Формирование готовности к профессиональному самоопределению у выпускников специальной (коррекционной) школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:45, методичка

Краткое описание

В настоящее время предъявляются существенно более высокие требования к профессиональной подготовке выпускников специальной (коррекционной) школы. Это делает особо актуальной проблему качественной подготовки детей с нарушениями в развитии к самостоятельной жизни и профессиональному труду.

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование готовности к профессиональному самоопределению.doc

— 584.50 Кб (Скачать файл)

 

Формирование  готовности к профессиональному  самоопределению у выпускников специальной (коррекционной) школы.

 

В настоящее время предъявляются  существенно более высокие требования к профессиональной подготовке выпускников специальной (коррекционной) школы. Это делает особо актуальной проблему качественной подготовки детей с нарушениями в развитии к самостоятельной жизни и профессиональному труду. Большинство выпускников школы способны к освоению несложных профессий и могут работать на  строительном предприятии. И вместе с тем их возможности в плане профессиональной подготовки значительно ограничены: узок круг доступных видов труда, медленный темп достижения уровня, достаточного для самостоятельной профессиональной деятельности.

Все это позволяет сделать вывод о необходимости целенаправленной ранней профориентационной работы среди учащихся  для облегчения их последующего трудоустройства.

Структурные основные элементы профориентационной работы среди детей с отклонениями в развитии наполняются содержанием в зависимости от возрастных этапов развития ребенка, от имеющихся у него нарушений, реабилитационного потенциала и трудового прогноза.

 

Подготовительный этап:

1 – 4 классы


 

 

 

 

 

 

 

 

На первом этапе идет:

- знакомство с миром профессий  через профессии их родственников и близких знакомых с акцентом на то, что человек выбирает себе профессию в соответствии со своими возможностями,

-     развитие интересов и способностей,

- формирование навыков саморегуляции, коррекция эмоциональных и психологических нарушений,

- привлечение учащихся к общественно-полезному  труду. 

После 4 класса перед началом профессионального  обучения особое внимание уделяется  изучению состояния трудовых возможностей и способностей ребенка. Это позволяет определить, какой вид труда доступен учащемуся, целенаправленно и эффективно проводить коррекционную работу. Эти задачи решаются совместно со школьным ПМПк, в состав которого входят дефектологи, психологи, социальный педагог, врач-психоневролог, что позволяет отслеживать профессиональное становление ребенка в динамике.

Ориентировочный этап:

5 – 7 классы


 

 

 

 

 

 

 


 

 

  

На втором этапе основной целью  является  общая ориентация детей  в мире труда и профессий. Идет  расширение социальных связей, развитие интересов и способностей, общетрудовая подготовка, формирование коммуникативных навыков, навыков саморегуляции и адекватной самооценки, развитие гибкости и пластичности психических функций, изучение основ домашней экономики. 

 

В профессиональном плане продолжается  профпропаганда и профориентация на доступные виды деятельности, формируются реальные профессиональные планы и установка на общественно-полезную деятельность, проводятся трудовые пробы.

Формирующий этап:

8 – 9 классы


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На третьем этапе осуществляется профильная ориентировка на доступные виды труда в процессе профессионально- трудового обучения, трудовых проб, формирование профессиональных трудовых интересов, ориентировки на принятие ролевых позиций, изучение основ трудового законодательства и производства, формирование навыков социального взаимодействия. В этот период формируется трудовой прогноз, даются профессиональные рекомендации, начинается формирование планов и осуществляется их коррекция.

Производственный этап:

10 класс


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Основной целью данного этапа является формирование готовности к профессиональному самоопределению, участие в производительном труде, формирование навыков делового общения и адекватной самооценки, гибкости психических функций, установок на принятие ролевых позиций. Продолжаются осуществление профдиагностики и тестирования, формирование и коррекция профессиональных планов.  Педагоги вместе с родителями помогают подростку в выборе места профессиональной подготовки или в трудоустройстве.

Помимо 4 основных профилей трудового  обучения, мы вводим в программу изучение элементов смежных профессий. Для штукатурно-малярного дела – это элементы профессий облицовщик, каменщик. Поэтому, мы столкнулись с необходимостью разрабатывать профессиограммы и для названных специальностей и сейчас на уроках постоянно с ними работаем. Профессиограмма позволяет нам подробно рассмотреть профессию, определить в ней психологические качества, познакомить учащихся с содержанием и характером труда, психофизическими требованиями.

ПРОФЕССИОГРАММА

 

    1.Название  профессии.   ПЛИТОЧНИК-ОБЛИЦОВЩИК

 

2.Описание видов работ.

 

Облицовка плиточными материалами  – это слой отделки поверхностей из искусственных плиток, плит, профильных деталей, прикрепляемых к отделываемой поверхности на растворе, на клею или иными крепежными элементами.

К плиточным работам относятся  подготовка поверхностей под облицовку, провешивание поверхностей, подготовка материалов (плиток), резка и заточка  облицовочных плиток, подготовка растворов  для наклейки плиток, наклеивание  плиток, заполнение раствором швов между плиток.

 

3.Виды ответственности.

 

       Ответственность  за неисполнение своих трудовых  обязанностей, предусмотренных Трудовым  Кодексом РФ:

-добросовестно исполнять свои  трудовые обязанности,

-соблюдать правила внутреннего  трудового распорядка организации,

-соблюдать трудовую дисциплину,

- выполнять установленные нормы  труда,

-соблюдать требования по охране  труда и обеспечению безопасности  труда,

- бережно относиться к имуществу  работодателя и членов бригады,

- незамедлительно сообщать работодателю или непосредственному руководителю о возникновении ситуаций, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя. 

        Материальная  ответственность за использованные  материалы и инструменты перед  работодателем.

        Уголовная  ответственность за:

- преднамеренное использование  неисправных средств подмащивания,

- преднамеренное использование  экологически опасных  материалов.

 

4.Предполагаемая  специальная   одежда.

 

        Индивидуальные  средства защиты должны создавать благоприятные для организма человека соотношения с окружающей внешней средой и обеспечивать оптимальные условия для трудовой деятельности, обеспечивать высокую степень защитной эффективности и удобство при эксплуатации, отвечать требованиям технической эстетики.

        Таковыми являются: костюмы, полусапоги  кожаные,  сапоги резиновые, каска, защитные  очки, рукавицы, резиновые перчатки. 

 

5.Требования к личностным качествам плиточника-облицовщика.

 

               Плиточник-облицовщик должен иметь хорошее зрение и глазомер (линейный, плоскостной, объемный), хорошее цветоразличение.

Плиточнику-облицовщику необходимы хорошие мышечно-суставная чувствительность и осязание. Должен обладать хорошим  слухом. Должен быть аккуратен.

Облицовочные работы требуют ловких, соразмерных и точных движений.

 

 

6.Требования к физическим качествам.

 

Профессии плиточника-облицовщика  учащиеся могут обучаться в школе  и училище, а после окончании  работать по этой специальности на производстве учащиеся,  имеющие  допустимые нарушения основных функций организма:

  1. Нарушение психических функций: интеллекта, восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций, воли – незначительные и умеренные, речи – любой выраженности.
  2. Нарушение сенсорных функций: зрения, обоняния, осязании – незначительные и умеренные, слуха – любой выраженности
  3. Нарушение функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции – незначительные и умеренные.

 

Медицинские противопоказания к профессии:

  1. Тяжелая и глубокая умственная отсталость, легкая умственная отсталость с выраженными с эмоционально-волевыми решениями, со сложным типом дефекта психики.
  2. Шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия.
  3. Заболевания периферической нервной системы с глубокими и стойкими нарушениями чувственности.
  4. Органические заболевания центральной нервной системы, а также последствия перенесенных заболеваний (энцефалита, менингита, закрытых травм черепа и т.д.).
  5. Системные заболевания (туберкулез, бронхиальная астма, ревматизм в открытой форме, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, заболевания печени, сахарный диабет, хронические заболевания суставов, грыжи, заболевания кожи, низкое зрение).

 

Специфические требования: возраст  приема на работу - 18 лет ЛУО, пол  не регламентируется. Медицинские ограничения регламентированы «Перечнем противопоказаний Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ».

  

7.Общепрофессиональные умения и навыки.

 

По школьной программе предусмотрено  освоение профессии плиточника-облицовщика  на начальном уровне, соответствующей квалификационной характеристики  плиточника-облицовщика II разряда, по которой он должен знать:

    1. Виды основных материалов, применяемых при облицовке поверхности плитками.
    2. Приемы и подготовка различных поверхностей под облицовку плитками.
    3. Требования СНиПа к подготовке поверхностей.
    4. Способы сортировки облицовочных плиток по размерам, цвету и сортам.
    5. Правила приготовления растворов вручную.
    6. Правила безопасного труда.

 

Плиточник-облицовщик II разряда должен уметь:

Выполнять простейшие работы при облицовке керамическими, стеклянными, другими плитками:

  1. Сортировать облицовочные плитки по размерам, цвету и сортам.
  2. Приготавливать вручную по заданному составу сухие смеси, растворы и мастики.
  3. Подготавливать различные поверхности под облицовку плитками.

 

  1. Место работы.

 

По городу выпускники могут работать: в строительных управлениях «Отделстрой», «Ремстрой», в бригадах, которые организовываются стихийно из специалистов – профессионалов, которые выполняют малярные работы старательно и квалифицированно и где поддерживается строгая дисциплина, в различных строительных фирмах.

 

Для лиц с легкой степенью умственной отсталости оптимальная форма организации  труда является групповая (звено, бригада) с участием здоровых работников, которые  оказывают положительное влияние (создают условия для взаимопонимания, выработки адекватных трудовых навыков, стимулирование интереса к труду.

 

9. Возможная карьера.

 

В первый раз тарификационный разряд устанавливается в соответствии с действующей в строительной отрасли системой тарификации по окончании ПУ. Далее повышение квалификации плиточника-облицовщика осуществляется на предприятиях с целью обновления и расширения знаний и умений, повышения профессиональной квалификации на базе средних и высших учебных заведений.

У нас в городе для повышения  квалификации отделочников существует «Учебно-курсовой комбинат».

 

  1. Возможная зарплата.

 

На производстве, в строительных управлениях заработную плату плиточники-облицовщики получают в зависимости от качества сделанной работы и соответствующего разряда с учетом тарифных коэффициентов.

Заработная плата специалиста 6 разряда в 2 раза больше, чем у  рабочего 1 разряда. Согласно расценкам  плиточных работ, действующим по городу, заработная плата плиточника-облицовщика  составляет от 5 до 10 тысяч рублей в месяц.

 

  1. Факты по России (рынок, требования к необходимости данной профессии).

 

В настоящее время у нас в  России сложились рыночные отношения. Рынок удовлетворяет любые разумные потребности людей. Строительство  зданий и сооружения – это непрерывный процесс, поэтому и существует спрос на плиточные работы, значит, найдутся люди, готовые удовлетворить его так, как им это выгодно.

 Профессия «отделочник» очень  востребована в нашем городе. Если посмотреть городские газеты  – больше всех требуются маляры, штукатуры, плиточники.

 

  1. Тенденции.

 

В стране идет большая реконструкция  старых предприятий, вводится в действие и осваиваются новые производственные мощности, ведется строительство  жилья и индивидуальное строительство. На все это требуются материальные и трудовые ресурсы. Заводами-изготовителями выпускаются много строительных конструкций и деталей. Из года в год увеличивается и обновляется ассортимент строительных изделий, улучшается их качество.

В строительстве применяются новые  современные машины, механизмы, инструменты, внедряются новые технологии отделок.

Информация о работе Формирование готовности к профессиональному самоопределению у выпускников специальной (коррекционной) школы