Приобщение детей к русской национальной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной проблемы определила выбор темы «Приобщение детей к русской национальной культуре».
Цель исследования изучение особенностей приобщения дошкольников к национальной культуре.
Объект исследования – процесс приобщения дошкольного возраста к национальной культуре.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_priobshchenie_doshkolnikov_k_nacionalnoy_kulture.docx

— 74.75 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; предьявляются качественно новые  требования к дошкольнику  как развивающейся личности, способной к дальнейшей жинедеятельности .

В ноябре 2009г. Министерством образования и науки РФ утверждены и введены в действие Федеральные государственные требования к струкруре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 В данном документе определены  напраления,которые через совокупность  образовательных областей обеспечивают  разностороннее развитие ребенка  с учетом его взрастных и  индивидуальных особенностей.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского,  духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению  Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы  «Приобщение детей к русской национальной культуре».

Цель исследования изучение  особенностей приобщения дошкольников к национальной культуре.

Объект исследования – процесс приобщения дошкольного возраста  к национальной культуре.

Предмет исследования – процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста  к национальной культуре в условиях интеграции различных видов деятельности.

В соответствии с целью  определены задачи исследования:

    1. Изучить теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре.
    2. Изучить особенности приобщения детей дошкольного возраста в условиях интеграции различных видов деятельности. и выстроить в соответствии систему работы.
    3. Выявить уровень ознакомления старших дошкольников с национальной культурой.
    4. Выстроить в соответствии систему работы по ознакомлению дошкольников с национальной культурой.
    5. Определить  степень эффективности данной системы приобщения дошкольников  кнациональной культуре.

6. Разработать план и содержание консультаций по совершенствованию приобщения детей к родной культуре на основе воспитания в национальных традициях

 

Методы исследования:

1.Изучение  психолого-педагогической,этнографической

 и методической  литературы

2. Изучение  опыта педагогической работы  ДОУ;

         3. Анкетирование, наблюдение.

 

1.1 Классики отечественной  педагогики о необходимости приобщения  дошкольников к национальной культуре.

 

В словаре категория «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду» [2]. Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам.

По определению С.И. Ожегова, «патриот – это человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь; человек, проникнутый патриотизмом».[11]

Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Готовности к выполнению гражданского долга и защите интересов Родины.[13;88]

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни.

По мнению педагогов и психологов, патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Многие мыслители и педагоги прошлого глубоко раскрывали роль нравственно-патриотического воспитания в развитии и формировании личности, утверждая, что «…детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» [16; 215]. Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов (К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, В.А. Сухомлинского, Н.К. Крупской) была идея народности. Они видели в народных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И.Радина.

Они рассматривали патриотизм как сложное личностное образование, включающее следующие содержательные характеристики: знания об истории, культуре, традициях своего Отечества; проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему, потребности в прогрессивном развитии своего государства, чувства национального достоинства, гордости за принадлежность к своей культуре; активную творческую деятельность на благо Отечества.

Они показали педагогам неограниченные возможности детской художественной литературы для расширения кругозора и уточнения представлений дошкольников о родной стране, воспитания у них начал патриотических чувств и формирования активной жизненной позиции. [9]

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. По мнению Н.В.Алешиной, как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо при любом строе: будь то социализм, капитализм или коммунизм. Этому учат подрастающее поколение все народы мира. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть, чем гордиться.[1;3]

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П.Арнаутова и др.), осознанием ребенка самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина), восприятием детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формированием знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт).

По мнению автора программы «Наследие» М.Ю.Новицкой, патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. [ 10; 3]

По мнению М.Д.Маханевой, В.И. Слободчикова базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. [3; 25, 35]

В.И. Слободчиков считает, что формированию личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, активному приобщению детей к социальной действительности, развитию его субъектности способствуют:

- развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить  диалог ребенка с культурным  наследием прошлого и настоящего,

- осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы),

- привлечение детей к участию  в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность  окунуться в атмосферу общей  радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха),

- осознанный отбор методов ознакомления  детей с родным городом, прежде  всего повышающих их познавательную  и эмоциональную активность,

- создание такой развивающей  среды в группе и ДОУ, которая  способствовала бы развитию личности  ребенка на основе народной  культуры с опорой на краеведческий  материал (мини-музей русского быта, предметы декоративно-прикладного  искусства, фольклор, музыка и др.)[18]

Необходимость осуществления работы по патриотическому воспитанию именно в дошкольном возрасте подтверждают многочисленные педагогические и психологические исследования.

Дети отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью. Очень многое, что ребенок воспринимает, становится предметом его чувств, пристального внимания и подражания, осмысления.

К шести-семи годам при условии целенаправленного воспитания могут быть сформированы довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.

Старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны не только с настоящим, но и с будущим. Дети могут принимать посильное участие в труде на общую пользу, в охране природных богатств и они хотят это делать.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Информация о работе Приобщение детей к русской национальной культуре