Формирование положительных поведенческих навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:58, статья

Краткое описание

Резкое ухудшение экологической обстановки, стрессы, предрасположенность к тем или иным заболеваниям ведёт к снижению не только соматического, но и психического здоровья детей. Результаты обследования показали, что дети, приходящие на ПМПК, зачастую имеют не один дефект в развитии. Это требует от педагогов особого внимания и разноплановости воздействия.

Вложенные файлы: 1 файл

статья с поправками (2).docx

— 26.69 Кб (Скачать файл)

нет четких анамнестических сведений в %

Формирование  положительных поведенческих навыков  у детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата

 

Антонова  С.Е., воспитатель

ГОУ Детский  сад компенсирующего вида №2664 САО  г. Москвы

Резкое ухудшение экологической  обстановки, стрессы, предрасположенность  к тем или иным заболеваниям ведёт  к снижению не только соматического, но и психического здоровья детей. Результаты обследования показали, что дети, приходящие на ПМПК, зачастую имеют не один дефект в развитии. Это требует от педагогов  особого внимания и разноплановости воздействия.

Изучая детей с нарушениями  ОДА, посещающими группы детского сада компенсирующего вида и имеющими такие диагнозы, кК нарушение осанки, скалиотическая осанка, дисплазия, кифоз грудного отдела, гипо- и гипертонус и т.д., можно отметить, что данная категория детей отличается более частой подверженностью к соматическим заболеваниям, а в анамнезе нередко – асфиксию плода, ПЭП, ММД, ГГС и т.д.

Вследствие нарушения  общего мыщечного тонуса, у детей даже с незначительными отклонениями в развитии ОДА чаще, чем в массовых группах детского сада, встречаются нарушения в разных областях развития речи. Зачастую эти дефекты являются вторичными. Такие дети моторно неловки, у них органичен объём движений, вялая или недостаточно развитая тонкая моторика рук. Это особенно хорошо прослеживается на занятия по изобразительной деятельности, конструированию из бумаги, при работе с мелким раздаточными материалом. Дошкольники данной группы развития более медленно овладевают навыками самообслуживания, особенно застёгивание пуговиц на одежде и шнуровкой, из-за нарушения тонкой моторики..

Эмоционально – личностные особенности детей, имеющих двигательные ограничения, рассматриваются различными авторами в рамках трёх направлений: клинического, педагогического, психологического.

Клиническое направление  изучает эмоционально – поведенческие  расстройства у детей с ДЦП  в структуре церебрастенического, неврозоподобного и психопатоподобного синдромов (Л.О. Бадалян, Е.И. Кириченко, В.В. Ковалёв, Е.М. Мастюкова). Церебрастенический синдром характеризуется снижением работоспособности, повышенной истощаемостью и нарушениями настроения. Дошкольники с церебрастенией пугливы, легко внушаемы, восприимчивы к действию неблагоприятных факторов, им свойственны плаксивость и раздражительность, страхи и протестские реакции.

Дети с неврозоподобным синдромом легко возбудимы и пугливы. В психотравмирующих ситуациях (разлука с матерью, смена обстановки, встреча с чужими людьми) у них возникает состояние перевозбуждения, которое сопровождается вегето – сосудистыми реакциями, усилением двигательных и речевых расстройств.

Психопатоподобный синдром у дошкольников с ДЦП проявляется в виде синдрома психической неустойчивости. Такие дети обычно слабовольны, инфантильны и легко внушаемы, но в состоянии аффекта, который возникает у них быстро и по любому поводу, становятся раздражительными, агрессивными и жестокими.

В педагогических исследованиях  авторы обращают внимание на те особенности эмоционально – волевой сферы и личности дошкольников с двигательными нарушениями, которые затрудняют коррекционно – педагогическую работу и во многом обусловлены ошибками воспитания в семье. Е.Ф. Архипова, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, Г.В. Кузнецова, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько отмечают снижение волевой активности, внушаемость и личностную незрелость детей с ДЦП

В психологическом направлении  подчёркивается значение эмоционального самочувствия, адекватной самооценки и полноценного межличностного общения  для гармоничного развития личности детей с ДЦП. Разработки в этом направлении представлены в исследованиях  Э.С. Калижнюк, В.И. Николаенко, И.В. Поставневой, О.Л. Раменской. В области семейной психологии и воспитания детей с двигательными нарушениями известны исследования И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, В.В. Ткачёвой, В. Чавес, Л.М. Шипицыной. Авторы отмечают, что неадекватные стили воспитания, повлекшие за собой нарушения детско – родительских отношений, негативно отражаются и на отношении детей с двигательными нарушениями к своему заболеванию.

 

 

Развитие эмоционально-волевой  сферы детей с нарушениями  опорно-двигательного аппарата (ОДА) является важной задачей при подготовке к школьному обучению и интеграции. Формирование у них учебной мотивации, произвольного поведения, навыков  самоконтроля, владения своими эмоциями  имеет ряд особенностей:   эмоционально – волевая незрелость сочетается с повышенной эмоциональной возбудимостью, снижена работоспособность, повышена утомляемость, неустойчивое и слабосконцентрированное внимание, нередко нарушения функций памяти, двигательная неточность зрительно-пространственной ориентировки, часто сопровождающие проблемы – сенсорные, речевые и интеллектуальные нарушения. При этом психическое развитие ребенка определяется как состоянием его центральной (ЦНС) и периферической нервной системы, так и социальной ситуацией развития.

Анализ анамнестических  данных показал, что многие наши воспитанники имеют не только нарушения ОДА, но и нарушения ЦНС, которые проявляются  в беспокойстве, раздражительности, неловкости движений, нарушениях сна  и процесса питания. При повышенном мышечном тонусе у детей наблюдаются  излишняя подвижность, импульсивность, трудности сохранения позы; слабый мышечный тонус проявляется вялостью осанки и тонкой моторики, а также  ее недоразвитием, неустойчивостью  эмоционального состояния; при нарушении  осанки наблюдается двигательная расторможенность, сниженная работоспособность, быстрая  утомляемость, неустойчивый эмоциональный  фон. Часто дети остро реагируют  на изменения погодных условий, что, в свою очередь, способствует обострению имеющихся нарушений. На фоне проявлений тревожности, раздражительности, негативизма, агрессивности дошкольники с нарушениями ОДА испытывают затруднения в общении. Со взрослыми они могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, стремятся к тактильным контактам. Со сверстниками у этих детей редко завязываются длительные и глубокие отношения, чаще всего мотивация действий и поступков эмоциональная.

Невнимание взрослых к  дошкольнику с нарушением ОДА  в проблемных ситуациях и неумение ребенка самостоятельно справиться с возникшими сложностями приводят к нарушению его эмоционального состояния, социальных контактов, возникновению  эмоциональных расстройств.

Все перечисленные проблемы проявляются с разной степенью выраженности и влияют на развитие личности ребёнка, его поведение, устойчивость отношений  в детском коллективе и в семье. Поэтому для формирования положительных  поведенческих навыков у детей  с нарушениями ОДА мы проводим специальные занятия, в которые  включаем упражнения, мимические этюды  и игры, направленные на  активизацию  внимания, преодоление двигательной автоматизации, коррекцию психомоторных  и эмоциональных расстройств, успокоение возбуждённых детей и их организацию, развитие тонкой моторики. При разработке содержания этих занятий обязательно  учитываем индивидуальные особенностей развития детей. Предлагаем вниманию читателей  некоторые игры, использование которых  в коррекционной работе дает положительный  эффект.  

Эмоциональное состояние  детей и развитие эмоций имеет  существенное значение при разработке коррекционных программ.

Воспитательно – образовательные задачи дошкольного учреждения предполагают не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эмоциональное состояние оказывает влияние на формирование всех психических процессов детей.

При выходе в школу дети должны иметь базовый набор знаний, умений и навыков; ориентироваться  в пространственных и пространственно  – временных отношениях; у детей  должна быть сформирована учебная мотивация, произвольность деятельности, а также  должен быть сформирован навык самоконтроля.

Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций. Поэтому при воспитании важно  не просто научить детей стимулировать  себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных.

Часто возникающие отрицательные  ситуации, невнимательные окружающие, неумение детей справиться с возникшей  проблемой приводят к нарушению  эмоционального состояния ребёнка. И, если вовремя не обратить внимание на возникающие нарушения эмоций, то это может вызвать разбалансировку чувств, способствующую возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребёнка, к нарушению социальных контактов. Выявлено, что у детей часто отмечаются состояния эмоциональной напряжённости и, кА следствие, неустойчивые отношения в семье, в детском коллективе.

Источниками и причинами  психического развития и психической  деятельности в целом («Проблемные  дети: основы диагностической и коррекционной  работы психолога» к.п.н. М.М. Семаго, к.п.н. Н.Я. Семаго) являются:

  1. Состояние ЦНС и периферической нервной системы (органические или функциональные)
  2. Социальная ситуация:

- детско – родительские отношения

- педагогические воздействия

- социально – этническая  культура

Предпосылки психической  деятельности формируются с момента  рождения, а в более поздние  сроки развития встраиваются в качестве «операционно – технологических» в психическую деятельность ребёнка.

Система предпосылок развития имеет три взаимосвязанных и  взаимодействующих компонента. Разделение это условно, однако даёт возможность  оценить вклад каждой в целостную  психическую деятельность ребёнка.


 


 

 

 

При поступлении в детский  сад, многие дети имеют органические диагнозы ММД, ПЭП, ГГС. Признаками нарушения у детей являются следующие особенности:

- беспокойство, раздражительность,  частые беспричинные вскрикивания

- наблюдается нарушение  сна (долгое засыпание, в основном  только в присутствии взрослого,  сон беспокойный, возможен энурез, бодрствования, процесса питания (дети могут отказываться от пищи или не иметь чувства насыщения)

- движения неловки, неконтролируемы,  при этом дети очень подвижны  и импульсивны

В силу своей раздражительности  дети имеют проблемы в общении:

- со взрослыми – не могут держать дистанции, ведут себя навязчиво, бесцеремонно, предпочитают тактильные контакты.

- со сверстниками –  редко завязывают длительные  и глубокие отношения, чаще  всего мотивация действий и  поступков эмоциональная.

Ортопедические нарушения  также приводят к проблемам в  формировании эмоционально – личностной сферы, в общении, в произвольности деятельности, в познавательной активности.

При проблемах мышечного  тонуса (такие диагнозы, как ГГС, ПЭП, СДМ, кривошея, нарушение осанки и др.) детям присущи:

  1. Гипертонус:

- двигательное беспокойство

- расторможенность

- импульсивность

- девиантное поведение

Ребёнок не может сохранить  одну позу достаточное количество времени (например: а) во время обеда –  первое блюдо съедается сидя за столом, второе – стоя, третье в движении; б) во время занятия – начало занятия  за столом, в конце занятия –  ребёнка можно увидеть уже  под столом)

  1. Гипотонус:

- слабый мышечный тонус

- вялая осанка

- вялая и неразвитая  тонкая моторика пальцев рук

- несформированность ВПФ

-неустойчивое эмоциональное  состояние

-нет произвольной саморегуляции

     3. Нарушения  осанки:

- расторможенность

- сниженная работоспособность

- быстрая утомляемость

- неустойчивый эмоциональный  фон

- проблемы в общении

У многих детей отмечаются колебания внутричерепного давления, повышенная метеочувствительность и, как следствие этого, колебания эмоционального состояния, внимания, работоспособности, что, в свою очередь, может обострить имеющиеся нарушения. Все перечисленные проблемы проявляются с разной степенью выраженности.

На примере схемы можно  увидеть, что уже на начальных  этапах формирования произвольности психических  процессов у детей в наличии  патологии разных степеней сложности. Поэтому коррекционная работа в  группах для детей с нарушениями  ОДА начинается с исправления  и развития двигательных навыков: общая  моторика, тонкая моторика, артикуляционная  моторика и т.д. Отсюда, так важна  тесная взаимосвязь всех направлений  развития, необходима параллельная работа всех специалистов и семьи.

 

Коррекционные занятия, направленные на формирование положительных поведенческих навыков у детей с нарушениями ОДА, проводятся по следующей схеме:

1 часть – включение  внимания, организация детей: мимические  этюды, глазодвигательные упражнения и т.д.

Воспитатель предлагает детям  выполнить следующие движения:

А) поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажмуриться и  т.д.

Б) гимнастика для глаз

В) показ жестами слов «высокий», «низкий», «там», «здесь», «он» и т.п.

2 часть – подвижные  игры на преодоление двигательной  автоматизации

«Запретное  число» (по типу игры «Да и нет» Кряжевой Н.Л.,1997)

Перед началом игры выбирают какое-либо число, которое нельзя произносить. Играющие становятся в круг и по очереди считают вслух.  Вместо запретного числа дети должны хлопнуть в ладоши соответствующее количество раз.

Информация о работе Формирование положительных поведенческих навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата