Формирование активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидакти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 17:19, реферат

Краткое описание

Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту. Если у взрослого в пассивный словарь чаще всего входят специальные термины, диалектизмы, архаизмы, то у ребенка – часть слов общеупотребительной лексики, более сложных по содержанию [5].

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс оригинал.docx

— 121.79 Кб (Скачать файл)
  1. Речевое развитие младших школьников : Сб. статей // под ред. Н. С. Рождественского. – М. : Просвещение – 2007. – С. 222.

  1. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми / В. И. Селиверстов – М. : ВЛАДОС, 2005. – 344 с.

  1. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя детского сада / под ред. Ф. А. Сохина. – 2–е изд., испр. – М. : Просвещение, 2000.

  1. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева / под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 2005.

  1. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. – СПб. : Акцидент. – 2007. – 110 с.

  1. Филичева, Т. Б. Нарушение речи у детей. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Профессиональное образование, 1993.

  1. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. – М. , 2001.

  1. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника : Методическое пособие с иллюстрациями  / Т. Б. Филичева, А. Р. Соболева. – Екатеринбург : АРГО, 1996.

  1. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина. – М. , 2003.

  1. Харченко, В. К. Сложные слова в детской речи. Монография / В. К. Харченко, Е. Г. Озерова. – Белгород : Изд–во Белгородского гос. ун–та, 1999. Шахматов, А. А. Синтаксис русского языка / А. А. Шахматов. – Л. , 2000, вып. 1, 312 — 313 с.

  1. Щерба, Л. В. Опыт общей теории лексикографии  // Языковая система и речевая деятельность / под ред. Л. Р. Зиндера, М. И. Матусевич. – Л. : Наука, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

  1. Протокол обследования активного словаря прилагательных у детей с ОНР по методике № 1 «Определение уровня активного словаря прилагательных»

Имя, возраст

Диагноз ПМПК

Результаты

1

Максим, (5,5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний

2

Гриша, (5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний

3

Вова, (5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний

4

Кирилл, (5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний

5

Саша, (5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний

6

Маша, (6 л.)

ОНР, 1 ур+Синдром Дауна

низкий

7

Витя, (5,5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний

8

Александра, (5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний

9

Миша, (5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний

10

Влад, (5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний


 

 

  1. Протокол обследования активного словаря прилагательных у детей с ОНР по методике № 2 «Определение уровня активного словаря прилагательных на основе зрительного восприятия»

Имя, возраст

Диагноз ПМПК

Результаты

1

Максим, (5,5 л.)

ОНР, 3 уровень

высокий

2

Гриша, (5 л.)

ОНР, 3 уровень

высокий

3

Вова, (5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний

4

Кирилл, (5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний

5

Саша, (5 л.)

ОНР, 3 уровень

высокий

6

Маша, (6 л.)

ОНР, 1 ур+Синдром Дауна

низкий

7

Витя, (5,5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний

8

Александра, (5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний

9

Миша, (5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний

10

Влад, (5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний


 

 

  1. Общий протокол обследования по методикам № 1, 2

Имя, возраст

Диагноз ПМПК

Результаты

1

Максим, (5,5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний

2

Гриша, (5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний

3

Вова, (5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний

4

Кирилл, (5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний

5

Саша, (5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний

6

Маша, (6 л.)

ОНР, 1 ур+Синдром Дауна

низкий

7

Витя, (5,5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний

8

Александра, (5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний

9

Миша, (5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний

10

Влад, (5 л.)

ОНР, 3 уровень

средний


 

  1. Содержание игр и упражнений на каждом этапе развития активного словаря прилагательных

Этап

№ п/п

Цель, задачи

Содержание

Подготовительный.

 

Цели и задачи – развитие слухового внимания и зритель-ной, слуховой памяти, пространственного мышления, аналитико–синтети-ческого и словесно–логичес-кого мышления. Обогаще-ние общего словаря ребенка. Развитие мелкой моторики, зритель-ной и слуховой координа-ции.

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

Цель: учить определять направления звука;

Задачи: развитие слухового восприятия, внимания, слуховой координации, мышления;

Время проведения: II половина дня;

Время, затраченное на методику: 5 мин.

«Где позвонили?» (Селиверстов В.И.)

Цель: учить прислушиваться к звукам;

Задачи: развитие слухового восприятия, внимания, слуховой дифференциации, мышления;

Время проведения: II  половина дня;

Время, затраченное на методику: 3–4 мин

«Скажи, что ты слышишь» (Селиверстов В.И.)

Цель: учить определять силу звучания; Задачи: координация звучания с движением, развитие слухового восприятия, мышления, слуховой дифференциации;

Время проведения: II половина дня;

Время, затраченное на методику: 3–4 мин.

«Тихо –громко» (Селиверстов В.И.)

Цель: учить соотносить число на карточке с определенным количеством ударов;

Задачи: развитие слуховой дифференциации, чувства ритма, временных представлений;

Время проведения: II половина дня;

Время, затраченное на методику: 5–7 мин.

«Наседка и цыплята» (Селиверстов В.И.)

Цель: учить детей внимательно слушать педагога и действовать по его инструкции;

Задачи: развитие слухового внимания;

Время проведения: II половина дня;

Время, затраченное на методику: 3–4 мин.

«Слушай хлопки» (Селиверстов В.И.)

Цель: учить обращать внимание на детали изображения;

Задачи: развитие зрительного восприятия, аналитико–синтетического мышления, зрительной памяти, пространственных представлений;

Время проведения: II половина дня;

Время, затраченное на методику: 7–10 мин.

«Найди различия» (Селиверстов В.И.)

Цель: учить рассматривать предмет, обращая внимание на его детали;

Задачи: развитие мелкой моторики, зрительной координации, зрительного внимания;

Время проведения: II половина дня;

Время, затраченное на методику: 10–12 мин.

«Дорисуй» (Селиверстов В.И.)

Цель: развивать моторно–слуховую память;

Задачи: развитие навыков воспроизведения звуков, развитие словарного запаса;

Время проведения: II половина дня;

Время, затраченное на методику: 3–4 мин.

«Повтори за мной» (Селиверстов В.И.)

Цель: развивать моторно–слуховую память

Задачи: развитие зрительной памяти, мышления, развитие словарного запаса;

Время проведения: II половина дня;

Время, затраченное на методику: 10 мин.

«Запомни слова по рисункам» (Селиверстов В.И.)

Цель: развивать моторно–слуховую память

Задачи: развитие словарного запаса, мышления;

Время проведения: II половина дня;

Время, затраченное на методику: 6–8 мин.

«Запомни и воспроизведи» (Селиверстов В.И.)

Цель: развивать аналитико–синтетическое мышление;

Задачи: формировать операции анализа, синтеза, обобщения;

Время проведения: II половина дня;

Время, затраченное на методику: 10 мин.

«Выдели неподходящий предмет» (Селиверстов В.И.)

Цель: формировать аналитико–синтетическое мышление, обобщение;

Задачи: развитие аналитико–синтетического, словесно–логического мышления;

Время проведения: II половина дня;

Время, затраченное на методику: 15–20 мин.

«Группировка предметов» (Селиверстов В.И.)

Цель: развивать умение устанавливать причинно–следственные связи, делать обобщения;

Задачи: развитие аналитико–синтетического мышления, увеличение словарного запаса, развитие памяти;

Время проведения: II половина дня;

Время, затраченное на методику: 15–20 мин.

«Установи последовательность событий» (Селиверстов В.И.)

Основной

 

Цели и задачи – развитие активного словаря прилагате-льных посредст-вом дидакти-ческих игр.

Параллельно ведется работа над развитием общего словаря ребенка.

Цель: развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры;

Задачи: развитие наглядно–образного, словесно–логического мышления, увеличение словарного запаса;

Время проведения: II половина дня;

Время, затраченное на методику: в зависимости от количества загадок

«Отгадай загадку» (Селиверстов В.И.)

Цель: развитие ассоциаций;

Задачи: развитие словесно–логического мышления, увеличение словарного запаса;

Время проведения: II половина дня;

Время, затраченное на методику: 15 мин.

«Ассоциации» (Бондаренко А. К.)

Цель: учить называть обобщающее слово–существительное;

Задачи: увеличение словаря синонимов, развитие словесно–логического мышления;

Время проведения: II половина дня;

Время, затраченное на методику: 6–8 мин.

«Назови одним словом» (Селиверстов В.И.)

Цель: учить восстанавливать смысловые ряды слов;

Задачи: развитие словесно–логического мышления, аналитико–синтетического мышления, увеличение словарного запаса;

Время проведения: II половина дня;

Время, затраченное на методику: 6–8 мин.

«Догадайтесь, каким будет четвертое слово» (Селиверстов В.И.)

Цель: активизировать словарь существительных;

Задачи: развитие словесно–логического мышления, памяти, увеличение словарного запаса;

Время проведения: II половина дня;

Время, затраченное на методику: 5–8 мин.

«Назови части» (Бондаренко А. К.)

Цель: закреплять обобщающие слова;

Задачи: увеличение словаря прилагательных, развитие словесно–логического и аналитико–синтетического мышления;

Время проведения: II половина дня;

Время, затраченное на методику: 5 мин.

«Объясни, что общее у предметов» (Селиверстов В.И.)

Цель: обогащать словарь антонимами–существительными;

Задачи: развитие словесно–логического и аналитико–синтетического мышления, увеличение словарного запаса;

Время проведения: II половина дня;

Время, затраченное на методику: 3–4 мин.

«Скажи наоборот» (Селиверстов В.И.)

Цель: учить подбирать предметы к названию действий;

Задачи: увеличение словарного запаса, развитие словесно–логического мышления;

Время проведения:  II половина дня;

Время, затраченное на методику: 3–4 мин.

«Подбери предмет»

(Селиверстов В.И.)

 

Цель: учить подбирать предметы к названию действий;

Задачи: развитие словаря существительных, развитие аналитико–синтетического мышления;

Время проведения: II половина дня ;

Время, затраченное на методику: 3–4 мин.

«Кто или что может это сделать» (Селиверстов В.И.)

 

10

Цель: учить рассматривать предмет, обращая внимание на его детали;

Задачи; развитие зрительного внимания, наглядно–образного мышления, операций анализа и синтеза.

Время проведения: II половина дня;

Время, затраченное на методику: 10–12 мин.

«Сравни лошадь и корову, белку и зайчика» (П. Н. Лосев)

Заключи-тельный

 

Цели и задачи – опреде-лить конечный уровень активного словаря прилагате-льных.

Провести 2–3 диагности-рующие методики на выявление уровня активного словаря прилагате-льных.

Сравнить получен-ные результаты с резуль-татами констати-рующего этапа.

1

 

 

 

2

Цель: описать предмета на основе

представлений о нем.

Задачи: уточнение уровня активного словаря прилагательных без наглядного представления предмета.

«Скажи, какой, какая, какое?» (морковь, солнце, воздушный шар)

Цель: описание натурального предмета.

Задача: уточнение уровня активного словаря прилагательных на основе наглядного предмета.

«Скажи какой, какая, какое?»

(варежки, корзинка, часы)


 

 

 

 


Информация о работе Формирование активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидакти