Формирование навыков труда в природе у детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель ― вырастить цветы, и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде (сделал игрушку ― можешь играть). Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Спириной А.А. правки.docx

— 72.79 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Труд является целесообразной деятельностью человека, направленной на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

В.А.Сухомлинский утверждал, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших детей, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека [29].

Трудовое воспитание в дошкольном учреждении занимает одно из ведущих мест в системе гармоничного развития дошкольника. Необходимо, чтобы желание ребенка заниматься определённой деятельностью реализовалось наиболее полно с опорой на интересы, психофизиологические возможности дошкольников. Для этого необходимо как можно раньше начинать работу по формированию положительного отношения детей к труду. Поэтому ведущей идеей в воспитании положительного отношения к труду у детей, особенно в дошкольном возрасте, должна стать идея интереса к труду.

В исследованиях Г.Н.Годиной, В.Г.Нечаевой показано, что самым благоприятным периодом для воспитания положительного отношения к труду является дошкольный  возраст [5,23]. Именно в этом возрасте в процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения, в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.  Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.

Особое значение в среднем дошкольном возрасте имеет труд в природе. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения сенсорного воспитания. Трудясь в природе, ухаживая за комнатными растениями, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих связей. Дети на практике устанавливают зависимость состояния растений от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей  и зависимостей способствует формированию правильного отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным (С.Н.Николаева. Программа «Юный эколог»).

        Труд в природе  имеет свою специфику. Это единственный  вид производительного труда, доступный  детям дошкольного возраста. Конечная  цель ― вырастить цветы, и результаты  труда конкретны и понятны  ребенку, но они не могут быть  достигнуты быстро, как это имеет  место в ручном труде (сделал  игрушку  ―  можешь играть). Цель  отдалена во времени и требует  от ребенка длительных физических  и умственных усилий, повседневной  кропотливой работы.

Как отмечает М.А. Васильева, наряду с достижениями в трудовом воспитании детей в дошкольных учреждениях есть много проблем и нерешенных вопросов. Нередко взрослые, организуя трудовую деятельность детей, сами выполняют  большую часть работы: поливают растения, чистят клетки животных, готовят корм, мастерят игрушки. А детям остаются лишь отдельные поручения – принеси, подай, помоги, подержи, что естественно не вызывает у них интереса к трудовому процессу. Если дети постоянно получают недостаточную трудовую нагрузку, они привыкают трудиться без напряжения, без усилий, новые трудовые умения и навыки не формируются. Неудача вызывает отрицательное отношение к труду. Нельзя забывать о том, что, если ребенок взялся за работу, потратил много сил, но не добился положительного результата или добился его за счет переутомления, в дальнейшем он будет стремиться уклониться от трудовой деятельности. Надо всегда посильную работу детям, чтобы на выполнение затрачивались усилия, соответствующие их возрастным возможностям. Каждому педагогу важно помнить, что никакие беседы о необходимости трудиться, никакие предмеры самоотверженного труда взрослых не сделают ребенка трудолюбивым, ели он сам не испытывает радости от трудовой деятельности. А любовь к труду возникает и крепнет только в посильном деле. Поэтому необходимо формировать навыки труда у детей дошкольного возраста. [6]

Объект исследования: трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Предмет исследования: – процесс формирования навыков по уходу за растениями у детей среднего дошкольного возраста.

Цель: опытно-экспериментальным путем выявить уровень сформированности навыков по уходу за растениями у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать литературу и определить особенности формирования навыков по уходу за комнатными растениями у детей дошкольного возраста.
  2. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности навыков по уходу за комнатными  растениями у детей дошкольного возраста.
  3. Организовать диагностическое обследование уровня сформированности навыков по уходу за комнатными растениями.
  4. Проанализировать результаты диагностического обследования и сделать выводы об уровне сформированности навыков по уходу за комнатными растениями у детей среднего дошкольного возраста. 

Методы исследования:

  • Теоретический анализ психологической и педагогической литературы.
  • Педагогическое наблюдение.
  • Специально созданные ситуации.

 

Глава I. Теоретические основы формирования навыков по уходу за комнатными растениями у детей среднего дошкольного возраста.

    1. Проблемы становления трудовой деятельности у детей дошкольного возраста в работах отечественных педагогов и психологов.

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому именно этот возраст является наиболее благоприятным для приучения детей к труду.

А.С. Макаренко говорил: «Ваш ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен» [19].

В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей[31].

По определению, данному в Советском энциклопедическом словаре, «труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей» [28].

Анализ исследований дает основание говорить о том, что трудовое воспитание рассматривалось с разных сторон. Как средство развития нравственных качеств - трудолюбия, заботливости и др., труд исследовали Р. С. Буре, Т. А. Маркова, Труд как вид детской деятельности исследовался Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Д. И. Сергеева и др.[2,20,23,27].

 В исследованиях В.Г. Нечаевой и Р.С. Буре были выделены виды труда дошкольников: хозяйственно – бытовой, труд в природе, ручной труд и самообслуживание[4,23].Р.С.Буре, Г.Н.Година рассматривали особенности взаимоотношений детей в труде [9].В работах Г. М. Годиной, Р. С. Буре, В. Г. Нечаевой и др. показана роль социально – значимой мотивации как основного компонента трудового процесса [3,923].В дошкольной педагогике выделилась научная школа, показывающая роль знаний и представлений о труде взрослых в жизни ребенка – дошкольника.  В работах В.И. Логиновой, Г.Г. Саморуковой ознакомление с трудом взрослых строится на причинно – следственных связях: преобразование предмета труда в процессе труда в его продукт[18,26]. В работах Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой подчеркивается роль представлений о труде взрослых в аспекте формирования качеств личности: трудолюбия, заботливости, внимания и др., раскрывается методика формирования представлений. Она включает в себя проведение этических бесед, рассматривание картин, создание проблемных ситуаций и др. [20,23].Бережливость, по данным Т.А. Марковой, Р.С. Буре формируется из правильного отношения к труду окружающих. Важно, чтобы ребенок на опыте убеждался в величайшей пользе труда для других [4,20].

Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова[20,23].

 В работах С. А. Козловой раскрываются  наглядные методы, которыми пользуются  воспитатели при ознакомлении  детей с трудом взрослых. Детей  вначале привлекает внешняя сторона  труда – видимые действия людей, орудия труда, материалы. Сам трудящийся  человек, его отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми  обычно ускользают от внимания  детей. Наблюдения за трудом взрослых  положительно влияют на поведение  детей, на их отношение к людям, вещам. Дети осторожно поливают  цветы, чтобы не залить пол; работая  с глиной, стараются не сорить; если кто–либо насорит, без напоминания  сам за собой убирает [14].

По мнению В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает [20,23].

В работе А. М. Виноградовой подчеркивается необходимость поддержания и развития интереса ребенка к труду взрослых. На конкретных зримых примерах важно подвести малышей к пониманию доступных им понятий (любой труд почетен; труд людей взаимосвязан и служит общему благу; людей труда уважают; уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано руками людей), а также к посильному участию самого младшего члена семьи в делах взрослых[7].

В.Г.Нечаева указывает, что в системе трудового воспитания важную роль играет воспитание трудолюбия. Его развитию способствует формирование социально ценных мотивов, воспитание интереса к труду[23].

В работах Р. С. Буре, Г. Н. Годиной отмечается основной компонент трудовой деятельности – социально – значимая мотивация и в связи с этим обосновывается методика включения детей в трудовую деятельность через показ значимости и ценности процесса и результата труда [3].

В исследовании Д. В. Сергеевой системно раскрывается методика организации ручного труда, его нравственная, эстетическая ценность в воспитании детей дошкольного [27].

В исследованиях Р.С.Буре, В.Г.Нечаевой, Г.Н.Годиной, Д. В. Сергеевой выделяетсякак особый вид труда труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и так далее. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования[4,23,28].

Труд дошкольников в природе имеет свои особенности. Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные овощи, посаженное деревце и так далее). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых.

Труд в природе даёт возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дошкольники наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу. Педагогическая ценность труда в природе реализуется только при условии активного включения дошкольников в трудовую деятельность.

Р.С. Немов рассматривает деятельность как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования[22].

Трудовая деятельность - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.

Трудовая деятельность — широкое понятие, обобщающее разные виды труда, состоящие из разных трудовых процессов. Трудовой процесс — своеобразная единица трудовой деятельности, в структуре которого отчетливо представлены все компоненты трудовой деятельности: цель труда, материал и трудовое оборудование (инструменты); набор трудовых действий человека по преобразованию материалов с помощью инструментов; достигнутый результат труда, удовлетворяющий потребности человека как реализация цели; мотивы труда. Овладеть трудовой деятельностью — это значит, прежде всего, овладеть трудовым процессом, его компонентами в единстве, связях.

Трудовая деятельность (особенно на ранних ее ступенях) мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте — игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру.

Как показано в исследованиях Д. В.Сергеевой, трудовую деятельность детей необходимо рассматривать в развитии, становлении по трем направлениям:1) обособление труда от игры и оформление его как самостоятельной деятельности;2) становление компонентов трудовой деятельности — овладение ребенком трудовым процессом;3) становление разных видов труда [27].

В подавляющем большинстве дошкольники с охотой включаются в работу, легко увлекаются непосредственно трудовой деятельностью. Но их желания ситуативные, поведение отличается неустойчивостью, быстрой сменой настроения. Они готовы браться за любое дело, стремятся участвовать во многих мероприятиях, но эта энергия неуёмного желания часто бывает несоразмерной с их возможностями. Поэтому к занятиям они могут охладеть, не доводить начатое дело до конца, переключаться с одного на другое. Зная об этом, воспитателю необходимо постоянно обновлять содержание, формы и методы занятий, заботиться о дозировке времени работы, поддерживать готовность к действию, бодрое настроение и положительное отношение к труду. В эмоциональной восприимчивости и ситуативности желаний дошкольника скрыты свои положительные моменты.

Информация о работе Формирование навыков труда в природе у детей среднего дошкольного возраста