Формирование личности юриста в высшем учебном заведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 10:58, контрольная работа

Краткое описание

Процесс подготовки человека к юридической деятельности состоит из следующих последовательных этапов: профориентации, профотбора, профессионального воспитания, обучения и усовершенствования. Крат¬ко остановимся на характеристике этих этапов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Формирование правосознания и личности юриста в ВУЗЕ…………….5
Профессионально значимые качества личности юриста………………15
Заключение ……………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

Магомедов А.М. юридическая психология 7.docx

— 35.25 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию      Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический  университет

Институт педагогической юриспруденции

Кафедра образовательного права

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Юридическая психология»

                   

ТЕМА Формирование личности юриста в высшем учебном заведении

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Исполнитель: студент (ка) гр.______

                                                                                 Магомедов А.М.

                                                               Преподаватель: к. ю. н., доцент

О. Е. Смирнов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2014

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Формирование правосознания и личности юриста в ВУЗЕ…………….5

Профессионально значимые качества личности юриста………………15

Заключение ……………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Процесс подготовки человека к юридической деятельности состоит из следующих последовательных этапов: профориентации, профотбора, профессионального воспитания, обучения и усовершенствования. Кратко остановимся на характеристике этих этапов.

Профориентация - это знание особенностей профессии юриста, а также профессионально необходимых и противопоказанных для нее качеств и свойств личности специалиста. Умело поставленная работа по профессиональной ориентации школьников приводит к тому, что молодежь начинает свое обучение в вузе с интересом к своему будущему труду, с пониманием его общественной значимости, что является важной предпосылкой к будущей высокой активности специалиста. В профориентационной работе с молодежью должны использоваться все формы: лекции, беседы, экскурсии, встречи с ведущими юристами и т. п. Существенную роль может сыграть профессиональная консультация абитуриента прокурором, следователем, судьей,

Профессиональный отбор предполагает целенаправленную деятельность вузов, органов прокуратуры и МВД по отбору абитуриентов и распределению студентов по специализации на основе и с учетом необходимых и противопоказанных для определенной юридической профессии качеств и свойств личности. На завершающем этапе профотбора с абитуриентами рекомендуется проводить собеседование, в процессе которого анализируются и оцениваются различные стороны личности абитуриента и оказывается помощь в правильном выборе специальности.

При проведении собеседования изучаются склонности, способности и направленность личности поступающего, его готовность к овладению юридической профессией.

Способности поступающего в юридический вуз к будущей профессиональной деятельности целесообразно изучать, руководствуясь системой профессионально значимых качеств личности юриста.

Формирование правосознания и личности юриста в ВУЗЕ

Знание внешних обстоятельств помогает определить стратегию и тактику действий при работе над собой. При этом очень важно понять психолого-педагогические механизмы формирования знаний и умений, профессионально значимых качеств личности и развития способностей. Практика показывает, что при типичных условиях деятельности один сотрудник успешно осваивает профессию, а другой этого сделать не может. Формирование профессионального мастерства в этих случаях зависит от самой личности обучающегося. Задача формирования профессионалов, носителей высокой правовой культуры, позитивного правового сознания в юридическом вузе сама по себе не нова. Однако практика показывает, что молодые сотрудники милиции далеко не всегда соответствуют требованиям профессии, отмечаются недостатки интеллектуально-психологического свойства, вина за которые падает и на вузы. Развитие личности курсанта вуза МВД России - сложный процесс, от его протекания зависит успех овладения профессиональным мастерством. Обучающемуся важно осознать наличие широкого спектра причин и условий, влияющих на профессиональное самосовершенствование.

Личность юриста понимается как личность человека, обладающего определенными свойствами, которые так или иначе отражаются на его деятельности в качестве профессионала, на его профессиональном труде, служебном и внеслужебном профессиональном поведении. Развитие курсанта юридического вуза как личности, как субъекта деятельности - важнейшая задача любой образовательной системы, которая может рассматриваться в качестве системообразующего компонента. Как показала в своей работе Н. В. Баранникова, формирование личности обязательно включает развитие интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессорам, позитивного отношения к миру, правового сознания, самостоятельности.

Профессионально-психологические качества и умения необходимо начинать формировать уже на первом курсе, с тем чтобы по окончании обучения выпускники в оптимальные сроки адаптировались к профессиональной деятельности. Наше исследование, проведенное в 2002 г. в Ростовском гарнизоне милиции, показало, что на первом году службы увольняется из-за трудностей адаптации от 5% выпускников вузов МВД России до 8% выпускников гражданских вузов из числа молодых сотрудников. Учеба в вузе МВД России является одним из тех видов деятельности, которая несет большую интеллектуальную и нервно-психическую нагрузку. Адаптация здесь сложная, она имеет различные направления исходя из видов жизнедеятельности слушателя, т. е. адаптация к служебной и учебной деятельности, к условиям быта. С поступлением в вуз слушатели попадают в специфические условия, главные из которых - режим, необходимость соблюдения требований уставов, дисциплины и субординации, несение караульной службы, большой объем служебных знаний, навыков и умений, усвоить которые нужно в ограниченное время. Наблюдение за психофизиологической адаптацией слушателей показывает, что ломка сложившегося динамического стереотипа деятельности человека в процессе освоения им новых условий жизнедеятельности сопровождается возникновением отрицательных эмоций, напряженности, скованности, растерянности, неуверенности, угнетающе влияющих на психику и в целом снижающих уровень жизнедеятельности личности. Эти отрицательные проявления исчезают постепенно, по мере адаптации к режиму жизни в вузе.

Профессионально-психологическая подготовка занимает значительное место в процессе обучения будущих сотрудников милиции в условиях вуза МВД России. В современной юридической психологии сформировались три относительно самостоятельных подхода к профессионально-психологической подготовке:

1) психологическое  образование, специализируемое в  соответствии с задачами профессиональной  деятельности, осуществляемое на  основе изучения психологических  дисциплин;

2) морально-психологическая  подготовка как подготовка сотрудников  милиции к деятельности в экстремальных  ситуациях; ее содержание связывается  с формированием психологической, эмоционально-волевой устойчивости  личности;

3) профессионально-психологическая  подготовка к деятельности в  милиции и решению конкретных  служебных задач, реализуемая в  условиях как учебных занятий, так и практики.

Задача совершенствования психологической подготовленности сотрудников милиции требует объединения вышеуказанных подходов. Начальным этапом психологической подготовки в условиях вуза является процесс осознания каждым курсантом своих целей, задач и возможностей. В дальнейшем, на материале учебного курса строится личностно значимое содержание подготовки. Одна из основных целей психологической подготовки - развитие личности, формирование профессионально важных качеств. Правильная оценка профессиональных способностей важна для дальнейшего развития этих способностей и повышения квалификации будущего сотрудника милиции. Рассматривая проблему профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, необходимо учитывать, что деятельность сотрудников милиции требует особого рода знаний, навыков и умений. В условиях, когда для выполнения профессиональной задачи отведено незначительное время, требуется повышенное напряжение психических и физических сил, а жизнь и здоровье сотрудников находятся под постоянной угрозой, значимость такой подготовки возрастает многократно. Профессионально-психологические знания становятся основой для понимания мотивов и целей граждан, способствуют установлению и поддержанию с людьми доверительных отношений, адекватному разрешению противоречий и конфликтов. Будущий сотрудник ОВД должен быть психологически устойчивым, готовым к тому, что его ожидает трудная, необычайно сложная, напряженная, опасная работа, требующая гибкого мышления, емкой памяти, устойчивого внимания, волевой и психоэмоциональной отдачи. Результатом морально-психологической подготовки курсантов и слушателей становится высокий уровень нравственных, познавательных и эмоционально-волевых качеств; развитие способностей, обусловливающих адекватное и быстрое принятие решений при выполнении оперативно-служебных задач; коммуникативная компетентность. Индикаторами оптимальных адаптационных возможностей личности к условиям профессиональной деятельности, высокой стрессовой устойчивости служат такие черты, как активное стремление к успеху, преодоление препятствий в профессиональной деятельности, самостоятельность в принятии решений в пределах должностной компетенции, выраженная мотивация при достижении цели, гибкость волевых усилий в сложных условиях деятельности.

Правовая подготовка курсантов и слушателей в идеале должна быть сведена не только к овладению суммой готовых правовых знаний, юридических норм, принципов и требований, а к тому, чтобы правовые ценности стали их личными убеждениями и намерениями, жизненной потребностью. Такая гармония между правовой психологией и профессиональным сознанием будущих сотрудников ОВД должна способствовать эффективному выполнению служебных обязанностей. Правосознание сотрудников милиции не формируется спонтанно,

а складывается на основе воздействия на него определенных факторов. Они, в свою очередь, образуют среду его функционирования, которой, помимо различных сторон общественной жизни, служат соответствующее учебное заведение и другие общественные институты, с которыми соприкасаются курсанты.

Многогранная среда вуза должна быть максимально приближена к той социальной среде, где функционируют органы внутренних дел. Значительная оторванность учебного заведения от интересов, потребностей, трудностей, проблем правоохранительных органов, т. е. от среды их функционирования, самым негативным образом скажется не только на качестве профессиональной подготовки курсантов, но и на уровне развития их правовой психологии как основы эффективной правоприменительной и правоохранительной деятельности. Социально-психологическая среда учебного заведения во многом должна пересекаться, совпадать с условиями функционирования органов внутренних дел, что достаточно наглядно показано в исследовании Н. В. Кожевниковой. В противном случае окунувшийся в практические будни выпускник вуза МВД России весьма ощутимо может себя почувствовать ненужным и во многом растерять свой теоретико-юридический потенциал и основы профессионального правосознания. Поэтому учет всей системы социальных факторов, преломляемых через совокупность всех других жизненных факторов, воздействующих на содержание и особенности правовой психологии курсантов вузов МВД России, имеет существенное теоретическое и практическое значение.

В систему факторов воздействия на формирование правовой психологии курсантов вузов входят следующие их разновидности: социально-экономические, социально-политические, социально-правовые, социально-психологические, культурно-этические, организационно управленческие факторы. Наибольший интерес представляют социально-психологические факторы, которые непосредственно влияют на ход формирования правосознания и, в первую очередь, правовой психологии.

Социально-психологические факторы определяют ту внешнюю среду, в которой пребывают курсанты вузов МВД. Эта среда обусловливает механизмы позитивного и негативного воздействия на мысли, настроение, намерения, поступки курсантов, осваивающих, осмысливающих, анализирующих, обобщающих и критикующих все то многообразие информации (в первую очередь - правовой), которая адресуется каждому курсанту. При формировании правовой психологии важное место должно отводиться поощрению мыслительной деятельности курсантов, осваивающих в ходе познавательной деятельности соответствующий правовой материал. Стремление обнаружить и уяснить неизвестное в области права и юридической практики должно сочетаться с поисками природы правовых явлений, с выявлением возможных последствий их действия, с нахождением путей предотвращения негативных последствий. Активная мыслительная деятельность, как самое ценное психологическое свойство личности курсанта, в будущем станет важнейшим компонентом высокопрофессионального мастерства сотрудника органов внутренних дел, компонентом его профессионального правосознания.

По-особому следует учитывать факторы отношения курсантов вузов МВД России к принципу социальной справедливости, к проблемам социальной ответственности, поскольку это во многом определяет жизненные и профессиональные позиции будущих сотрудников ОВД и существенным образом влияет на корректировку и развитие их правового сознания. На данном этапе формирования личности курсанта сильнейшим психологическим фактором воздействия на его мироощущение, мышление, правосознание является оценка состояния реальной социальной справедливости, отношения к ней подавляющей части членов общества.

Система несправедливых факторов, втягивающая в себя курсантов вузов МВД, в будущем оборачивается и тем, что при назначении на должности в практические подразделения (особенно на руководящие, ответственные) преобладает критерий исполнительности и личной преданности отдельным вышестоящим руководителям, а не требования высокого профессионализма, должной правовой культуры, человеческой порядочности. На наш взгляд, высокопрофессиональный, но не преданный интересам подразделения в целом сотрудник будет снижать эффективность деятельности подразделения. Профессионализм можно наработать в процессе деятельности, но отсутствие чувства команды снижает все позитивные качества, сводя их к нулю. Поэтому в вузах, готовящих кадры для органов внутренних дел, необходимо акцентировать внимание на том, что все более важной становится проблема становления личности и усиления ее нравственно-психологического потенциала.

При подготовке курсантов к будущей профессиональной деятельности в правоохранительных органах необходимо учитывать и ту психологическую сторону несправедливости, которая непосредственно связана с правовой деятельностью. Постоянные контакты работников правоохранительных органов с преступными и аморальными элементами, знакомство с теневыми сторонами человеческой жизни в случае отсутствия у данных лиц достаточного нравственно-психологического иммунитета, устойчивого правосознания могут приводить к ожесточенности, вседозволенности по отношению к тем, кто от тебя зависит, гипертрофированному представлению о своей значимости, в конечном счете - к деформациям правосознания, нарушениям законности и даже преступлениям.

Один из заметных психологических факторов, влияющих на формирование правовой психологии курсантов вузов МВД и всех сотрудников органов внутренних дел, связан с престижем, авторитетом милиции, доверием и уважением к сотрудникам правоохранительных органов со стороны населения. В настоящее время этот фактор несколько искажен, его действие на курсантов и сотрудников связано с отсутствием доверия и уважения со стороны общества. В качестве защитного механизма у сотрудников формируется представление о некой закрытой элитарной профессиональной общности. Зачастую возникают стереотипы мышления, заключающиеся в отношении к гражданам как к неблагодарному сообществу, которое неспособно оценить и понять работу сотрудников ОВД, т. е. происходит разделение на «Мы» и «Они».

Информация о работе Формирование личности юриста в высшем учебном заведении