Формирование связной речи при нормальном и нарушенном речевом развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 05:11, курсовая работа

Краткое описание

Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи у учащихся. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи у учащихся.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Формирование связной речи при нормальном и нарушенном речевом развитии
1.2. Лингвистический и психолингвистические основы связной речи…………………………………………………………………………4
1.3.Формирование связной речи в онтогенезе…………………………...8
1.4. Характеристика старших дошкольников с ОНР…………………...12
1.5.Особенности формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ……………………………………………21
Глава 2. Организация методики исследования
2.1. Методика констатирующего этапа эксперимента…………………26
2.2. Выявление уровня сформированности связной речи у старших дошкольников с ОНP……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………...52
Список литературы ……………………………………………………………53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Т.В 26 мая.docx

— 180.42 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1. Формирование связной речи при нормальном и нарушенном речевом развитии

1.2. Лингвистический и психолингвистические основы связной речи…………………………………………………………………………4

1.3.Формирование связной речи в онтогенезе…………………………...8

1.4. Характеристика старших дошкольников с ОНР…………………...12

1.5.Особенности формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ……………………………………………21

Глава 2. Организация методики исследования

2.1. Методика констатирующего этапа эксперимента…………………26

2.2. Выявление уровня сформированности связной речи у старших дошкольников с ОНP……………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………...52

Список литературы ……………………………………………………………53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.

Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и  другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи у учащихся. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи у учащихся.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речи, которое характеризуется нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике. При этом особенно сложным и стойким является нарушение формирования лексики и грамматического строя речи.

Процесс развития связных высказываний у дошкольников с ОНР характеризуется общими и специфическими особенностями, как внутреннего программирования, так и внешнего оформления связных высказываний. Этим и определяется актуальность нашего исследования.

Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы (В.К. Воробьева,                      В.П. Глухов, Р.Е Левина, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова,              Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко)и многие другие.

С.А. Миронова раскрывает содержание и методы работы по развитию прямой речи.

Н.А. Никашина раскрывает цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей.  В.К.Воробьевой разработана методика поэтапного формирования умений и навыков связной речи с использованием картинно-графического плана.

Т.А. Ткаченко предлагается формирование навыков описательного  рассказа с использованием моделей и схем. Обучение творческому рассказыванию нашло отражение в работах В.П.Глухова, Т.А. Сидорчук.

А.В. Ястребова излагает методы коррекционно-развивающего обучения связной речи детей с ОНР, рекомендует приемы, формирующие полноценную речевую деятельность. Т.Б.Филичева выделяет направления и методы коррекционного обучения детей с ОНР (IV уровня).

Формирование связной речи у детей с ОНР обусловлено значимостью связной речи для старших школьников с ОНР и их социальной адаптации.

Проблема исследования заключается в том, что не всегда на практике учитываются особенности формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Тема исследования: «Особенности формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР».

Объект исследования: процесс формирования связной речи у дошкольников с ОНР.

Предмет исследования: особенности формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР

Цель исследования: выявление особенностей формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть состояние проблемы формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР

2. Изучить особенности формирования связной речи в онтогенезе

3. Рассмотреть характеристику старшего дошкольника с общим недоразвитием речи

4. Выявить особенности формирования связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

5. Экспериментальным путем выявить уровень сформированности связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

Глава 1 Формирование связной речи при нормальном и нарушенном речевом развитии

1.1Лингвистический и психолингвистические основы связной речи

 

Характеристика  связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и психологической методической литературы [5, 6, 20, 24, 36 и др.]. Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах: психологическом(С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский), психолингвистическом (А.А.Леонтьев, Т.В. Ахутинаи др.) и логопедическом (В.П.Глухов,А.В.Ястребова,Т.А.Ткаченко,Т.Б.Филичева,В.К.Воробьева и др.).

По мнению А. В. Текучева [48], под связной речью в широком смысле слова следуют понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и “каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи”[48, c. 65]. Из анализа литературных источников [2, 4,7, 10, 15 и т.д.]следует, что понятие “связная речь” относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.

А. Р. Лурия[35], С. Л. Рубинштейн [46], В. П. Глухов [9] считают, что диалогическая речь (диалог) – первичная по происхождению форма речи, возникающая при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном обмене репликами [9, c. 4].  Отличительными чертами диалогической речи являются:

 - эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса;

 - ситуативность [31, c. 4]. По сравнению с диалогической, монологическая речь (монолог) – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности [9, c. 4].

А. Р. Лурия [35], С. Л. Рубинштейн [46], А. А. Леонтьев [31] к основным свойствам монологической речи относят: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическую последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации [46, c. 402]. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

А. А. Леонтьев [31] отмечает, что, являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо- и словообразующие, а также синтаксические средства. Вместе с тем в монологической речи реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой, как на слуховое, так и на зрительное восприятие. По сравнению с диалогом, монологическая речь более контекста и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных синтаксических конструкций. Таким образом, последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.

О. А. Нечаева  [41] выделяет ряд разновидностей устной монологической речи (“функционально-смысловые” типы). В дошкольном возрасте основными видами являются описание, повествование и элементарные рассуждения.

Однако А. Р. Лурия [35] и ряд других авторов [8, 21, 22, 24, 36] наряду с существующими различиями отмечают определенное сходство и взаимосвязь диалогической и монологической форм речи. Прежде всего, их объединяет общая система языка. Монологическая речь, возникающая у ребенка на основе  диалогической, впоследствии органично включается в разговор, беседу [9].Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний [8].

А.А. Леонтьевопределяет термин “высказывание” как коммуникативную единицу (от отдельного предложения до целого текста), законченную по содержанию и интонации и характеризующуюся определенной грамматической или композиционной структурой [31].  К характеристикам любого вида развернутых высказываний относятся: связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

В специальной  литературе выделяются следующие критерии связности устного сообщения: смысловые  связи между частями рассказа, логические и грамматические связи  между предложениями, связь между  частями (членами) предложения и  законченность выражения мысли  говорящего [9].

Другая важнейшая  характеристика развернутого высказывания – последовательность изложения. Нарушение  последовательности всегда негативно  отражается на связности сообщения [9].Логико-смысловая организация высказывания включает предметно-смысловую и логическую организацию. Адекватное отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания; отражение же хода изложения самой мысли проявляется в его логической организации [9].

Таким образом, связная речь - это совокупность  тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.

Связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую.Основными видами, в которых осуществляется монологическая речь в дошкольном возрасте, являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Их существенными характеристиками являются связность, последовательность, логико-смысловая организация.

Знание лингвистических и психолингвистических основ связной речи, приведенной выше, необходимо для коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

 

 

 

1.2Формирование связной речи в онтогенезе

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работах             Л.А. Пеньевской, Л.П. Федоренко, Т.А. Ладыженской, М.С. Лаврик и др. [30,40].Исследователи отмечают, что элементысвязной речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет [23, 28]. В перечисленных работах рассматриваются, в частности, особенности овладения детьми грамматическим строем родного языка, синтаксическими средствами построения высказываний (A.M.Шахнарович, В.Н. Овчинников, Д. Слобин, И.Н. Горелов и др.), планированием и программированием речи (В.Н. Овчинников, Н.А. Краевская и др.).

У детей без  речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения.

На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения совзрослыми, закладываются основы будущей связной речи. На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей [57].

К концу второго  года жизни формируется элементарная фразовая речь.

Элементарная  фразовая речь включает в себя, как  правило, 2-3 слова, выражающие требования. Если к 2,5 годам у ребенка не формируется  элементарной фразовой речи, то темп его  речевого развития начинает отставать  от нормы. Речевое развитие ребенка  формируется оптимально при индивидуальном общении его с взрослым. Ребенок должен ощущать не только эмоциональное участие в его жизни, но и постоянно на близком расстоянии видеть лицо говорящего[10].

На третьем  году жизни резко усиливается  потребность ребенка в общении. В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных  слов, но и возрастает возникшая  в конце второго года жизни способность к словотворчеству[10].Первоначально это явление выглядит как рифмование, затем изобретаются новые слова, имеющие определенный смысл. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных[10]. Дети пользуются диалогической формой речи.

После трех лет  интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Считается, что звуковая сторона  языка при нормальном речевом  развитии ребенка полностью формируется  к четырем-пяти годам жизни.

Начиная с четырех  лет жизни фразовая речь ребенка  усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи.

Информация о работе Формирование связной речи при нормальном и нарушенном речевом развитии