Формирование мотивации здорового образа жизни у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 16:36, контрольная работа

Краткое описание

Уровень развития мотивации здорового образа жизни учащихся образовательных учреждений определяет способность выполнения ими учебных, познавательных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья на всех уровнях человеческой природы. Таким образом, в процессе управления развитием мотивации школьника – в зависимости от условий организации, общей атмосферы – потребности в здоровом образе жизни формируются, переосмысляются, перестраиваются, совершенствуются. В ходе развития мотивации здорового образа жизни изменяется не только собственно познавательный компонент потребностей, но и социальные установки – потребность в здоровой жизнедеятельности и культуре здоровья для общества, близких людей, потребность самоусовершенствования и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная зож.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование мотивации 
здорового образа жизни у школьников

 

Трудно переоценить роль педагога в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения, который по своему предназначению обязан способствовать развитию здорового человека, воспитанию положительных жизненных ориентаций, формированию позитивных установок на жизнь, здоровье и здоровый образ жизни. В силу специфики профессиональной деятельности учителя представляется необходимым не только компетентное владение специальными знаниями в области здоровьеразвивающей педагогики, но также развитие свойств личности и характера, позволяющих на личном примере демонстрировать значимость усилий по поддержанию физической активности и работоспособности для достижения жизненных личных и социальных целей [Т.В. Скобликова].

В процессе экспериментальной работы установлено, что развитие мотивации здорового образа жизни школьников целесообразно реализовывать поэтапно, решая при этом следующие задачи:

1. Формирование системы  валеологических знаний (понятийно-сущностный  уровень).

2. Формирование комплекса  умений и навыков здорового  образа жизни (практико-деятельностный  уровень).

3. Развитие опыта продуктивной (творческой) здоровьеразвивающей деятельности (мировоззренческий уровень).

4. Формирование личностно-ценностного  отношения к здоровью и осознанной  потребности в ЗОЖ (концептуальный  уровень).

Важную роль в процессе развития мотивации здорового образа жизни играет формирование у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни, которая, проявляясь в мотивах, определяет целенаправленное поведение по поддержанию здоровья. Осознанная потребность в ЗОЖ является внутренним стимулом, приводящим к сознательному ведению здоровой жизнедеятельности, в ходе которой формируются умения здорового образа жизни. Потребности учащихся актуализируются (доминируют) у них в тот или иной возрастной период развития. Эффективность формирования потребности в здоровом образе жизни находится в прямой зависимости от психофизиологических возможностей школьника, уровня его сознания и оказываемых на него педагогических воздействий. При этом считается, что педагогическое воздействие не должно быть прямой апелляцией к сознанию учащихся, а должно влиять через убеждения, стимуляцию внутренней работы по переосмыслению учащимися себя и окружающего мира.

Формируя мотивацию ЗОЖ школьников, педагогу необходимо более тщательно работать с изначальными уровнем его мотивации у учащихся через познание, осмысление и осознание реалий действительности (зачем это им надо) и создание новых моделей бытия (внутренняя потребность быть здоровым). Путь созидающего, здоровьеразвивающего процесса – постоянное осознание и изменение сознания (образа, модели ЗОЖ), тогда новые формы поведения будут не чужеродным внедрением, а внутренней логической потребностью реализации нового замысла – здорового образа жизни.

Всякому ребенку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящая в ненасыщаемую познавательную потребность [Л.И. Божович]. Прежде всего на нее учитель должен опереться при формировании мотивации здорового образа жизни школьников, актуализировать ее, сделать ее более четкой, осознанной. Если у школьника не актуализирована эта широкая познавательная потребность в знаниях о здоровом образе жизни, определяющая готовность к здоровой жизнедеятельности, то он не перейдет и к другим, более активным формам побуждений, например к постановке целей; если же учителю не удается вывести школьников на самостоятельное целеполагание, то ему ничего не остается, как ставить перед учениками готовые цели. А потребность в здоровой жизнедеятельности не может возникнуть при отсутствии умения у школьников ставить самостоятельные цели. Для того, чтобы реализовать мотив здорового образа жизни, например овладеть приемами здорового образа жизни, школьнику надо поставить и выполнить много промежуточных целей: научиться видеть отдаленный результат состояния своего здоровья, подчинить им этапы здоровьеразвивающей деятельности, поставить цели выполнения действий в этом направлении, цели их самоконтроля и т.д. Кроме того, надо научить учащихся осознавать цели своих действий и соотносить их с мотивами деятельности, в которую эти действия включены, причем цель деятельности может оставаться одной и той же (например, овладеть приемами здорового образа жизни), а смысл будет меняться в зависимости от ее мотива (желания не болеть, хорошо выглядеть и т.д.).

Для достижения успеха по развитию мотивации здорового образа жизни школьников учителю необходимо учитывать сложное строение мотивационной сферы, воздействовать на каждую из ее сторон. Она представляет собой у каждого конкретного ребенка постоянно изменяющуюся, а иногда и противоречивую структуру, состоящую из разных побуждений, где место ведущего, доминирующего мотива занимают то одно, то другое побуждение – в зависимости от условий образа жизни, обстоятельств общения с окружающими и т.д. Чем старше ученик, тем более устойчива его мотивационная сфера, однако даже у зрелого человека она продолжает оставаться динамичным образованием. Учет этих обстоятельств будет способствовать выявлению в каждом отдельном случае причин отсутствия или снижения мотивации здорового образа жизни.

Существует много различных причин снижения мотивации здорового образа жизни школьников. Причинами снижения, зависящими от учителя, являются неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку или недогрузку школьников; невладение учителем современными методами здоровьеразвивающей деятельности и их оптимальным сочетанием; неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом; особенности личности учителя. Сами выводы учителя об особенностях мотивации здорового образа жизни школьников являются порой следствием его неумения анализировать мотивационную сферу учащихся. Причинами снижения мотивации здорового образа жизни, зависящими от ученика, являются низкий уровень знаний о здоровом образе жизни; несформированность здоровьеразвивающей деятельности, и прежде всего приемов самостоятельного приобретения знаний здорового образа жизни и пр. Задача педагога – определить, какие именно характеристики мотивации следует формировать для возникновения нового – сознательного и целенаправленного отношения ученика к своему здоровью и здоровому образу жизни.

В каждом возрастном периоде решающими становятся соответствующие возрастным интересам мотивы здорового образа жизни. Осознанная потребность в здоровом образе жизни, проявляясь в мотивах, определяет целенаправленное поведение школьников по поддержанию здоровья. Мотивом, наиболее адекватным здоровьеразвивающей деятельности, является направленность школьников на овладение новыми способами здоровой жизнедеятельности, ибо именно усвоение способов преобразования образа жизни приводит к нормальному физическому и психическому состоянию субъекта деятельности, обогащению знаний о здоровом образе жизни и отсутствию болезней. Поэтому учителю следует заботиться о том, чтобы у школьника сформировался этот очень важный познавательный мотив, ориентирующий ребенка на способ действий. Педагогу необходимо уделять внимание не каждому мотиву самому по себе, а его месту в общей структуре побуждений ребенка к здоровой жизнедеятельности. Психологи подчеркивают роль так называемых смыслообразующих мотивов – побуждений, которые приобретают для этого конкретного ребенка подлинно личностный смысл, связанный с его человеческой позицией, жизненным отношением. Роль смыслообразующего мотива может приобретать то познавательный, то социальный мотив; соответственно меняется роль других мотивов и их соотношение в структуре мотивации ребенка. Увеличивающаяся с возрастом устойчивость мотивационной сферы укрепляет роль доминирующих мотивов в поведении и развитии ребенка. Смена доминирующих мотивов нередко происходит через противоречия, конфликты конкурирующих мотивов, и здесь особая роль принадлежит воздействию, совету учителя, воспитателя, помогающего школьнику найти необходимое решение и тем самым направить развитие мотивации здорового образа жизни школьника в нужное русло.

Для всякой человеческой деятельности характерно диалектическое единство процессуально-результативной мотивации [В.Г. Асеев]. Важно формировать у ученика направленность на процесс, на способы своих действий. Необходимо, чтобы учитель переводил школьников с ориентации на результат своих действий к ориентации на способ. Тогда самоконтроль и самооценка школьника, связанный с ними уровень притязаний будут объединяться в его сознании с успешностью не только результата здорового образа жизни, но и способа здоровьеразвивающей деятельности.

В повседневной работе изучение побуждений, определяющих отношение учащихся к здоровому образу жизни, порой происходит эпизодически, стихийно и, как правило, в силу вынужденных обстоятельств (необходимость подчиняться общешкольному режиму: режиму питания, двигательному режиму и др.).

Построение и использование методик для изучения уровня развития мотивации ЗОЖ школьников эффективны лишь при соблюдении следующих методических принципов:

1. Методика изучения уровня  мотивации ЗОЖ должна включать в себя ряд обязательных компонентов. Предварительно, до проведения изучения, учитель должен поставить перед собой как можно более определенную цель. Постановка цели тесно связана с выделением параметров мотивации ЗОЖ, выявляемых данной методикой и фиксируемых учителем в процессе ее применения. Фиксация этих параметров предполагает определенную систему регистрации (протоколы, записи и пр.) получаемых данных. Таким образом, методика изучения уровня мотивации ЗОЖ должна целенаправленно и по определенной системе фиксировать определенные параметры (показатели, симптомы) исследуемой мотивации.

2. При изучении мотивов  ЗОЖ при помощи косвенных методов  очень важно маскировать подлинные  цели изучения. В противном случае  эта методика может оказаться неэффективной, так как будет фиксировать мотивировки учащихся (обычно не совпадающие с действительными мотивами). Необходимо обратить внимание на то, что цель изучения может открыться учащимся не только из-за неправильного инструктирования, но и косвенно, например, при проведении исследования в условиях, провоцирующих учащихся на исключительно формальные ответы и действия (отсутствие контакта учителя с учащимися, внутренний отказ учащихся принять ложную цель изучения, сформулированную учителем в инструкции, и т.д.).

3. Необходимо так строить  методику изучения мотивов ЗОЖ, чтобы она позволяла фиксировать  каждый изучаемый факт как  бы с двух точек зрения (субъективной  и объективной). С одной стороны, необходимо знать, как этот факт  отражается в сознании учащегося, с другой – как этот факт объективно характеризует его здоровьеразвивающую деятельность. Для этого следует в одних случаях делать изучаемый факт целью испытуемого, предметом его сознания (так можно получить сведения о мотивировках и мотивах-целях), в других – делать целью деятельности учащегося некоторый другой факт, связанный с изучением лишь неявной смысловой линии (так можно получить сведения о том, какие мотивы ЗОЖ учащихся реально действующие, а какие – только знаемые). При такой системе организации методики беседа, анкета и пр. будут обязательно включать как прямые, так и косвенные вопросы.

4. Эффективность использования методики изучения уровня мотивации ЗОЖ будет тем выше, чем более многократным, прослеживающим будет ее применение, т.е. чем больше изучение будет отличаться от одноразовой проверки, констатирующей фиксации и приближаться к генетическому исследованию. Такая связь эффективности методики и характера исследования объясняется прежде всего тем, что генетическое исследование дает возможность осмыслить и более глубоко понять экспериментальный факт, так как оно вскрывает как прошлое этого факта, так и направление, по которому пойдет дальнейшее развитие мотивации ЗОЖ и их изменение.

5. Эффективность методики  изучения уровня мотивации ЗОЖ  тесно связана с комплексностью  изучения. Использование разнообразных  методик позволяет более глубоко и всесторонне охарактеризовать полученные факты. Факты, зафиксированные при изучении уровня развития мотивации ЗОЖ, не обладают абсолютной диагностической достоверностью. Это относится прежде всего к данным, полученным прямыми методиками, однако и результаты косвенных методик подлежат интерпретации и не являются однозначными. Поэтому достоверные данные о характере мотивации ЗОЖ могут быть получены лишь в результате комплексного исследования различных проявлений мотивов в здоровьеразвивающей деятельности учащихся.

6. Учитель должен отчетливо  понимать методику как способ  сбора данных о мотивации ЗОЖ  и метод психологического анализа  этих данных. Методика, какой бы  тонкой и совершенной она ни  была, изучает лишь совокупность  некоторых фактов. Она не может  дать конечных результатов исследования, получение которых всегда предполагает проведение психолого-педагогического анализа собранных фактов, их интерпретации. Если сбор фактов при помощи методики изучения уровня мотивации ЗОЖ требует от учителя (помимо достаточно детального знакомства с данной методикой) относительно небольшого количества знаний, то проведение квалифицированного психолого-педагического анализа требует знания предмета изучения как психолого-педагогической проблемы. Четкое различение учителем психолого-педагогической методики и метода психолого-педагогического анализа необходимо, во-первых, для того, чтобы избежать в педагогической практике фетишизации отдельных методик, обычно сопровождающихся необоснованными выводами и в конечном счете дискредитацией психолого-педагогических методов исследования, и, во-вторых, чтобы привлечь внимание учителей к самостоятельному изучению проблемы развития мотивации ЗОЖ учащихся.

Только соблюдение этих методических принципов закономерно приведет учителя к обоснованной постановке задач активного и целенаправленного развития мотивации ЗОЖ школьников. Объективность изучения уровня развития мотивации ЗОЖ школьников достигается тем, что учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психолого-педагогических методов и методических приемов.

Методами, наиболее надежными для изучения уровня развития мотивации ЗОЖ учащихся и наиболее приемлемыми для учителя, могут быть:

а) длительное (лонгитюдное) изучение, в том числе наблюдение учителя за повторяющимися поступками и различными проявлениями интереса учащихся к здоровому образу жизни;

б) индивидуальный формирующий эксперимент в виде индивидуальной работы с учеником при той или иной помощи при формировании ЗОЖ. Индивидуальный формирующий эксперимент является самым надежным средством выявления уровня развития мотивации ЗОЖ учащегося;

в) одним из вариантов формирующего индивидуального эксперимента является постановка школьников в ситуацию реального нравственного выбора, например соподчинения мотивов ЗОЖ. Такие ситуации создаются учителем специально, либо учитель умело использует ситуации такого рода, возникающие в реальной жизни;

г) индивидуальный формирующий эксперимент должен проходить в форме диалога, сотрудничества учителя и учащихся, для чего целесообразно овладение учителем так называемыми «диалогическими техниками». Вариантом таких диалогических ситуаций является опрос учащихся, в ходе которого учитель выступает как диагност, т.е. он не ограничивается утверждением о наличии или отсутствии навыков и знаний о ЗОЖ у учащихся, а вместе с учеником стремится выяснить причины невладения ими. Диагностические возможности опроса составляют один из резервов психолого-педагогического изучения учителем уровня развития мотивации ЗОЖ учащихся;

д) каждый из названных выше методов изучения уровня развития мотивации ЗОЖ (индивидуальный формирующий эксперимент, постановка в ситуацию выбора) лучше облекать в привычные для учащихся регулярно проводимые формы работ;

е) полученные с помощью разных методических приемов данные учителю необходимо сопоставлять с имеющимися жизненными показателями ЗОЖ учащихся.

После того как с помощью различных методов будут получены определенные факты определенного уровня развития мотивации ЗОЖ, учителю важно уметь их правильно трактовать, интерпретировать. Для этого при оценке отдельных проявлений уровня развития мотивации ЗОЖ надо иметь некоторые точки отсчета, эталоны. Виды, уровни, этапы, качества, проявления уровня сформированности мотивации ЗОЖ образуют как бы «сетку» параметров, на которую можно накладывать реальные факты, наблюдаемые у учащихся, и оценивать их. Иными словами, оценивая уровень развития мотивации ЗОЖ конкретного ученика, учителю недостаточно сказать о том, что интерес к ЗОЖ слабый, а надо назвать, что именно в мотивации ЗОЖ отсутствует, какие именно ее уровни не развиты и т.д.

При изучении уровня развития мотивации ЗОЖ ученика важно видеть не то, что уже достигнуто учеником, а главное – процесс становления мотивации ЗОЖ, зону ее ближайшего развития. Поэтому учителю важно выявлять не только успешность в формировании ЗОЖ ученика, но и затруднения; не только фиксировать результат сформированности, но и способы его получения; определять не только уровни, но и переходы от одного к другому.

Психологическое изучение и развитие мотивации ЗОЖ учащихся можно проводить с применением внеучебного и учебного содержания. Внеучебное содержание ставит учащихся в равную ситуацию, сводит к минимуму роль прошлого опыта. Учебное содержание важно тем, что позволяет изучать уровень мотивации школьников в естественных условиях учебного процесса.

Уровень развития мотивации ЗОЖ учащихся можно не только изучать, но и «измерять». Это придает изучению большую объективность, позволяет сопоставлять результаты на разных этапах исследования. Если учитель хочет изучить и сопоставить, например, познавательный интерес к ЗОЖ у нескольких свих учеников, он намечает для себя уровни интереса, условно оценивает их некоторым баллом. Например, интерес учащихся к отдельным фактам ЗОЖ – 1 балл, более высокий интерес к обобщенным фактам и закономерностям ведения ЗОЖ – 2 балла, интерес к способам формирования знаний, навыков и умений ЗОЖ – 3 балла, интерес к самообразовательной деятельности ЗОЖ – 4 балла. Можно создавать игровые ситуации, привлекая самих учащихся к оценке своих познавательных интересов. Попытки количественного изменения мотивов ЗОЖ, интересов учащихся учителем обязательно должны опираться на качественный анализ.

Планировать процесс развития мотивации ЗОЖ школьников учитель должен исходя из результатов психолого-педагогического изучения уровня развития мотивации ЗОЖ школьников с учетом следующих требований:

1. Осуществлять систематический  контроль за ходом развития  мотивации ЗОЖ с целью коррекции  обнаруживаемых отклонений, в том числе только намечающихся.

2. Сравнивать уровень  развития мотивации ЗОЖ конкретного  школьника не с другими, а с  ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному  вкладу в то или иное достижение.

3. Подходить к процессу развития мотивации ЗОЖ учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой школьник, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается несколько больших достижений, чем в других сферах. Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе. Неправильно при прогнозе исходить только из наличного уровня – надо строить прогноз на основе анализа зоны ближайшего развития (двухуровневая диагностика, по Л.С. Выготскому). При этом прогноз должен осуществляться в двух вариантах: при условии, что с учеником своевременно будет проведена необходимая работа, и при условии, что с ним такой работы проводиться не будет.

4. Стремиться за внешне  одинаковыми проявлениями (например, отсутствие положительной мотивации ЗОЖ) увидеть разные причины этого и их сочетание, неповторимое для каждого ребенка (несформированнность умений постановки целей ЗОЖ). Так, за внешне высокими могут скрываться мотивы личного преуспевания, а за внешне низкими может стоять большая требовательность к себе, критичность.

5. Изучать и развивать  мотивацию ЗОЖ у всех учащихся  независимо от уже имеющегося  уровня. При изучении уровня мотивации  ЗОЖ у каждого школьника надо  выявить состояние его познавательной  сферы (интерес), мотивационной сферы (мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели, переживания). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план его развития мотивации ЗОЖ.

Заключение, суждение об ученике, возможностях уровня развития мотивации ЗОЖ должны формулироваться учителем в щадящей форме, с опорой на положительные стороны и возможности школьника. Сведения об отсутствии мотивации должны сообщаться заинтересованным лицам – учителям, родителям и не быть предметом публичных обсуждений, ибо это может вызвать негативные переживания ребенка и усугубить его отрицательное отношение к деятельности по ведению ЗОЖ.

Сводная карта состояния уровня развития мотивации ЗОЖ учащихся и хода ее формирования призвана помочь учителю более точно определить уровень мотивации ЗОЖ, на котором находится отдельный ученик, что очень важно для осуществления диагностической и индивидуальной работы с ним. Она также может быть рассмотрена как основа для продолжения формирования мотивации ЗОЖ.

Уровень развития мотивации здорового образа жизни учащихся образовательных учреждений определяет способность выполнения ими учебных, познавательных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья на всех уровнях человеческой природы. Таким образом, в процессе управления развитием мотивации школьника – в зависимости от условий организации, общей атмосферы – потребности в здоровом образе жизни формируются, переосмысляются, перестраиваются, совершенствуются. В ходе развития мотивации здорового образа жизни изменяется не только собственно познавательный компонент потребностей, но и социальные установки – потребность в здоровой жизнедеятельности и культуре здоровья для общества, близких людей, потребность самоусовершенствования и т.д. Все это создает основу для становления специфически человеческой потребности в деятельности, в созидании.

 

 

 

Литература

1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения  и формирование личности [Текст] / В.Г. Асеев. – М. : Просвещение, 2001. – 476 с.

2. Божович, Л.И. Личность и  ее формирование в детском  возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 1968. – 208 с.

3. Маркова, А.К. Формирование  мотивации учения в школьном  возрасте [Текст] / А.К. Маркова.– М. : Педагогика, 1983. – 96 с.

4. Скобликова, Т. В. Образовательное  пространство физической культуры  в вузе как условие формирования  здорового образа жизни [Текст] / Т.В. Скобликова // Мат. V межд. науч.-прак. конф. – Калининград, 2003. – 276 с.


 


Информация о работе Формирование мотивации здорового образа жизни у школьников