Формирование мотивации при изучении ия на средней ступени обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение средств мотивации.
Для достижения цели, нами были поставлены следующие задачи:
Проанализировать работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы на изучаемую тему;
Определить специфику урока иностранного языка;
Выявить и описать средства мотивации к изучению иностранного языка.

Содержание

Введение …………………………………………………………… 3
Глава 1. Мотивация к овладению иностранным языком на уроке в средней школе……………………………………………………………………. 4
§ 1. Мотивация как феномен …………………..………………….….….. 4
§2.Типы мотивации учебной деятельности…………………………..…..6
§ 3. Специфика урока иностранного языка ……………………………... 8
§4.Формирование мотивации учения ……………………………………..12
Выводы по первой главе ………………………………………………... 12
Глава 2. Приёмы повышения мотивации учащихся…………………... 19
§ 1. Установки учителя как средство повышения мотивации ………. 19
§ 2. Нетрадиционные формы проведения урока как средство повышения мотивации ……………………………………………………..…..21
§ 3. Использование ресурсов сети Интернет как средство усиления мотивации ………………………………….…………………………………….31
§ 4. Наглядность и ИКТ как средство повышения мотивации …….…34
Выводы по второй главе …………………………………………….…. 39
Заключение …………………………………………………………….... 39
Список использованной литературы ………………………………….. 41

Вложенные файлы: 1 файл

VSYo.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………  3

Глава 1. Мотивация к овладению  иностранным языком на уроке в средней школе……………………………………………………………………. 4

§ 1. Мотивация как феномен …………………..………………….….….. 4

§2.Типы мотивации учебной  деятельности…………………………..…..6

§ 3. Специфика урока иностранного языка ……………………………... 8

§4.Формирование мотивации  учения       ……………………………………..12

Выводы по первой главе ………………………………………………... 12

Глава 2. Приёмы повышения мотивации учащихся…………………... 19

§ 1. Установки учителя как средство повышения мотивации ………. 19

§ 2. Нетрадиционные формы  проведения урока как средство повышения мотивации ……………………………………………………..…..21

§ 3. Использование ресурсов сети Интернет как средство усиления мотивации ………………………………….…………………………………….31

§ 4. Наглядность и ИКТ как средство повышения мотивации …….…34

Выводы по второй главе …………………………………………….…. 39

Заключение …………………………………………………………….... 39

Список использованной литературы ………………………………….. 41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В истории школы иностранный  язык занимал всегда неоднозначное место: то он становился объектом особого внимания, то оказывался на уровне третьестепенного предмета. Практический опыт убеждает нас в том, что самое главное в обучении иностранному языку - это мотивация учащихся. Подтверждение этой мысли и интересные рекомендации можно найти в работах по проблеме мотивации Теплова Б.М., Леонтьева А.Н., Кузовлева В.П., Пассова Е.И. и многих других.

Мотивация детей является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего. Мотивационными процессами в обучении можно и нужно управлять: создавать условия для развития внутренних мотивов, стимулировать учеников.

Во время огромного  объема информации предоставляемых  источником как медиа, интернет, социальные сети, является очень сложным мотивировать ученика к обучению, систематической работе, мотивации искать новую информацию и эффективно использовать её в процессе обучения и жизни. Как надо мотивировать ученика, что бы его обучение принесло желаемые эффекты и пользу не только ему, но и обществу? Это вопрос для психологов, педагогов и общества. [1, с. 69]

Время объективно требует  изменения роли и места преподавателя  в учебном процессе. Студент должен быть действующим лицом, а преподаватель - его партнером в обучении и  развитии. Учебно-воспитательный процесс  должен базироваться на психолого-педагогическом проектировании развития каждого студента, на создании мотивации, на субъектно-субъектных отношениях участников обучения.

В этой работе мы рассмотрим средства мотивации, используемые в  современных школах.

Актуальность темы исследования обуславливается необходимостью постоянного применения данных средств мотивации к обучению иностранному языку во время уроков. Данное исследование актуально, так как каждый учитель должен мотивировать своих учеников, что бы достичь хороших результатов в их обучении.

В данной курсовой работе объектом исследования является мотивация к овладению иностранным языком, а предметом – использование различных стимулирующих методов мотивации обучения французскому языку в школе..

Целью данного исследования является изучение средств мотивации.

Для достижения цели, нами были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы на изучаемую тему;
  2. Определить специфику урока иностранного языка;
  3. Выявить и описать средства мотивации к изучению иностранного языка.

Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации некоторых важных средств мотивации, практическая значимость же отражена в возможности использования материалов исследования в школе и на занятиях по методике.

Основные методы и  принципы исследования, используемые в курсовой работе: теоретическое  исследование и анализ научной и  специальной литературы по выбранной теме курсовой работы, наблюдение за работой учителей ИЯ и студентов во время школьной практики, беседа с учителем ИЯ по проблемам мотивации учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Мотивация  к овладению иностранным языком на уроке в средней школе

Изучение этой проблемы показывает, что мотивация учащихся формируется уже в первые дни или годы обучения в школе. Обычно дети идут в школу с желанием учиться, однако часто первые замечания учителя приводят к нежеланию заниматься, к формированию отрицательной позиции по отношению как к школе, так и к учению. Особенно действуют на мотивацию замечания, которые указывают на неумения ученика выполнять какое-либо задание. Это приводит к отказу от занятий и к демонстрации негативного поведения. То, что одного учащегося побуждает к активным действиям, другого оставляет равнодушным либо приводит лишь к незначительному эффекту. Каждому необходимо подбирать свою мотивацию, свои стимулы, которые заставляют его работать.

§ 1. Мотивация  как феномен

Еще Сократ разработал свой процесс мотивации, а Аристотель выделил четыре различных вида причин, побуждающих человека к действию. Часть современных ученых признают мотивацию как внутреннее поле мотивов. Говорят о мотивации надо определить понятие мотива. Мотив это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать не только потребности, но и идеалы, интересы личности, убеждения, социальное установки и ценности, за которыми потребности стоят. [13, с. 55]

Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Главным звеном мотивации является побуждение – поведенческое проявление удовлетворения свои потребности.

Позитивная холистическо – динамическая теория мотивации американского психолога А. Маслова выделяет пять базовых потребностей:

Физиологические потребности  – они связаны с удовлетворением  потребности в пище, воде, полового влечения. [7, с. 135]

Потребность в безопасности – потребность безопасности, стабильности, защите, структуре и порядке, желание чувствовать себя защищённым, избавиться от страхов и неудач.

Потребность принадлежности и любви включат в себя стремление к общению, принадлежности к социальной группе,  желание быть принятым, любить и быть любимым.

Потребность в признании - она включает в себя стремление связаннее с понятием достижение – достижение уважения других, одобрения, признания и самоуважения

Потребность в самоактуализации – стремление к самореализации человека, в актуализации его возможностей, в развитии собственной личности. [15, с. 256]

Позднее в предложенную модель потребностей из пяти стадий, Маслоу  добавил еще две потребности: потребность в познании и понимании  и эстетические потребности. Потребность  в познании связана с потребностей в истине, влечением к непознанному, необъясненному. Эта потребность очень связана с мотивацией обучения. Эстетические потребности отличаются стремлением к гармонии, порядку и красоте. 

Мотивы можно характеризировать  не только количественно (по принципу сильный – слабый), но и качественно. В этом плане выделяются обычно внутренние и внешние мотивы. При этом возможно говорить об отношении мотива к содержанию деятельности. Пример: Можем выделить познавательную потребность саму по себе – потребность учения. Тогда говорим о внутренней мотивации. Если с учебой связано родительское обещание каких либо благ,  надо говорить об внешних мотивах.

Кроме того, сами внешние  мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения целей) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные мотивы, если даже по силе они равны. Внешние положительные мотивы влияют эффективно на успеваемость учебной деятельности. [8, с. 43]

Как мы уже сказали, ученик это личность, которая требует индивидуального подхода к себе. Именно на этом основан урок иностранного языка. В данном параграфе мы изучили мотивацию как феномен, теперь изучим типы мотивации учебной деятельности.

§2.Типы мотивации учебной деятельности           

 

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет необходимость  ориентации образования не только на «усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его  личности, его познавательных и созидательных способностей». Образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Школа сегодня – это место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания.

Существует  следующая классификация мотивов  по П.Б. Гурвичу.

1. Целевая  мотивация. Данная мотивация основана на ясном осознании как конечной цели изучения иностранного языка, так и цели выполнения каждого задания.

2. Мотивация  успеха. Учащиеся хотят получить что-то реально осязаемое за тот труд, который они затратили, почувствовать, что идут к цели, получают что-то такое, что могут использовать немедленно. (использование знаний языка во внеклассной работе, участие в олимпиаде).

3. Страноведческая  мотивация. Факт перемещения обыденных действий и событий в страну изучаемого языка усиливает интерес учащихся. Сравнительный анализ и сопоставление культурных особенностей стран позволяет лучше понять чисто языковые явления. Моделировать на уроках ситуации Диалога культур. Последние годы это стало особенно актуально. В Примерных программах по иностранным языкам говорится об усилении культуроведческого аспекта в содержании обучения.

4. Эстетическая  мотивация. Изучение ИЯ для учащихся должно превратиться в удовольствие. Ничто в кабинете и на уроке не должно раздражать ученика.

5. Инструментальная  мотивация. Исходя из особенностей работы мозга, темперамента, видов памяти и других аспектов индивидуальных различий, каждый ученик имеет свои любимые формы и виды работы. Каждому ученику дать возможность выразить себя в любимом и наиболее удающемся виде работ.

Как известно, целью  обучения английскому языку на современном этапе является не просто получение знаний и умений, а определенных качеств личности, когда учащиеся сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него, когда они самостоятельно могу добывать знания из дополнительных источников, Интернета.

В настоящее  время, когда возрастает потребность  в использовании иностранного языка, его образовательная и самообразовательная  функции как иностранного языка, а также его профессиональная значимость в школе, ВУЗе, на рынке труда, преподавание иностранного языка направлено на развитие личности обучаемого средствами данного предмета. В центр внимания мы ставим ученика, его развитие, внутренний мир, общение внутри среды, диалог с окружающим миром. Такая система предполагает, что отношения между учителем и учеником выстраиваются как «диалог и сотрудничество».

Происходит  изменение всей схемы общения:

    • Ученик выступает как активный творческий субъект, как индивид, который имеет свои потребности в самореализации и развитии способностей с учетом возможностей, психологических и интеллектуальных особенностей.
    • Задача учителя – формирование и развитие этих способностей учащихся, способствование общекультурному и личностному совершенствованию и самовоспитанию, побуждение к самообразованию и осознанию профессиональных склонностей.

Методы и  приемы обучения должны быть направлены как на обучение иноязычному общению, так и на формирование и создание приемов умственного труда, нахождение собственных решений, применение добытых  знаний на практике, развитие культуры общения, которое возможно лишь при коммуникативном подходе в обучении иностранному языку.

Основная задача акмеологических  технологий — «сформировать и  закрепить в самосознании человека востребованную необходимость в  самосознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами самоактуализирвать личностное и профессиональное Я». В данном параграфе мы изучили типы учебной мотивации, теперь изучим специфику урока иностранного языка.

 

 

§ 3. Специфика урока иностранного языка

 

У урока иностранного языка особенная специфика, которую  учитель иностранного языка не может  не учитывать. В настоящее время  глобальной целью овладения иностранным  языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге  культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы является отличительной особенностью урока иностранного языка.

Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.  [17, с. 164]

Деятельностная сущность   коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется  в условиях гуманистического подхода  к обучению. При таком подходе  создаются положительные условия  для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему :

Информация о работе Формирование мотивации при изучении ия на средней ступени обучения