Формирование словаря признаков у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста средствами описательной загадки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности и разработать комплекс методических приемов по формированию словаря признаков старших дошкольников с ОНР средствами описательной загадки. Задачи исследования:
Изучить состояние проблемы формирования словаря признаков у детей в психолого-педагогической литературе;
Выявить особенности словаря признаков у старших дошкольников с ОНР;
Разработать комплекс методических приемов коррекционно-логопедической работы, направленных на формирование словаря признаков у старших дошкольников с ОНР средствами описательной загадки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У ДЕТЕЙ 5

1.1 Формирование словаря признаков у дошкольников 5
1.2 Особенности формирования словаря признаков у дошкольников с ОНР 12

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 16

2.1Методика и организация экспериментального исследования...............16
2.2 Результаты изучения словаря признаков у старших дошкольников с ОНР 18
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОПИСАТЕЛЬНОЙ ЗАГАДКИ 24

3.1 Методический аспект формирования словаря признаков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами описательной загадки 24
3.2 Комплекс методических приемов, направленных на формирование словаря признаков у старших дошкольников с ОНР средствами описательной загадки 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31

ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 145.41 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У ДЕТЕЙ 5

 

1.1 Формирование словаря признаков у дошкольников 5

1.2 Особенности формирования словаря признаков у дошкольников с ОНР 12

 

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 16

 

2.1Методика и организация экспериментального исследования...............16

2.2 Результаты изучения словаря признаков у старших дошкольников с ОНР 18

ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОПИСАТЕЛЬНОЙ ЗАГАДКИ 24

 

3.1 Методический аспект  формирования словаря признаков  у старших дошкольников с общим  недоразвитием речи средствами  описательной загадки 24

3.2 Комплекс методических  приемов, направленных на формирование  словаря признаков у старших  дошкольников с ОНР средствами  описательной загадки 26

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 33

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Словарь – один из компонентов  речевого развития ребенка. Овладение  словарем является важным условием умственного  развития, поскольку содержание исторического  опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой  форме и прежде всего в значениях  слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.

Вопросом изучения развития лексики у детей занимались ученые многих областей научных знаний: лингвистики, психологии, психолингвистики и др. (А. М. Бородич, А.Н. Гвоздев, С.Н. Цейтлин, А.М.Захарова и др.), которые подчеркивали сложность процесса овладения лексикой детьми дошкольного возраста.

 Для дошкольников с  речевым недоразвитием овладение  лексикой представляет особую  сложность. Исследователи отмечают  у дошкольников с общим недоразвитием  речи недостаточную сформированность речевой функциональной системы: бедность словаря, предметной, глагольной лексики, словаря признаков.

Изучением особенностей лексики  детей с ОНР и созданием  методик коррекционной работы занимались такие отечественные ученые как  О.Н. Громова, Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева. Г.В. Чиркина, Алексеева М.М., Яшина В.И., и др.

Все практики отмечают многостороннее влияние на речь детей загадывания  и отгадывания загадок. Ценность этого метода состоит, с одной  стороны, в том, что он позволяет  эффективно развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны, загадки помогают детям овладеть выразительными средствами языка. Загадка – одна из малых  форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов  или явлений. Разгадывание загадок  развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или  явления, умение ярко и лаконично  передавать образы предметов, развивает  у детей понимание образной стороны  речи.

Актуальность  темы исследования. Словарь признаков выражает качества разной сложности, отношения. У детей с общим недоразвитием речи употребление прилагательных вызывает наибольшие затруднения.

Специальные исследования данного  аспекта детской речи немногочисленны. Вышесказанное позволяет говорить об актуальности избранной темы.

Несмотря на значимость вопросов развития активного словаря, на практике они оказываются недостаточно разработанными, некоторые вопросы требуют дальнейшего  изучения: исследование форм, методов  и приемов развития словаря; создание нового дидактического материала, направленного на развитие активного словаря.

Цель  исследования: выявить особенности и разработать комплекс методических приемов по формированию словаря признаков старших дошкольников с ОНР средствами описательной загадки.

Задачи  исследования:

  1. Изучить состояние проблемы формирования словаря признаков у детей в психолого-педагогической литературе;
  2. Выявить особенности словаря признаков у старших дошкольников с ОНР;
  3. Разработать комплекс методических приемов коррекционно-логопедической работы, направленных на формирование словаря признаков у старших дошкольников с ОНР средствами описательной загадки.

Объект  исследования: развитие словаря признаков у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: описательная загадка как средство формирования словаря признаков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы  исследования:

- Теоретический (сравнительно-сопоставительный  анализ психолого-          педагогической литературы);

- Эмпирический (педагогический  констатирующий эксперимент);

- Количественный и качественный  анализ данных констатирующего            эксперимента.

 

 

 

 

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЗНАКОВ У ДЕТЕЙ

 

 

1.1  Формирование словаря признаков у дошкольников

 

Словарь – лексика, словарный запас языка, словарный запас отдельного человека [24, с. 307].

Различают пассивный и активный словарь. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды; под активным - часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком [24, с. 307].

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова считают, что развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее - слова обобщающего характера [18, с. 52].

Развитие лексики, по свидетельству  Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми [17, с. 108].

Первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция  сообщения. Деятельность ребенка раннего  возраста осуществляется совместно  со взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер.

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова подчеркивают, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, то есть расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира. Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком [18, с. 67].

В связи с этим, развитие лексики во многом определяется и  социальной средой, в которой воспитывается  ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости  от социального уровня семьи, так  как словарь усваивается ребенком в процессе общения.

Вопросу развития лексики  ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс  освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом.

Ранний этап формирования речи, в том числе и овладение  словом, многосторонне рассматривается  в работах таких авторов, как  М.М. Кольцова, Е.Н. Винарская, Н.И. Жинкин, Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б. Эльконин и др.

В конце первого и начале второго года жизни ребенка постепенно все большую силу начинает приобретать  словесный раздражитель. Однако в  этот период развития, по наблюдениям  М.М. Кольцовой, слова не разграничиваются друг от друга, ребенок реагирует  на весь комплекс слов со всей предметной ситуацией.

На начальной стадии реакция  на словесный раздражитель проявляется  в виде ориентировочного рефлекса. В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется так называемый рефлекс второго порядка на словесный  раздражитель. У ребенка развивается  подражательность, многократное повторение нового слова, что способствует усилению слова как компонента в общем, комплексе раздражителей [16, с. 41].

В этот период развития в  речи ребенка появляются первые нерасчлененные слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребенком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко – «мокко», собака – «бака»).

Слова – представления  на этом этапе выражают либо повеление (на, дай), либо указание (там), либо называют предмет (киса, ляля) или действие (бай).

В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребенка происходит расчленение комплексов на части, которые  вступают между собой в различные  комбинации (Катя бай, Катя ляля). В этот период у ребенка начинает быстро расти запас слов, который к концу второго года жизни составляет около 300 слов различных частей речи [16, с. 52].

Таким образом, сначала ребенок  получает знаки от окружающих его  людей, а затем осознает их, открывает  функции знаков.

Несмотря на то, что к 3,5-4 годам предметная отнесенность слова  у ребенка приобретает достаточно устойчивый характер, процесс формирования предметной отнесенности слова на этом не заканчивается.

В процессе формирования лексики  происходит и уточнение значения слова.

Вначале значение слова полисемантично, его значение аморфно, расплывчато. Слово может иметь несколько  значений. Одно и тоже слово может обозначать и предмет, и признак, и действие с предметом. Например, слово кых может обозначать в речи ребенка и кошку, и все пушистое (воротник, меховую шапку), и действие с предметом (хочу погладить кошку). Слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые уточняют его значение.

Параллельно с уточнением значения слова происходит и развитие структуры значения слова.

Известно, что слово имеет  сложное по своей структуре значение. С одной стороны, слово является обозначением определенного предмета. С другой стороны, слово обобщает совокупность предметов, признаков, действий.

В качестве основных выделяются следующие компоненты значения слова ( по А.А. Леонтьеву, Н.Я. Уфимцевой, С.Д. Кацнельсону и др): [3, с. 18]

  • денотативный компонент, т.е. отражение в значении слова особенностей денотата (стол – конкретный предмет);
  • понятийный, или концептуальный, или лексико-семантический, компонент, отражающий формирование понятий, отражение связей слов по семантике;
  • коннотативный компонент – отражение эмоционального отношения говорящего к слову;
  • контекстуальный компонент значения слова (холодный зимний день, холодный летний день, холодная вода в реке, холодная вода в чайнике) [7, с. 87].

Безусловно, не все компоненты значения слова появляются у ребенка  сразу.  

Исследования показывают, что ребенок, прежде всего, овладевает денотативным компонентом значения слова, т.е. устанавливает связь между  конкретным предметом (денотатом) и  его обозначением

Понятийный, концептуальный компонент значения слова усваивается  ребенком позднее по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Объясняя значение слова  стол, ребенок сначала говорит: «На  нем едят». Позднее он по-другому  объясняет слово стол: «Это вид  мебели», т.е. соотносит это слово  на основе связей между словами в  языковой системе.

Постепенно ребенок овладевает и контекстуальным значением  слова. Так, ребенок дошкольного  возраста с большим трудом овладевает переносным значением слова, афоризмами. [17, с. 20]

Л.С. Выготский, анализируя развитие значения слова в онтогенезе, писал: "Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом возникает первый знак, как на основе условного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения" [5, с. 415].

Первоначально новое слово  возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом и  соответствующим ему предметом.

Первая стадия развития детских  слов протекает по типу условных рефлексов. Воспринимая новое слово (условный раздражитель), ребенок связывает  его с предметом, а в дальнейшем и воспроизводит его.

Так, в возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его  людей к активному расширению своего словаря в период использования  вопросов: "что это?", " как  это называется?".

К 3,5 - 4 годам предметная отнесенность слова у ребенка приобретает  достаточно устойчивый характер, продолжается процесс формирования предметной отнесенности слова.

В процесс е формирования лексики происходит и уточнение  значения слова.

Вначале значение слова полисемантично, его значение аморфно, расплывчато. Слово может иметь несколько  значений. Одно и то же слово может  обозначать и предмет, и признак, и действие с предметом.

Слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые уточняют его значение. Параллельно с уточнением значения слова происходит и развитие структуры значения слова.

Слово приобретает различные  оттенки значения в зависимости  от контекста и в зависимости  от интонации.

Информация о работе Формирование словаря признаков у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста средствами описательной загадки