Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 06:24, контрольная работа

Краткое описание

Окружающий нас мир существует во времени. Время, как и пространство, является всеобщей формой существования материи. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Время, как и пространство, является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей.
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Понятие времени - одно из самых сложных для детей. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направление - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и "показать". Время нельзя увидеть, потрогать, попробовать на вкус. О его существование ребенок может судить лишь по косвенным признакам.

Содержание

Введение.........................................................................................................2
Теоретическая часть......................................................................................4
1.1 Психолого-педагогические основы восприятия времени у детей дошкольного возраста.............................................................................................4
1.2 Задачи, содержание и методы работы с детьми по формированию временных ориентировок.......................................................................................6
Практическая часть.....................................................................................17
Методика развития временного представления.......................................17
Заключение..................................................................................................28
Список использованной литературы.........................................................30

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по матем.docx

— 35.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

Введение.........................................................................................................2

Теоретическая часть......................................................................................4

1.1 Психолого-педагогические  основы восприятия времени у  детей дошкольного возраста.............................................................................................4

1.2 Задачи, содержание и  методы работы с детьми по  формированию временных ориентировок.......................................................................................6

Практическая часть.....................................................................................17

          Методика развития временного представления.......................................17

Заключение..................................................................................................28

Список использованной литературы.........................................................30

Приложение.................................................................................................24

 

Введение

Как сложно малышу и взрослому найти общий язык! Разный взгляд на мир, разные интересы и, самое главное, - разный ритм жизни.

Окружающий нас мир существует во времени. Время, как и пространство, является всеобщей формой существования материи. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Время, как и пространство, является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей.

Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Понятие времени - одно из самых сложных для детей. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направление - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и "показать". Время нельзя увидеть, потрогать, попробовать на вкус. О его существование ребенок может судить лишь по косвенным признакам.

С момента рождения ребенок ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.), которые регулируются социальной средой.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим уметь ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени, создает основу для развития таких качеств личности как: организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучение в школе и в повседневной жизни.

Во всех видах деятельности человека, так или иначе, требуется ориентация во времени, чувство времени.

"Чувство времени" может  находиться на разных ступенях  развития. В раннем возрасте оно  формируется на основе чувственного  опыта без опоры на знания  эталонов времени. Младенец кричит, так как настало время кормления. У него еще нет обобщения "чувства  времени", оно остается связанным  только с той конкретной деятельностью, в которой оно сформировалось. Овладение же мерами времени  и применение их, дает возможность  пользоваться "чувством времени" более широко, в разнообразных  условиях.

Поэтому в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время. Время понимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности.

Восприятие времени - это, прежде всего отражение продолжительности явлений объективного бытия, их течения в пределах того или иного отрезка времени. То, что мы называем восприятием времени, есть не что иное, как отражение в сознание человека объективного времени.

В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как "сегодня", "завтра", "вчера", "сначала", "потом" и т.п.). Этому способствует развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

1.1 Психолого-педагогические  основы восприятия времени у  детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является существенным этапом в развитии целенаправленного поведения и познавательной деятельности. Происходящие в этот период изменения структурно-функциональной организации мозга определяют готовность ребенка к школе, обусловливают возможность и успешность учебной деятельности.

В педагогической психологии проблема восприятия времени детьми систематически изучается с середины 50-х годов.

В познание различают объективное (то есть естественное) время, отражающее связь во времени предметов, явлений действительности и психологическое время личности.

Мир существует и изменяется во времени по своим законам, не зависящим от субъекта.

Между характеристиками объективного и психологического времени, такие характеристики как длительность, последовательность, синхронность, можно измерить достаточно точно с помощью приборов. Временные интервалы равны между собой (минута, час, год), их последовательность строго определена.

Становление у человека временных характеристик происходит одновременно с пространственными характеристиками. В восприятии пространство и время неотделимы друг от друга. Психологическая ориентировка во времени формируется у ребенка постепенно, по мере овладения им, представлениями, знаниями, умениями.

В дошкольном возрасте ребенок погружен в нерасчлененное время - пространство, поскольку его социальные связи не носят еще четко обозначенной и заданной ориентации во времени, регламентируемой социально значимым взрослым. В этом возрасте представления о времени носят мифологический характер: они богаты по содержанию, но не структурированы; глобальны, но не систематизированы. Представления о временных характеристиках существуют в детском сознании фрагментарно и с разной степенью осознанности. Дети рассуждают так: "Время вообще есть, но без часов оно не заметно", "Часы не главное, часы - точное время, а настоящее время в днях, сутках". Дошкольник живет в собственных представлениях "здесь и теперь", где "минутка" - это слово, пока несоотносимое с физической мерой времени.

В этом возрасте идет интенсивное накопление знаний о предметах и явлениях действительности, организованных во времени (сегодня - завтра; сегодня - вчера; сначала - потом), чему способствует овладение родной речью, наблюдение за окружающим миром, развивающимся по законам биологии и истории, а также осознание своей собственной жизни.

Общепринятыми в философии являются определения основных характеристик категории времени:

· Последовательность, характеризующая непрерывное следование одного явления (события) за другим;

· Длительность, определяемая как продолжительность, протяженность одного явления (события) во времени;

· Синхронность, понимаемая в двух значениях: как состояние взаимосвязанных явлений, их системы в определенный момент развития и как осуществление различных состояний одновременно, совпадение их во времени.

Проявляясь во множестве своих частных характеристик, становление представлений о времени проходит на основе:

1. субъектного опыта ориентации  ребенка во времени, с момента  рождения по мере развития  его движений, речи, знакомство с  окружающим его миром.

2. присвоения культурных  образцов социального взаимодействия, усвоения лексики и грамматики  родного языка, соотношения мер  и величин.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знания одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

Говоря о структуре временных представлений ребенка, можно выделить, по меньшей мере, три различных аспекта этих представлений:

· Адекватность отражения временных промежутков и соотнесение их с деятельностью (умение организовывать свою деятельность во времени);

· Понимание обозначающих время слов (от более простых "вчера, сегодня, завтра" до более сложных "прошлое, настоящее, будущее" и т.д.);

· Понимание последовательности событий, действий, явлений.

 

1.2 Задачи, содержание  и методы работы с детьми  по формированию временных ориентировок

Математические понятия выражают сложные отношения и формы действенного мира: количественные, пространственные, временные представления, представления о форме и величине. Абстрактность объектов математики, с одной стороны, конкретность наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления детей, с другой стороны, создают объективные трудности в отборе содержания занятий, методов и способов их представления для обучения.

У детей старшей группы закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Название частей суток связывается не только с конкретным содержанием деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени - явлениями природы. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

Детей старшего дошкольного возраста необходимо продолжать учить ориентировке во времени. Воспитатель должен знать возможности, особенности оценки малых промежутков времени детьми дошкольного возраста и условий развития "чувства времени" у старших дошкольников. У детей подготовительной группы происходит формирование и закрепление понятий о сутках, неделе, месяцах, о последовательности мер времени и их количественной характеристике. Детей знакомят с календарным годом, с минутными интервалами, развивают умения измерять и оценивать их. Представление детей о времени происходит во многом благодаря их знакомству со временем наступления постоянных видов деятельности в режиме дня, в этом возрасте уже также необходимо развивать умения детей определять время их наступления по часам. У детей этого возраста развивается способность планировать во времени свою деятельность, регулировать темп и ритм деятельности в зависимости от отведенного времени и объема работы.

В работе необходимо широко использовать такие методы как: наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи.

Для эффективного формирования у детей представлений о времени воспитатели создают оптимальные условия для развития активности, самостоятельности, развивают познавательную деятельность, используют проблемные ситуации, различные виды наглядности, словесные приемы в работе с детьми. Учат детей применять полученные знания о времени в различных видах деятельности.

Современное содержание математического развития дошкольников предусматривается в разных программах:

         

В основу программы развития и воспитания детей в детском саду "Детство" легли теоретические взгляды петербургской (ленинградской) научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошкольного детства. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Педагогический процесс включает организованное обучении (занятия). Раздел этой программы "Первые шаги в математику" представляет собой деление на несколько частей: свойства, отношения, числа и цифры, сохранение количества, величины, последовательность действий. Каждый раздел программы имеет подразделы: представления и познавательно-речевые умения. Обучение детей по этой программе представлениям о времени начинается с младшего дошкольного возраста.


 

Младший дошкольный возраст (4-й год жизни)

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст(6-й - 7-й год)

 

Значение понятий: сначала/потом, раньше/позже, утро/вечер день/ночь.

 

Соотносить части суток с характерной детской деятельностью.

Самостоятельно использовать в речи слова, характеризующие временные отношения.

 

Умение распределять в последовательности части суток настоящем, прошедшем, будущем времени: сегодня, вчера и завтра. Обобщение четырех частей суток в понятие "сутки". Выражать в речи временные отношения между предметами.

 

Умение определять сутки, недели (дни недели), месяцы. Измерять время с использованием календаря и песочных часов. Изучение циферблата часов

 

     

·

В программе "Из детства - в отрочество " раздел "Дошкольник изучает математику" рассматривается Т.И. Ерофеевой. К концу дошкольного возраста дети подготовительной группы должны: иметь расширенное представление о текучести времени, относительности отдельных характеристик (вчера, сегодня, завтра, давно, раньше), совершенные временные представления о днях недели, месяцах года, умение ориентироваться по календарю, определять время по часам.

Информация о работе Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста