Формирование навыков выразительного чтения стихотворений у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Умения и навыки выразительного чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков выразительного чтения стихотворений у детей младшего школьного возраста.
1.1.Стихотворение как литературный жанр.
1.2.Особенности восприятия детьми младшего школьного возраста литературных произведений.
1.3.Сущность и средства выразительного чтения.
Вывод по 1 главе

Глава 2. Методические основы формирования навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста.
2.1. Программные требования формирования навыков выразительного чтения.
2.2.Фрагменты уроков по выразительному чтению.
Вывод по 2 главе
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 88.15 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

                                                      

 

  Кафедра педагогики дошкольного

                                                                           и начального образования

 

Формирование навыков выразительного чтения стихотворений

у детей младшего школьного возраста

 

 

              (подпись)

 

«___»_________ 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

стр.2

Глава 1. Теоретические основы формирования навыков выразительного чтения стихотворений у детей младшего школьного возраста.

стр.4

1.1.Стихотворение как литературный жанр.

стр.4

1.2.Особенности восприятия  детьми младшего школьного возраста  литературных произведений.

 

1.3.Сущность и средства выразительного чтения.

стр.7

 

 

стр.13

Вывод по 1 главе

стр.23

   
   

Глава 2. Методические основы формирования навыков выразительного чтения у детей младшего школьного возраста.

стр.24

2.1. Программные требования формирования навыков выразительного чтения.

стр.24

2.2.Фрагменты уроков по выразительному чтению.

стр.28

Вывод по 2 главе

 

Заключение.

стр.35

 

стр.36

Список использованной литературы.

стр.38


Нормоконтроль пройден

 

______________________

(ФИО)

 

______________________

(подпись)

 

«___»__________2013г.

 

 

 

Введение

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Умения и навыки выразительного чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем произведение, будь то проза или стихотворение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения выразительному чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения.

Навык чтения является синтетическим явлением, состоящим из четырех компонентов: правильности, осознанности, беглости, выразительности. В тоже время выработка навыка выразительного чтения у детей способствует формированию правильного четкого произношения, развитию воображения, расширению словарного запаса, делает их речь ярче и образнее. В результате формирования навыка выразительного чтения стихотворений у детей активизируются познавательные процессы и мыслительная деятельность, развивается память и навыки общения.

Являясь эффективным и доступным средством развития воображения и речи, нравственных и социальных чувств учащихся, воспитания у них художественного вкуса, формирования умений творческой работы, выразительное чтение позволяет решать задачу наиболее полного усвоения идейного, нравственного и эстетического содержания художественного произведения, превращая этот процесс в сопереживание.

Таким образом, развитие навыка выразительного чтения – это результат более качественной социализации учащихся. Учитель на уроке чтения может развивать навык выразительного чтения в качестве составляющей в общей работе по развитию навыка чтения у школьников.

Актуальность выбранной нами темы обусловлена с одной стороны тем, что необходимость обучения детей правильному, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач школьного обучения, а с другой стороны выразительное чтение предполагает выработку у учащихся определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи.

Научно-методическая актуальность обусловлена тем, что в обширной научно-педагогической и методической литературе встречаются разнообразные методики работы над выразительным чтением.

В настоящей курсовой работе мы решаем следующие задачи:

  1. рассмотреть специфику стихотворения как литературного жанра;
  2. разобраться в сущности выразительного чтения;
  3. изучить особенности восприятия младшими школьниками литературных произведений;
  4. описать опыт учителей начальных классов и изучить программные требования по формированию навыков выразительного чтения стихотворений у детей младшего школьного возраста.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы:

- анализ лингвистической, психологической, методической литературы по данному вопросу;

- изучение программ по формированию навыков выразительного чтения.

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические основы формирования навыков выразительного чтения стихотворений у детей младшего школьного возраста.

 

    1. Стихотворение как литературный жанр.

 

В кратком литературоведческом словаре Л.И.Тимофеев дает такое определение лирики. Лирика (от греч. lyra – лира – музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись песни, стихи) – один из трех видов литературно-художественных произведений. В отличии от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния характера в определенный момент жизни. Лирический образ – это образ переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни – природы и общество – могут вызвать переживания человека. Особенность и сила воздействия лирики заключается в том, что она всегда, даже если речь идет о прошлом (воспоминания) выражает живое, непосредственное чувство, переживание.

Г.Н. Поспелов считает, что главное в лирике - эмоционально окрашенные описания и размышления. Воспроизведение же отношений между людьми и их поступков здесь не играет большой роли, чаще всего оно отсутствует вовсе. Лирические высказывания не сопровождаются изображением каких-либо событий. Где, когда, при каких обстоятельствах высказался поэт, к кому он обращался - все это либо проясняется из самих его слов, либо вообще оказывается несущественным.

Главный объект художественного познания в лирике - это характер самого «носителя речи», прежде всего его внутренний мир, его умонастроения и эмоции. В отличие от романов и эпопей, повестей и новелл, трагедий и комедий,  лирика, осваивая внутренний мир человека, не изображает события, действия, поступки, взаимоотношения. В этом смысле она обретает черты экспрессивных искусств (22,с.65).

Лирическая речь неизменно опирается на значения слов, на познавательные и изобразительные возможности языка. В отличие от экспрессивных искусств лирика воссоздает не только сами по себе настроения (грусть и печаль, оживленность и веселье, задумчивость и созерцательность, решительность и действенность), но также мысли и чувства, вызванные предметным миром и на него направленные.

Лирически выражаемые переживания могут принадлежать как самому поэту, так и иным, не похожим на него лицам. Лирику, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора, называют ролевой. Бывает даже (правда, это случается редко), что субъект лирического высказывания разоблачается автором. (2,с.192)

Но в большинстве случаев лирика запечатлевает настроение самого автора. Стихотворения, лирический субъект которых тождествен или, по крайней мере, близок поэту, называют автопсихологическими. Лирическое творчество в основном автопсихологично. Так, по стихотворениям Пушкина и Лермонтова, Блока и Есенина, Маяковского и Цветаевой можно составить яркое и полное представление об интеллектуальном и эмоциональном мире самих авторов.

В лирическом творчестве «объект» и «субъект» художественного изображения близки друг другу и в большинстве случаев как бы сливаются: тем и другим является внутренний мир автора. Познание жизни здесь выступает, прежде всего, как самопознание. В этом одна из причин особого обаяния лирики. Читатель вступает с поэтом в такой прямой и тесный душевный контакт, который невозможен при восприятии эпических или драматических произведений.(2,с.201)

Лирическое самовыражение может быть разным. Чаще всего автор воплощает мысли и чувства, присущие ему как индивидуальности, и в его произведениях присутствует некое лирическое «я». Но порой поэт-лирик выступает как прямой выразитель взглядов, настроений и стремлений группы людей, иногда целого класса, всего народа и даже человечества. Здесь на смену лирическому «я» приходит лирическое «мы».

Самовыражение в лирике заметно отличается от выражения человеком своих мыслей, чувств и намерений в повседневности. Лирически воплощенные умонастроения не являются буквальной копией пережитого поэтом. Лирика - это ни в коей мере не стенограмма тех чувств, которые довелось испытать автору в реальной жизни. Лирический поэт воплощает в стихах далеко не все пережитое. В сферу его творчества попадают обычно наиболее значительные эмоции. Порой поэтические переживания резко отличаются от житейских, обыденных чувств поэта.

Лирика не просто воспроизводит чувства поэта, но в значительной мере их активизирует, облагораживает, создает заново. Лирическое переживание, поэтому обретает особую интенсивность и насыщенность. Поэт как бы «одержим» той эмоцией, которую он поэтически выражает. Повышенная эмоциональность содержания лирического произведения связана и с соответствующей формой выражения: лирика требует сжатой, выразительной речи, каждое слово которой несет особую смысловую и эмоциональную нагрузку, поэтому лирика тяготеет к стихотворной речи.

Лирика, как и другие роды художественной литературы, развивается под влиянием исторических условий, вызывающих в людях потребность выразить свое отношение к новым явлениям, свои переживания, связанные с ними. Лирика естественно связана со всем литературным процессом, в частности со сменно различных литературных направлений, течений и методов: классицизма, романтизма, реализма. Расцвет лирики происходит во время романтизма. Содержание и формы лирических стихотворений изменялись в связи с развитием литературы. Не редко различают лирику по тематике – политическую, философскую, любовную, пейзажную и пр. Однако надо иметь в виду, что по большей части в лирическом стихотворении в одном переживании поэта могут быть отражены различные мотивы: любовь, дружба, гражданские чувства. (27,с.270)

Таким образом, лирику  от других жанров отличают эмоционально-окрашенные размышления поэта, его чувства и переживания, а главным объектом художественного познания в лирике является характер поэта, прежде всего его внутренний мир, его умонастроения и эмоции. Также важнейшим свойством лирики является претворение черт личности поэта в образ лирического героя.

Переживание, запечатленное в лирике, обладает необычной емкостью. Оно, оказывается близким и созвучным безгранично широкому кругу людей. Читатель легко отождествляет себя с лирическим героем и воспринимает выраженные поэтом мысли и чувства как свои собственные. Чувства поэта-лирика властно «заражают» читателя, становясь его душевным достоянием.

 

    1. Особенности восприятия детьми младшего школьного возраста литературных произведений.

 

Немалую роль в обучении ребенка пониманию прекрасного в искусстве и жизни, в пробуждении и развитии у него эстетических чувств играют лирические стихотворения. Младшим школьникам свойственно стремление проявить себя в области художественного творчества, у них есть большое желание заучивать стихи и выступать с чтением перед своими товарищами.

Уже с младшими школьниками важно разучивать лирические стихотворения о природе, о чувствах, которые они вызывают у человека, о его переживаниях и настроениях.(28, с.294)

Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.

Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир. Лирические строки, воспринятые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее, благороднее. Подлинная поэзия проникает в самые сокровенные уголки сознания. Она расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать нравственную ценность личности, умение сопереживать.

Информация о работе Формирование навыков выразительного чтения стихотворений у детей младшего школьного возраста