчик, С. Г. Макеевой, О. И. Никифоровой, А. Н. Виноградовой; подходы к методике работы над художественным произведением, описанные М. Р. Львовым, Н. Н. Светловской и В. Г. Горецким; нетрадиционные приемы работы над сознательностью чтения, разработанные учителями-практиками.

Теоретическая значимость заключается в систематизации приемов  по формированию сознательного чтения, а практическая значимость в создании комплекса приёмов формирования сознательного чтения при работе над художественным произведением и применении его на уроках литературного чтения.

Данная работа состоит  из введения, двух глав, обобщений по главам, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении рассматривается  актуальность проблемы, объект и предмет исследования, задачи данной работы.

Первая глава посвящена  рассмотрению психологических и  литературоведческих основ формирования сознательного чтения, традиционных приемов работы над сознательностью  чтения и анализу УМК автора О. В. Кубасовой.

Во второй главе мы обобщили опыт учителей практиков по формированию сознательного чтения при работе над художественным произведением  и создали свой комплекс нетрадиционных приемов работы над сознательностью  чтения.

В заключении делаются выводы о проделанной работе, подводятся итоги.

Список литературы содержит 21 источник.

Приложение включает в себя конспекты уроков, календарно-тематический план, диаграммы отражающие результаты исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический  анализ проблемы исследования.

1.1Литературоведческие  и психологические основы формирования  сознательного чтения.

Для рассмотрения проблемы исследования необходимо определить, что такое сознательное чтение.

По мнению М. Р. Львова сознательность в общем виде может  быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:

1)применительно к овладению  самим процессом чтения (техникой  чтения);

2)применительно к чтению  в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева). [ 12, ст.130]

Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют в виду, насколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание печатных знаков: находит гласные, соотносит их со слогами-слияниями, видит согласные вне слияний и осознает, к какому слогу-слиянию их следует присоединить.

Термин сознательное чтение во втором значении функционирует  в методике на разных уровнях протекания самого процесса чтения. Опишем эти  уровни:

Первый уровень часто  совпадающий с аналитическим  этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.

Второй уровень сознательного  восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста  произведения, т.е. уяснение его идейной  направленности, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.

Можно говорить и о  третьем уровне сознательного чтения, когда индивид осознает свои читательские интересы и обладает умениями, которые  могут их удовлетворить, иными словами, сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности. Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:

осмысление значения каждой языковой единицы текста;

понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.е. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;

осознание себя как читателя. [13, с 130]

По мнению Л. К. Назаровой, осознанность чтения – это умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Оно складывается из значения отдельных слов, смысла предложений, частей текста. [по 14]

Н. Н. Светловская утверждает, что сознательным чтение бывает только тогда, когда читатель читает и понимает, чего он здесь не понимает. [по 19]

Л. П. Федоренко считает, что дидактический принцип, предполагает единство преподавания и учения. Поэтому обычно принцип сознательного чтения объединяется с активностью учащихся в познавательном процессе и получает название: «Принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя». Сознательное чтение предполагает не только понимание, глубокое осознание изучаемого материала, но и понимания путей познания, активное участие школьника в познании; наблюдение над фактами языка, анализ языковых образов, доступная исследовательская работа, решение проблемных задач, вывод правил и закономерностей, обобщения, систематизация и прочее. Сознательное чтение относится главным образом к усвоению знаний, однако сознательное чтение повышает качество усвоения умений и навыков в области речи, чтения, письма. Сознательное чтение исключает механическое усвоение, зубрёжку, отрывочность знаний. [по 19]

Е. А. Адамович дает следующее  определение:  сознательность чтения — это основное качество, без  которого все остальные просто не нужны и частично не возможны (например: выразительность).

Показателями чтения и обученности читателя является его способность поставить перед  собой три вопроса и ответить на них:

1. Что я чувствую, когда  читаю?

2.Почему именно так  я чувствую, переживаю?

3.Что дает мне возможность  именно так оценить произведение?

Проверку осознанности чтения традиционно проводится во время  беседы по прочитанному. При этом вопросы должны касаться четырех уровней восприятия:

1 уровень – фактическое  содержание.

2 уровень – понимание  причинно-следственных связей, мотивации  поступков персонажей.

3 уровень – собственная  оценка действующих лиц, их  поступков.

4 уровень – постижение  главной мысли автора. [по 19, ст. 320]

Информация о работе Формирование сознательного чтения в процессе работы над художественным произведением через нетрадиционные приемы работы