«Сопротивление воспитанию»: его суть, проявления, способы преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:14, доклад

Краткое описание

Еще А.С. Макаренко, удрученный трудностями и противоречиями, видимым отсутствием всяких закономерностей воспитания, несовершенством подготовки к нему начинающих педагогов, сетовал на то, что в технических вузах студенты изучают предмет «Сопротивление материалов», а будущие педагоги ни в каком виде не постигают даже азов неотъемлемой реальности педагогического процесса, которую можно было бы назвать «сопротивлением воспитанию». Увы, до сих пор такого учебного предмета нет. Кому не знакомы «картинки из практики»: ..Учительница ведет детей в театр по улицам большого города: построила парами, просит не отставать, и что же? Буквально через несколько секунд в хвосте колонны образовывается отстающая группа толпящихся, галдящих, хохочущих «неслухов».

Вложенные файлы: 1 файл

Сопротивление воспитанию.docx

— 47.52 Кб (Скачать файл)

«Сопротивление  воспитанию»: его суть, проявления, способы преодоления

Во всяком человеке — Человек с большой буквы. Иногда его трудно извлечь, иногда невозможно, но пробовать нужно всегда.

Олег  Куваев

Педагоги так  нетерпеливо вдалбливают знания в Своих воспитанников, что последние стараются всячески им сопротивляться.

В. Лизинскай

ЯВЛЕНИЕ «СОПРОТИВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЮ»

Еще А.С. Макаренко, удрученный трудностями и противоречиями, видимым отсутствием всяких закономерностей  воспитания, несовершенством подготовки к нему начинающих педагогов, сетовал  на то, что в технических вузах  студенты изучают предмет «Сопротивление материалов», а будущие педагоги ни в каком виде не постигают даже азов неотъемлемой реальности педагогического  процесса, которую можно было бы назвать «сопротивлением воспитанию». Увы, до сих пор такого учебного предмета нет. Кому не знакомы «картинки из практики»: ..Учительница ведет детей в театр по улицам большого города: построила парами, просит не отставать, и что же? Буквально через несколько секунд в хвосте колонны образовывается отстающая группа толпящихся, галдящих, хохочущих «неслухов».

...На обшем собрании класса решили: «Каждый уважающий себя москвич должен посетить эти знаменитые места (далее — составленный вместе перечень)». Условились о еженедельных субботних экскурсиях. В первую же субботу — никто не пришел... И во вторую... И в седьмую... Почему? В дружеской беседе с классным руководителем: «потому что не обязательно», «и без этого можно прожить», «не хочу, чтобы парами водили», «я хожу куда хочу и с кем хочу, а по плану и с классом — не буду». ...В спортивно-трудовом лагере подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, начинался первый рабочий день. Директор лесхоза произнес пламенную речь о пользе их будущей деятельности для лесного хозяйства, о задачах и содержании работы... Начальник лагеря скомандовал: «Направо, на работу -шагом марш!» Вдруг из строя выходит Витюшечка П. (косая сажень в плечах) и командует: «Налево, по палаткам - шагом марш!» И все с возгласами «ура!», с гиканьем и улюлюканьем разбрелись по палаткам.

Известный врач-психиатр В. Леви заметил: «За годы врачебной  практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые НЕ

§   здороваются,

§   умываются,

§   чистят зубы,

§   читают книги,

§   занимаются (спортом, музыкой, ручным трудом, языком... самоусовершенствованием включительно),

§   работают,

§   женятся,

§   лечатся и т.д., и т.п. только потому, что их к этому понуждали. И приблизительно столько же тех, которые

УВЫ (представьте  любое нежелательное действие или  привычку) -только потому, что им внушали не делать» (СНОСКА: Леей В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2. Кот в мешке. М., 1994. С. 58—61).

Разные явления, казалось бы, что общего здесь может  быть? И тем не менее их объединяет одно — трудности в обучении и воспитании детей (это с позиции педагога). А с позиций ребенка, школьника, подростка... это и есть различные формы и вариации сопротивления воспитанию. Что же это за явление такое? Как его видят все участники воспитательного процесса - учителя, родители, сами воспитанники?

«Нежелание быть таким, каким мы пытаемся его сде-гать, - размышляет заместитель директора икшинской школы Т.П. Генерозова, — это вполне естественное поведение, поскольку оценка той или иной ситуации у воспитателя и воспитуемого базируется на той системе взглядов, которая сформулировалась у них в силу разных внешних условий или в силу психологических особенностей каждого индивидуума. Поэтому воспитуемый не может понять и принять ту модель, которую навязывает воспитатель. В практике современной школы усилилось «сопротивление воспитанию». Изменились условия. В системе воспитания в прошлые времена процесс познания мира не имел такого разрыва между воспитателем и воспитуемым. Конфликт между поколениями принимает обострение в той ситуации, когда разрушаются моральные ценности, созданные веками».

А родители? Их возможный  внутренний монолог по этому поводу прекрасно передал В. Леви: «...неблагодарный, не знает цены ни деньгам, ни времени, ни здоровью, а потеряв игрушку  или пятиминутное развлечение, приходит в отчаяние. Глупый маленький эго-центрик. Не знает и не желает знать что почем и как оно все дается, не хочет думать, не понимает твоей любви и страданий, мешает тебе управлять им ради его же блага, безумный слепец, сопротивляющийся поводырю!». (СНОСКА: Леви В. Там же. С. 300-301)

Ну а сами воспитанники? Они сопротивляются воспитанию как  неосознанно, спонтанно, так и сознательно, порой зло и неистово. Приведем примеры.

§   «В меня как будто какой-то бес вселился: знаю, что неправа, а делаю наоборот».

§   «Когда меня мама «пилит», я про себя пою или считаю. Подумаешь, всего до 98 самое большее досчитываю — вытерпеть можно».

§   «Когда «Химоза» орет и доходит до белого каления, мне почему-то хочется улыбаться, смеяться и даже плясать от радости».

§   Девятиклассница — классной руководительнице: «Да вы не расстраивайтесь, Л.И., моя мамаша ведь с «большим приветиком», а я уже давно это поняла и на нее не реагирую — пусть бесится».

§   «Мы не любим классные часы за то, что Н.П. долго и нудно объясняет нам то, что всем уже давно и хорошо понятно. Лучше, когда их не бывает».

СОПУТСТВУЮЩИЕ ЯВЛЕНИЯ

Педагогами, психологами, психоневрологами изучены и описаны  в литературе явления, сопутствующие  непродуктивности воспитательного  процесса (СНОСКА: Здесь и далее мы используем трактовки специальных понятий и категорий на основе: Конюхов И.И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж, 1996). Назовем здесь некоторые из них.

Инфантилизм - сохранение у подростков-школьников некоторых  черт психики, особенностей поведения, свойственных детству. Инфантилизм  отличается незрелостью эмоционально-волевой  сферы, вот они и скачут по школьным коридорам «молоденькими козликами»; кукарекают, плюются шариками из трубочек, хихикают не по делу, подтрунивают над  одноклассниками... во время урока; резвятся в общественных местах и транспорте.

Близка к инфантилизму и такая форма психической  защиты, как регрессия поведения, выражающаяся в возвращении к  более примитивному, нередко детскому типу поведения: грызет ногти, сосет  палец, не может сосредоточиться  более 5—10 минут, теребит что-то у  себя или соседа по парте, убегает  от препятствий, боится (уколов, темноты, опроса у доски...).

Эффект «ореола» - восприятие людьми друг друга в  условиях дефицита информации, когда  влияние на всех оказывает первичная  информация. В класс пришел новенький - «крутой и независимый, сразу  обратил на себя внимание неординарными  поступками, одарил всех подарочками» - вот уже авторитет. Кукарекает и  шкодит на уроках учителя, которого все  боятся, — вот все смеются и... уважают.

Эффект «Мы» и  «Они» — бессознательная консолидация с определенной социальной общностью  и отделение себя от другой. Весьма распространен в школе: между учащимися и учителями, между различными группировками в классе, между неунывающими «середнячками» и «ботанами», повзрослевшими девочками и недотепами-«синими чулками», между школьными и уличными компаниями, между «любимчиками» и «нелюбимчиками» учителей.

Эффект «быть  как все» (и его антипод «не  быть как все»), объясняющий, почему подростки неосознанно или сознательно  меняют свой имидж: в одежде, в манере поведения, в жаргоне или сленге, в стиле и тоне общения с  учителями и сверстниками, в престижности и непрестижности быть хорошим учеником (готовить вовремя домашнее задание  или списывать; поднимать руку на уроке, если знаешь ответ; осуждать ли товарища за проступок, если его осуждает учитель) и т.д. Нередко это все принимает вызывающе-демонстративную форму.

Конформность — подверженность групповому влиянию, проявляющаяся в усвоении групповых норм, ценностей, принятии позиции большинства, первоначально не разделявшейся, некритичность. На бессознательном уровне конформизм усиливается в стрессовых ситуациях, в момент «возникновения паники»: «все побежали — и я побежал», «все ломали — и я ломал», «все курят — и я»...

Возможны и активные формы проявления. Например, «психическая атака», которая рассчитана на устрашение, подавление воли, морально-психического состояния «противостоящего» путем  тотального воздействия на его психику. Вот и запугивают отличников-«ботаников», слабых, «любимчиков». Вот и терроризируют неугодных, инакомыслящих и иначе действующих, дерутся «двор на двор», создают различные неформальные объединения и группировки.

В последнее время  появилось явление, названное психологами  и медиками «синдром хронической  усталости». Причина его в заданности интенсивных явлений и событий растущего человека, в перегрузке школьников школьными и дополнительными занятиями, в нерешенности социально-бытовых проблем жизни, нарушенных отношениях со сверстниками и взрослыми...

И наконец, так хорошо известные в школьной практике варианты сопротивления воспитанию, названные  психологами и психиатрами как  синдром посттравматического стресса  — совокупность признаков негативных последствий стрессогенных факторов: возбудимость и раздражительность, безудержный тип реагирования на внезапные раздражители, фиксация на обстоятельствах травмирующего события, уход от реальности (в бесплодные мечтания, в дурные компании, в употребление нервно-стимулирующих средств...), предрасположенность к неуравновешенности, агрессивным реакциям (грубость, дерзость, драчливость...), возможность перехода к замкнутому образу жизни.

Таким образом, сопротивление  воспитанию — это такое состояние  воспитанника в воспитательном процессе, которое выражается в неприятии, игнорировании, противостоянии всем компонентам  воспитательного процесса (от единичных  воспитательных воздействий до всей воспитательной системы в целом). При этом выражено оно может быть в скрытых или открытых проявлениях  через различные формы — словесные, эмоционально-волевые и поведенческие (т.е. в основе их система отношений  к окружающему миру).

 

ДИДАКТОГЕНИЯ  И МЕХАНИЗМЫ САМОЗАЩИТЫ

В психологии назван и описан один из вариантов сопротивления  воспитанию — дидактогения. Это возникновение негативных психических процессов в структуре личности учащегося (угнетенное состояние — страх, фрустрация — представление о трудности, нерешаемости проблем обучения и воспитания), вызванное нетактичным, неэтичным, непедагогическим поведением воздействием педагога, отрицательно сказывающимся на деятельности и межличностных отношениях учащихся, на их настроении и мироощущении.

В доказательство приведем примеры из дневников старшеклассников:

§   «Каникулы кончились. Последняя в жизни (!) учебная четверть... Учителя снова займутся своей мутью, а ученики будут или спать, или ждать с нетерпением конца урока. 11 лет я ждала конца этого кошмара, и вот он близок» (Елизавета Б., 11-й класс).

§   «Приходит время, и ученик понимает: большую часть его жизни занимает труд безнадежный, принудительный и неоплачиваемый... Нет «экономических» стимулов работать лучше и больше. Нет и побудительных познание нового не приносит удовольствия (исключения — один-два любимых предмета, и то не у всех). Только привычка, и необходимость кое-как дотянуть до аттестата. Я, впрочем, говорю не о всей жизни ученика в школе, а об обучении, то есть работе со знаниями» (Александр К., 11-й класс экстерната). Мы склонны рассматривать явление не только применительно к обучению (дидактике), но и более широко -ко всему воспитанию в широком смысле этого слова. Сопротивление воспитанию может выступать и как защитная реакция воспитанника на негативные условия жизни и воспитания, и как следствие отклонений в физическом и психическом развитии школьника, и как последствие нарушенных отношений с окружающими сверстниками и взрослыми, и как неприятие жизненной позиции окружающих людей (родителей, педагогов, ближайшего бытового окружения, сверстников, отдельных социальных групп, общества в целом), и как реакция на неадекватные средства, методы и приемы воспитания, и как протест против авторитарного давления на личность в жизни вообще и в воспитании в частности, и как защитная реакция на обиды, унижения, оскорбления... «В некоторых случаях, когда ребенок пытается реализовать свой потенциал, внешние силы работают против него» (СНОСКА: Сиайдер М., Снайдер Р. Ребенок как личность. М., 1995).

В таких случаях  «сопротивление воспитанию» выступает  как способ самоутверждения, самосохранения и как средство самозащиты. Механизмы  самозащиты (психические) — бессознательные  способы избежания конфликтов в случае, когда они ущемляют «Я» личности, оказывают негативное воздействие на психику. 3. Фрейдом и затем его последователями описаны различные формы защитных механизмов.    

1. Подавление или  репрессия, - устранение из сферы  сознания источника угрозы, от  которой надо защитить себя. «Ничего  не вижу, ничего не слышу - поэтому  мне не страшно». Бессознательное  «незамечание» явлений, ведущих к нравственным перегрузкам, психическим расстройствам. Механизм узнается так: ребенок не говорит о проблеме вообще.

2.        Отрицание — попытка непринятия источника угрозы как реального события, фантазирование, «вижу то, что хочу увидеть». Узнается: ребенок фантазирует, придумывает «сказку с хорошим концом».

3.        Рационализация - попытка построения приемлемых (моральных, логических) оснований для неприемлемых мыслей, поступков, чувств. Узнается: в речи проблема и все связанное с ней подчеркивается, подво.дится множество оправданий, основанных на «правилах, морали, традиции».

4.        Инверсия (дословно - оборачивание, переворот) - это попытка подменить источник угрозы противоположным. Например, подросток часто говорит: «В отличие от других, я совершенно не интересуюсь противоположным полом» (читай: «мне, как и всем, трудно сдерживать себя, чтобы постоянно не думать о противоположном поле»),

5.        Проекция (синоним - перенос) – бессознательное стремление переложить собственные нежелательные черты, мысли, поступки на другой объект (чаще — на другого человека). Узнается: проектирующий активно негодует по поводу «отрицательных» проявлений другого, берется помочь другому их исправить.

6.        Изоляция — отдаление части собственного «Я» от остальной сферы сознания. «Иногда как будто черт в меня вселяется, и тогда я сбегаю с уроков».

7.        Регрессия (суть — снижение способа реагирования) - человек на сложную ситуацию реагирует способом, которым он реагировал в детстве (грызет ногти, изображает из себя, малыша, чрезмерно много ест, дерется и т.п.) или с помощью дополнительных средств, приносящих удовольствие телу (алкоголь, курение, неумеренный секс, быстрая езда на автомобиле и т.п.).

8.        Наименее патогенная защита — сублимация - перенесение энергии тревоги в энергию созидания: творчества, учебы, профессии и т.п. Сопротивление воспитанию, как это хорошо известно педагогам-практикам, может быть не только индивидуальным, но и групповым, когда в группу объединяются единомышленники» сопротивления отдельным воспитательным воздействиям, некоторым педагогам, школьной системе в целом и т.д. Возможно и фронтальное противостояние всего класса действиям классного руководителя, отдельных учителей, администрации, педагогическому коллективу — тогда возникает и развивается конфликт, требующий своего разрешения. В знак протеста на несправедливость учителя всем классом ушли с урока; заступившись за обиженного товарища, объявили бойкот классному руководителю; на попытку педагога выявить совершившего безнравственный поступок отвечают всеобщим покрывательством и заступничеством...

Информация о работе «Сопротивление воспитанию»: его суть, проявления, способы преодоления