Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.1. Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста
1.2. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.3. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Глава 2. Проектирование деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
2.1. Методические аспекты воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни.
2.2. Педагогический проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста «Растим здоровыми»
2.3. Рекомендации родителям по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая моя.docx

— 53.21 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ                                                                             ФГБОУ ВПО  «Новосибирский государственный педагогический университет» Куйбышевский филиал

 
  
  
  
Центр  дополнительного образования

На правах рукописи 
 

Выпускная квалификационная работа

Формирование  культурно-гигиенических  навыков у детей младшего дошкольного возраста 

Выполнила: слушатель ЦДО                                                                                                 Ф.И.О. Сергеева Надежда Анатольевна       __________________________________                                                                              личная подпись студента                                                                                                          Программа профессиональной переподготовки: «Педагогика и психология дошкольного образования»

Форма обучения: заочная 
  
  
 

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ                      Руководитель ЦДО      _________________Мезенцева О.И.,

«___»________20___г.  

                                                              ЗАЩИТА «___»________20___г.   ОЦЕНКА___________________

 

Научный руководитель:

 

_________________Ф.И.О.


 

 

  
  
 

Куйбышев

 

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

1.1. Особенности культурно-гигиенических  навыков детей младшего дошкольного  возраста

1.2. Формирование культурно-гигиенических  навыков у детей младшего дошкольного  возраста

1.3. Методы и приемы  формирования культурно-гигиенических  навыков у детей младшего дошкольного  возраста

Глава 2. Проектирование деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

2.1. Методические аспекты  воспитания культурно-гигиенических  навыков у детей 3-го года жизни.

2.2. Педагогический проект  по формированию культурно-гигиенических  навыков у детей младшего дошкольного  возраста  «Растим здоровыми»

2.3. Рекомендации родителям  по воспитанию культурно-гигиенических  навыков у детей 3-го года жизни.

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

Введение

        Общеизвестно, что здоровье человека закладывается  в детстве. Организм ребенка очень  пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем  организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные  или нет, зависит, как сложится его здоровье.  Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.   Приходить в детский сад или школу  с чистыми руками - это гигиеническое  или общекультурное правило? Закрывать  рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад или школу больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители.           Наши  отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать, не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания [4; 56].   Изучив  теоретический материал по вопросу  о формировании культурно-гигиенических  навыков у детей младшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что ученые, как правило, рассматривают эту проблему в целом, не заостряя внимания на особенностях того или иного возраста ребенка.             Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу. А также найти эффективных методов формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

         Объектом исследования являются культурно-гигиенические навыки у младших дошкольников.

         Предметом исследования – методы формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

          Цель  исследования: дать теоретическое обоснование методам формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

           Цель  исследования достигается через решение следующих задач:

1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

2. Охарактеризовать методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

3. Разработать педагогический проект и рекомендации для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

     Для решения  поставленных задач были использованы  следующие методы исследования:

     - теоретические: анализ, сравнение, обобщение;

     - эмпирические:  изучение литературы.

      Практическая  значимость данной работы состоит в том, что разработанный мной проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста может быть апробирован и внедрен в практику деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, а рекомендации помогут родителям быстрее и успешнее сформировать культурно – гигиенические навыки у своих детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Глава 1. Теоретические основы формирования  культурно-гигиенических навыков  детей  младшего дошкольного возраста. 

     1.1.Особенности  культурно-гигиенических навыков  детей младшего дошкольного возраста 

     Наряду  с  организацией правильного режима, питания, закаливания большое место  в работе детского сада отводится  воспитанию у детей культурно-гигиенических  навыков, привычек. От этого и  значительной мере зависят здоровье  ребенка, его контакты с окружающими.   Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения (по определению Н.Б. Мирской). Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.[4;19]       К культурно-гигиеническим навыкам  относятся навыки по соблюдению чистоты  тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.[9;41]        Физиологической основой культурно-гигиенических  навыков и привычек является образование  условно-рефлекторных связей, выработка  динамических стереотипов.           Культурно-гигиенические  навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как  дети приучаются выполнять установленные  в обществе правила, соответствующие  нормам поведения. Прочность, гибкость навыков  и привычек зависит  от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.

Культурно-гигиенические  навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная  нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Наиболее  успешно гигиенические навыки формируются  у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.        В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность  в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы  дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности [9;7].         Таким образом, в современном ДОУ важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов развития здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков

1.2.Формирование  культурно-гигиенических  навыков  у детей  младшего дошкольного  возраста

Воспитание  культурно-гигиенических навыков  начинается очень рано. Подготовкой  к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи.         Формирование  культурно-гигиенических навыков  совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.           На  формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и  вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких  людей, отражаются на содержании детских привычек.        Важным условием для формирования  гигиенических навыков является  систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что  перед едой ему обязательно  моют руки [9,10]. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребенка). В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.        В 1,5-2 года ребенок почти все может  снять с себя, сложить и большую  часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются.            На  втором году жизни ребенка необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать, при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.   На  третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.     При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.            Дети  отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое  действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций. Начиная со второго года жизни, с этой целью  с детьми проводятся специальные  дидактические игры, используются игровые  приемы.  Дети  третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях[11, 54].        К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), чистить зубы (вначале просто влажной щеткой, а с 4 лет порошком или специально предназначенной для детей пастой), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок.          Для привития культурно-гигиенических  навыков во всех возрастных группах  применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях [11,76].     Таким образом, в воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

1.3. Методы и  приемы формирования культурно-гигиенических  навыков у детей младшего дошкольного  возраста

      В центре воспитательного процесса находится  ребёнок – воспитуемый. По отношению  к нему как объекту воспитания воспитатель выступает субъектом  воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов воспитания.     Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания. (Болотина Л.Р., Комарова Т.С.) [4;29]. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений.      При этом педагоги тщательно отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.      Прием – это частное  проявление того или другого метода воспитания. Можно сказать, что приём – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. По отношению к методу воспитания приём носит подчинительный характер. К методам формирования гигиенических  навыков можно отнести:           • Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;          • Пример взрослого;         • Приучение, упражнение;         • Создание воспитывающих ситуаций;      • Поощрение помогает ребенку утвердится, поверить в свои силы (особенно в освоение новых навыков).        Важной  задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.  Чтобы облегчить ребенку освоение новых  навыков, необходимо делать этот процесс  доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности.          На  протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий. Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия членят на несколько операций.    Прежде  всего, следует запомнить: на начальном  этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако  необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается[4;34].           Воспитание  гигиенических навыков включает широкий круг задач,  и для их успешного решения рекомендуется  использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей:      1. Показ и объяснение.         В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное.     Объяснение  нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.   2. Упражнение  и контроль.      Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы.         Контроль  очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.            3. Пример взрослых.         Нужно   постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте  очень наблюдательны и склонны  к подражанию, поэтому воспитатель  должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание). Учеба ребенка, в основе которой лежит подражание, начинается очень рано, когда он еще ничего не понимает. От природы у них хорошо развита эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребенок, наблюдая за взрослыми, фиксирует, перенимает, формирует, создавая свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний.      4. Игровые приемы позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою  педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.  Игровые приемы очень  эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра "в ошибки".            5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок. Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык [4;45].      Обязательным  условием формирования гигиенических  навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни  является высокая санитарная культура персонала  дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.       Следующее условие, необходимое для успешного  гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок  приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду[4;57]. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.              В среднем и старшем дошкольном возрасте работа по формированию культурно - гигиенических навыков активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе заключается  воспитании привычки следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; совершенствовать навыки еды и научить детей быстро одеваться и раздеваться, соблюдая порядок в шкафу[10; 76].           У детей же младшего дошкольного возраста необходимо активно и последовательно формировать культурно-гигиенические навыки, используя художественное слово: стихи, потешки (см. приложение 2) и произведения таких авторов, как К.И. Чуковский: «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»,  А.Л. Барто «Девочка чумазая». На примере героев произведений дети учатся следить за своим внешним видом, они не хотят быть похожими на отрицательных героев. Формирования  культурно – гигиенических навыков происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль. Эффективным методом формирования культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является игра                         (см. приложение 3). Ведь известно, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности и как метод воспитания.  Эффективность работы повышается, если педагог устанавливает органическую связь между разнообразными вкусами детской деятельности. Это работа должна обязательно найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы.         Очень важно, чтобы весь режим детского сада, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Это  способствует развитию ребенка. Решая данную задачу, педагог создает благоприятную почву для формирования культурно - гигиенических навыков у детей [3;26].       Процесс формирования культурно - гигиенических навыков эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу формирования культурно - гигиенических навыков состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения.

Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста