Формирование графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР в процессе подготовки к обучению грамоте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель - изучение состояния графо-моторных навыков и определение эффективных средств по их формированию у дошкольников с ОНР
Задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме становления навыка письма у детей с ОНР.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение сформированности функциональной базы графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием.

Содержание

Введение ……………………………………………………………стр.2
Глава I. Литературный обзор……………………………………стр.6
§1. Клинико - психолого- педагогический аспект изучения ОНР……….стр.6
1.1. Понятие, причины, симптоматика ОНР и клинические виды……………………………………………………………стр.6
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей с ОНР………………………………………………………….стр.12
§2. Функциональные базис графо - моторных навыков письма и его нарушения………………………………………………………………….стр.25
Глава II. Материалы и методы исследования графо – моторных навыков письма у детей с ОНР в процессе подготовки к обучению грамоте…………………………………………………………………….стр. 33
§1. Организация констатирующего эксперимента………………………стр. 33
§2.Психолого – педагогическая характеристика экспериментальной группы………………………………………………………………………..стр.34
§3. Методы экспериментального исследования графо – моторных навыков………………………………………………………………………стр.37
§4. Исследование графо – моторных навыков у дошкольников с ОНР и анализ полученных результатов………………………………………….стр.60
Глава III. Основные направления и содержание коррекционной работы по формированию графо – моторных навыков……………стр. 69
§1. Формирование графо – моторных навыков у детей с ОНР…………..стр.69
§2. Анализ результатов контрольного эксперимента…………………..стр.78
Заключение…………………………………………….стр.87
Список литературы……………………………………….стр.91
Приложения………………………………стр.98

Вложенные файлы: 1 файл

Конечный результат МПГУ ДИПЛОМ.docx

— 161.84 Кб (Скачать файл)

 

беГосударственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования

Московский Педагогический Государственный Университет

 

 

Дефектологический факультет

Отделение логопедии

 

Выпускная квалификационная работа

 

Тема: «Формирование графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР в процессе подготовки к обучению грамоте»

 

 

Выполнила студентка

.                                                   

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

Москва, 2011г.

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………стр.2

Глава I. Литературный обзор……………………………………стр.6

§1. Клинико - психолого- педагогический аспект изучения ОНР……….стр.6

    1. Понятие, причины, симптоматика ОНР и клинические виды……………………………………………………………стр.6
    2. Психолого - педагогическая характеристика детей с ОНР………………………………………………………….стр.12

§2. Функциональные базис  графо - моторных навыков письма и  его нарушения………………………………………………………………….стр.25

Глава II. Материалы и методы исследования графо – моторных навыков письма у детей с ОНР в процессе подготовки к обучению грамоте…………………………………………………………………….стр. 33

§1. Организация констатирующего эксперимента………………………стр. 33

§2.Психолого – педагогическая характеристика экспериментальной группы………………………………………………………………………..стр.34

§3. Методы экспериментального исследования графо – моторных навыков………………………………………………………………………стр.37

§4. Исследование графо – моторных навыков у дошкольников  с ОНР и анализ полученных результатов………………………………………….стр.60

Глава III. Основные направления и содержание коррекционной работы по формированию графо – моторных навыков……………стр. 69

§1. Формирование графо – моторных навыков у детей с ОНР…………..стр.69

§2. Анализ результатов контрольного эксперимента…………………..стр.78

Заключение…………………………………………….стр.87

Список литературы……………………………………….стр.91

Приложения………………………………стр.98

 

 

 

Введение

В условиях гуманизации и демократизации системы образования, широкой вариативности действующих программ воспитания и обучения детей в детских садах и начальных классах школы, все более актуальной становится проблема обеспечения им преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Она наиболее остро проявляется на практике в недостаточной готовности детей к систематическому, целенаправленному обучению в школе, слишком длительной адаптации некоторых первоклассников к новым для них условиям учебного труда.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, «что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее» [56].

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное  обоснование. Ученые, занимающиеся изучением  деятельности детского мозга, психики  детей отмечают большое стимулирующее  значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и  подростков АНН установили, что уровень  развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Известный исследователь  детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно  связанными с речевой функцией"[34]. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Исследования Л.В. Лопатиной  свидетельствуют о  трудностях в  выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями. Ведущим механизмом  такого нарушения, по мнению А.Н. Корнева, является неполноценность  артикуляционного и пальцевого праксиса.

Таким образом, "есть основания  рассматривать кисть руки, как  орган речи - такой же, как артикуляционный  аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга"[32].

Сензитивным для развития пальцевой моторики является возраст 6-7 лет. Организуя различные виды деятельности в этом возрасте, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов  в развитии пальцевого праксиса и  совершенствовании графо - моторных навыков у детей с ОНР.

Все вышесказанное обусловило проведение данного экспериментального исследования.

Цель - изучение состояния графо-моторных навыков и определение эффективных средств по их формированию у дошкольников с ОНР

Объект исследования – уровень сформированности графо – моторных навыков письма у детей – дошкольников с ОНР.

Предмет исследования – процесс формирования функциональной базы графо-моторных навыков письма у дошкольников с ОНР.

Гипотеза - у дошкольников с ОНР отмечается несформированность функциональной базы графо - моторных навыков, требующая специально организованной работы по ее развитию.

Задачи:

  1. Изучить научную литературу по проблеме становления навыка письма у детей с ОНР.
  2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение сформированности функциональной базы графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием.
  3. Проанализировать результаты проведения эксперимента.
  4. Определить направления коррекционной работы по формированию и развитию графо-моторных навыков у детей с ОНР.
  5. Провести формирующий эксперимент.
  6. Проанализировать результаты контрольного эксперимента.

В связи с намеченной целью  и задачами исследования был определен  и использован комплекс методов, уточняющих и дополняющих друг  друга:

  1. теоретический анализ педагогической, нейропсихологической, медицинской и методической литературы по теме исследования;
  2. изучение психолого-медико-педагогической документации;
  3. экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента;
  4. количественный и качественный анализ полученных данных;
  5. наблюдение;
  6. беседа, анкетирование;
  7. логопедическое обследование;
  8. анализ графической деятельности детей;

Исследование проводилось на базе ГОУ д/с №2452 СЗАО г. Москва.

Дипломная работа состоит  из введения, трех глав, заключения, выводов и списка литературы. В дипломную работу включены приложения. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

§1. Клинико-психолого-педагогический аспект изучения ОНР

    1. Понятие, причины и симптоматика ОНР.

На основе психолого-педагогического  анализа различных форм речевой патологии в дошкольном возрасте Р.Е. Левина и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И.Жаренкова, Г.А. Каше, Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова и др.) в 1961 году выделили системное нарушение, квалифицированное как общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Впервые теоретическое обоснование  общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии  у детей дошкольного и школьного  возраста, проведенных Р. Е. Левиной  и коллективом научных сотрудников  НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) в 50—60-х годах XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы[27].

Правильное понимание структуры  ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных  и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные  учреждения, для выбора наиболее эффективных  приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

Понятие общего недоразвития речи (ОНР) и в настоящее время активно  используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться  при наиболее сложных формах детской  речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии  — в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и  пробелы в фонетико-фонематическом развитии.

Несмотря на различную  природу дефектов, у детей с  ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

• Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;

• Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;

• Экспрессивная речь отстаёт  от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая  обращенную к нему речь, не может  сам правильно озвучить свои мысли;

• Речь детей с ОНР  малопонятна. Р.Е. Левина выделила три  уровня речевого развития, которые  отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:

Детей с ОНР следует отличать от детей, имеющих сходные состояния - временную задержку речевого развития. При этом следует иметь в виду, что у детей с ОНР в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру.

Профессор Р.Е.Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую  категорию детей, у которых наблюдается  недостаточная сформированность всех языковых структур [36].

У детей данной группы в  большей или меньшей степени  оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы как по количественным показателям, страдает связная речь.

Такое системное нарушение  получило название «общее недоразвитие речи».

По своему клиническому состоянию  эта категория объединяет разных детей. Так по данным Е. М. Мастюковой [46] среди них можно выделить:

-так называемый неосложненный вариант ОНР, когда отсутствуют явно выраженные указания на поражение ЦНС. Недоразвитие всех компонентов речи у детей сопровождается малыми неврологическими дисфункциями, такими, как недостаточная регуляция мышечного тонуса, неточность двигательных дифференцировок и пр.; у детей наблюдается некоторая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности.

-осложненный вариант общего недоразвития речи, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов, таких, как синдром повышенного черепного давления, церебростенический и неврозоподобный синдромы, синдромы двигательных расстройств.У детей этой группы отмечается крайне низкая работоспособность, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса, выраженная моторная неловкость, грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловленноеорганическим поражением речевых зон коры головного мозга. Как правило, эту группу составляют дети с моторной алалией.

Информация о работе Формирование графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР в процессе подготовки к обучению грамоте