– рассмотрели сущность и основные
требования ФГОС НОО выдвигаемые к внеурочной
деятельности;
– описали педагогические условия
профилактики отклоняющегося поведения
младших школьников во внеурочной деятельности,
сделали выводы о эффективных формах и
методах организации профилактики во
внеурочной деятельности;
– подобрали диагностический
инструментарий для выявления интересов
детей, уровня сформированности нравственных
ориентиров, провели диагностику, результаты
которые выявили необходимость проводить
профилактический комплекс.
На этапе составления
программы воспользовались трудами психолога Азаровой Н.А.
«Коррекционно-развивающая программа
по работе с детьми, испытывающими трудности
в поведении» и программа социально-психологического
тренинга для социально и педагогически
запущенных детей «Учимся общаться» педагога
– психолога Рождественской С.В.
Программа профилактики отклоняющегося
поведения детей младшего школьного
возраста во внеурочной деятельности
«Светлый путь» апробирована частично
в рамках первого этапа государственной
итоговой аттестации, в 3 «Б» классе МБОУ
СОШ №9. По результатам оценки эффективности
профилактической работы, которая выявлялась
с помощью диагностического инструментария,
можно сказать что мы частично решили
проблему исследования – выявили некоторые
эффективные педагогические условия профилактики
отклоняющегося поведения.
Работа над проблемой,
имеет, на наш взгляд, практическую
значимость:
– на уровне студента: теоретическое
и практическое изучение вопроса;
– на уровне начинающего учителя: ознакомление
с классификацией отклоняющегося поведения,
информация об основных требованиях к
организации внеурочной деятельности
в соответствии с ФГОС НОО, знакомство
с педагогическими формами профилактики
отклоняющегося поведения, использования
знаний в практике;
– на уровне родителей: возможность
помочь детям в их социализации, расширении
знаний о видах отклоняющегося поведения
младших школьников, о нравственном развитии
детей, о формах организации внеурочной
деятельности.
Хочется обратить внимание, что в воспитании
подрастающего поколения главное не только
то, насколько умным, знающим, образованным
и настойчивым в достижении отзывчивым,
будет ли он сопереживать другим. Доброта
и отзывчивость не появляются сами по себе,
они воспитываются, и основную роль в этом
играет родительская любовь – любовь
не на словах, а на деле. Если родители не
формируют в детях (в первую очередь с помощью собственного
примера) доброжелательного, сердечного,
мягкого отношения к людям, то ребенок растет
жестоким, черствым, агрессивным.
Окружающая социальная микросфера, психологический климат
в семье, условия воспитания, взаимоотношения
с родителями и педагогами – все это отражается
на ребенке. И если мы исключим плохое влияние,
если мы будем осторожно относиться к своим
и чужим детям, то можем быть уверенными
в том, что вырастим хорошую смену активных
и трудолюбивых людей.
Правильно организованные педагогические
условия профилактики отклоняющегося
поведения детей младшего школьного
возраста, системный и творческий
подход во внеурочной деятельности будут
способствовать формированию:
- способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- представления младших школьников о ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
Что является основными требованиями
к результатам образовательного
процесса в соответствии с ФГОС НОО.
Характер детей в руках взрослых – пусть
эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!
Список литературы
- Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999. – 96 с.
- Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И, Рожкова. – М.: Владос, 2001. – 240 с.
- Гонеев А.Д. И др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ./ А.Д. Гонеев, Н.Н. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластелина. – М.: Академия, 1999. – 280 с.
- Галагузова М.А. Социальная педагогика. – М., 1994. -416 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М: 1997.
- Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003. – 288 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 480 с.
- Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. –256 с.
- Малкина-Пых И. Возрастные кризисы. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 716 с.
- Методика «Как поступать» Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. С. 114
- Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г. -576 с.
- Овчаренко Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М., ТЦ «Сфера» 2000 – 512 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб, 1998. – 9 с.
- Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев, 1969. – 228 с.
- Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры. – Изд. 2-е. – Ростов н / Дону, Феникс, 2008. –339 с.
Размещено на Allbest.ru