Социально-педагогические
методы работы
Педагогические методы
Психологические методы
Методы социальной работы
-
организационные методы;
- методы педагогической диагностики;
- методы обучения;
- методы воспитания;
- методы организации социально-педагогического
взаимодействия
-
психодиагностические методы;
- психокоррекционные методы;
- методы психического консультирования;
- методы психотерапии;
- методы психического воздействия
-
методы социальной диагностики;
- методы социальной профилактики;
- методы социального контроля;
- методы социальной реабилитации;
- социально-экономические
методы;
- организационно-распорядительные
методы;
- метод как эксперимент социального
воспитания
-
Социальная
терапия ((греч.) – «забота, уход, лечение»)
– систематические, целенаправленные
меры по оказанию помощи лицу или группе
детей и подростков в урегулировании чувств,
импульсов, мыслей, отношений. Терапия
выполняет ряд важных функций социально-педагогической
поддержки ребенка и подростка из неполных
семей, в том числе:
- лечебную
(оказание помощи ребенку в решении его
проблем совместно с медиками);
- социального
развития (включение его в активную групповую
деятельность, организация процесса «совместного
развития», положительно влияющего на
социальное здоровье ребенка);
- отстаивания
интересов (разъяснение нужды притесняемых
или социально уязвимых детей обществу,
организациям).
Социальная терапия, таким
образом, может рассматриваться
как метод «социального лечения»,
как метод влияния, связанный
с обучением и профессиональной
ориентацией, как инструмент социального
контроля, как средство коммуникации.
К задачам социальной терапии
мы относим:
- исправление,
корректировку поведения;
- предупреждение
дисфункций;
- обеспечение
нормального социального развития ребенка;
- самоутверждение
личности.
Содержание работы
социального педагога в детском
доме
Рассмотрим
социально-педагогическую деятельность
в детском доме
как наиболее
типичном учреждении государственного
попечения детей, оставшихся без родителей.
Потребность
и необходимость социально-педагогической
деятельности постоянна в силу
наличия у воспитанников
широкого спектра социальных,
медицинских, психологических, педагогических
проблем и отсутствия у детей
должного социального опыта.
Деятельность
социального педагога начинается
с:
1. Определение социального статуса
ребенка. Путем изучения документов, бесед,
тестирования.
Социальный
педагог узнает ребенка, выделяет проблемы,
которые ему предстоит решить.
Собирает сведения о состоянии физического
и психического здоровья, условиях
жизни ребенка до поступления
его в интернатное учреждение
,собирает сведения о родителях ребенка,
наблюдает за его успеваемостью,
оказывает помощь в обучении воспитанника
и т.д.
2. Следующая задача социального педагога
– составить индивидуальную
программу развития
воспитанников, т.е., анализируя документы,
которые есть у ребенка, его проблемы,
найти пути выхода из создавшейся
ситуации, фактически представить,
каким должен быть выпускник
детского дома, учитывая, какой
он сейчас.
Проблемы
адаптации ребенка, попавшего в детский
дом, реабилитации детей девиантного
поведения, интеграции воспитанников
в общество являются важными в
деятельности социального
педагога. Реабилитация ребенка
происходит с помощью медиков, психологов,
педагогов, социальных педагогов и
др. специалистов детского
дома:
- Медицинская
реабилитация полагает проведение
комплекса оздоровительных
и лечебных мероприятий.
- Психологическая
реабилитация связана с проведением
занятий по снятию тревожности,
беспокойства у ребенка.
- Педагогическая
– предполагает проведение дополнительных
занятий по программе общеобразовательной
школы, а также коррекционных занятий.
- Социальная
адаптация полагает успешное
освоение воспитанниками социальных ролей
в системе общественных отношений
через формирование и развитие
навыков ведения домашнего
хозяйства, самообслуживания, трудовых
умений и навыков.
3. Вместе с психологами социальный
педагог занимается проблемами
1) профессионального
самоопределения выпускников:
- знакомство
воспитанников с различными профессиями
путем проведения бесед, экскурсий, встреч
с представителями различных профессий,
просмотр кинофильмов, посещение дней
«Открытых дверей»;
- тестирование
воспитанников в центре занятости;
- индивидуальные
собеседования с выпускниками по выбору
профессии;
- организация
занятий по первоначальной профессиональной
подготовке;
- сбор документов
для дальнейшей учебы и трудоустройства.
2) освоения
ими различных социальных ролей
человека в обществе (патриот, член
общества, член семьи, потребитель,
профессионал и др.)
3) ознакомления
со структурой и функциями
семьи;
4) формирования
адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться
выпускнику к жизни после выхода из
детского дома (например, проведение
бесед на тему «Как подготовиться к вступительным
экзаменам?», «Как пользоваться разными
видами транспорта?», «Как заполнить документы
на коммунальные платежи?» и т.п.).
Социальный педагог использует
для решения этих задач
деловые игры, упражнения, тренинги,
поощрения, наказания, беседы и др.
4. Еще одна важная задача, которую
выполняет социальный педагог
в
детском доме, ‒ представление
интересов ребенка в правозащитных
и
административных органах.
Социальный педагог
занимается
- жилищными проблемами ребенка:
- оформление
документов для сдачи жилья в аренду;
- оформление
документов в суд для решения вопроса
о возвращении жилья;
- оформление
документов на приватизацию жилья;
- участие
в обследовании жилья при обмене;
- сбор документов
на получение жилья выпускникам детского
дома;
- участие
в подборе жилья для выпускников.
- Правовые вопросы, опека, усыновление:
- оформление
документов воспитанников в органах ЗАГСа,
милиции;
- участие
в заседаниях судов по лишению родительских
прав; привлечение к ответственности за
неуплату алиментов; возвращению жилья
воспитанникам, незаконно проданного
родителями;
- подготовка
документов на усыновление, опеку;
- участие
в подборе приемных, патронатных семей;
- обследование
материально-бытовых условий семей родственников;
- беседы
с воспитанниками по правовой тематике.
Консультации воспитателей по правовым
вопросам.
- Охрана прав воспитанников:
- защита
прав воспитанников перед родителями
и в образовательных учреждениях;
- сбор документов
для определения юридического статуса
воспитанников;
- выяснение
причин трудновоспитуемости детей и организация
работы по ее устранению;
- представление
интересов воспитанников в милиции, суде,
нотариате;
- оформление
документов на взыскание алиментов, контроль
за их начислением;
- оформление
и контроль за сберегательными счетами.
- Организационные мероприятия:
- подготовка
вопросов по социальной работе для обсуждения
на педсоветах, производственных совещаниях,
комиссии по делам несовершеннолетних
при администрации;
- планирование
и учет всех видов социальной работы;
- своевременное
оформление личных дел воспитанников;
- ежемесячный
отчет в управление Социальной Защиты
Населения о движении воспитанника;
- ежегодный
отчет в отдел образования о выпускниках;
- ежегодный
отчет о результатах социальной работы.
- Взаимодействие с другими ведомствами:
- органы
опеки и попечительства, управление соц.
Защиты населения, ЗАГС, КДН.;
- органы
внутренних дел, суда, прокуратуры, нотариата;
- жилищные
органы, отделы приватизации, БТИ.;
- центр занятости
населения;
- органы
здравоохранения и центр медицинской
профилактики;
- социальная
служба молодежи.
Эти общие
положения деятельности социального
педагога конкретизируются в зависимости
от типа детского дома, возрастной
категории детей, их медико-психолого-педагогических
проблем.
Заключение
Таким образом,
изучая теоретические основы социально-педагогической
работы в условиях детского дома и
проанализировав деятельность социального
педагога с детьми-сиротами, нами были
сделаны следующие выводы:
Социально –
педагогическая деятельность в детском
доме включает в себя диагностическую
работу с воспитанниками, подготовку
комплекса коррекционно-реабилитационных
мероприятий в соответствии с
индивидуальными потребностями
воспитанника, а также осуществление
правовой защиты интересов воспитанника.
Диагностическая
работа включает в себя мероприятия
по определению статуса ребенка,
уровня его психического развития,
состояния здоровья, а также возможностей
социальной адаптации.
Коррекционно-реабилитационные
мероприятия носят комплексный
характер и осуществляются в нескольких
направлениях. Медицинская реабилитация
полагает проведение комплекса оздоровительных
и лечебных мероприятий. Психологическая
реабилитация связана с проведением
занятий по снятию тревоги, беспокойства,
напряжения ребенка в детском
доме. Педагогическая реабилитация полагает
проведение дополнительных занятий
по программе образовательной школы,
а также коррекционных занятий.
Социальная адаптация полагает успешное
освоение воспитанниками социальных ролей
в системе общественных отношений.
Современные воспитанники детских
домов в большинстве своем
являются жертвами социального сиротства,
к чему ведет ослабление семейных
уз и распад семьи. Поэтому, особым направлением
социально педагогической работы является
налаживание отношений с семьей
воспитанника. Социальная адаптация
происходит через формирование и
развитие навыков ведения домашнего
хозяйства, самообслуживания, трудовых
умений и навыков. Для социальной
адаптации детей – сирот, воспитанников
детских домов и школ – интернатов
необходимо развивать навыки и способности
к различным видам трудовой деятельности,
в условиях рынка дать в руки конкурентоспособные
специальности.
Также, одним
из элементов социально-педагогической
работы является защита прав и представление
интересов воспитанника детского дома
в различных инстанциях.
Таково основное
содержание социально-педагогической
работы в условиях детского дома.
В последние
десятилетия произошли изменения
в самом феномене социального
сиротства, возникли новые тенденции,
которые ещё недавно не стояли
так остро: среди отбывающих срок
в ИТК, матерей-одиночек удельный вес
сирот становится все больше: увеличивается
число детей с физическими
и психическими отклонениями в развитии.
Эти дети составляют реальный резерв
для пополнения групп риска.
Обострилась
проблема социальной адаптации выпускников
интернатных учреждений, их неготовность
найти себе место в жизни, самим строить
свою судьбу, в какой-то мере определяется
социальной незрелостью детей, связанной
с их возрастом (16 лет, а в семье родители
опекают своих детей до 20 и дальше). Кроме
того, во многом то, что выпускники детских
домов и интернатов не могут пристроиться
к жизни, опускают руки перед нестандартными
ситуациями, виновато не только отсутствие
материальной поддержки, но и убеждение,
что ты как личность убога и неинтересна.
Ведь часто выпускнику, привыкшему пока
только брать у общества, трудно осознавать,
что он, в свою очередь, может ему дать.
Сегодня нужна
перестройка режима работы учреждений
интернатного типа, направленная на решение
задачи социализации каждого ребёнка
и основанная на возможностях, заложенных
в законе об образовании.
Библиография
- Дети
социального риска и их воспитание./
Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. СПБ.: Речь,
2003.-144 с.
- Комплексное
сопровождение детей-сирот./ Под науч.
ред. Л.М. Шипицыной. Материалы научно-практической
конференции. СПБ., 2003.-93 с.
- Личностное
и профессиональное самоопределение воспитанников
детского дома. Уссурийск, 2008. - 87 с.
- Олиференко
Л.Я. Социально-педагогическая поддержка
детей группы риска: М. – 2010. – 256 с.
- Павлова
В.А. Семейная форма воспитания детей-сирот.
СПБ, 2009 - 52 с.
- Психическое
развитие воспитанников детского дома./
Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской; М.:
Педагогика, 2010. - 264 с.
- Социальная
педагогика: Курс лекций / Под общей ред.
М.А. Галагузовой. –М.: 2004. ‒ 416 с.
-
Социальная педагогика: учебное пособие
для студ. высш. учебн. заведений. Под ред.
В.А. Никитина. М. Владос, 2002. – 272 с.
-
Социальный педагог: подготовка и деятельность.
Отв. Ред. А.З. Иоголевич. – Челябинск, 2004.
‒ 146 с.
-
Шептенко П.А. Воронина Г.А. Методика и
технология работы социального педагога:
учебн. пособие для студ. Высших пед. учебн.
завед. Под ред. В.А. Сластенина. – М. Академия,
2002. – 208 с.
- Шипицына
Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д., Коновалова
Н.Л., Крючкова Л.Л. Развитие личности ребенка
в условиях детского дома; СПБ., 2007. - 160
с.
- Шульга
Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Медодика работы
с детьми «группы риска». М.: 2001.-128 с.