«Необученные дети» как отклонение от нормы в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 23:45, контрольная работа

Краткое описание

Педагогические отклонения — такое понятие пока что редко употребляется в педагогике и социальной педагогике. Между тем в педагогической деятельности для реализации педагогических целей, стимулирования развития личности используются различные нормы, с помощью которых регулируется деятельность обучаемых путем сопоставления норм с показателями, характеризующими процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки ее успешности. Прежде всего это касается стандартов, определяющих уровень образования; затем перспективы, к достижению которой стремится школьник; это могут быть и нормы индивидуального развития ребенка, обеспечивающие новые, более высокие результаты в обучении, и другие

Вложенные файлы: 1 файл

соц-педагогическое консультирование.docx

— 17.40 Кб (Скачать файл)

Московский государственный  университет технологий и управления им. К.Г.Разумовского

 

 

Институт: «Социально-гуманитарных технологий»

Направление: 050400 «Психолого-педагогическое образование»

 

 

    Контрольная работа

По дисциплине:  « Социально-педагогическое консультирование»

На тему: «Необученные дети» как отклонение от нормы в образовании»

 

 

Выполнил:

Студент 2 курса ЗФО 050400.62

Васильева И.А.

Проверил:

Преподаватель

Орлова И.К.

 

 

 

 

Москва 2013 г.

Сфера нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все то, что находится за их пределами, определяется как «ненормальное», «патологическое». На практике — осознанно  или неосознанно — происходит оценивание индивидов по признаку соответствия или несоответствия норме, которая  и определяет эти границы.

При этом важно помнить, что  норма — это некое идеальное  образование, условное обозначение  объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную Для социальной педагогики понятия  «норма» и «отклонение от нормы» — очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы  в развитии ребенка являются и  умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное  влияние и на процесс социального  становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно  отнести все формы социального  творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.

действительность, но не существующий в ней.

Типы отклонений Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. В соответствии с темой данной работы мы рассмотрим педагогические отклонения.

Педагогические отклонения — такое понятие пока что редко  употребляется в педагогике и  социальной педагогике. Между тем  в педагогической деятельности для  реализации педагогических целей, стимулирования развития личности используются различные  нормы, с помощью которых регулируется деятельность обучаемых путем сопоставления  норм с показателями, характеризующими процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки ее успешности. Прежде всего это касается стандартов, определяющих уровень образования; затем перспективы, к достижению которой стремится школьник; это могут быть и нормы индивидуального развития ребенка, обеспечивающие новые, более высокие результаты в обучении, и другие.

С наибольшей точностью и  определенностью можно говорить о нормах получения или неполучения (что является отклонением) образования. В последние годы в России появились  дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили образование. Такие отклонения от нормы могут  быть названы педагогическими. Педагогической нормой, или нормой образования, являются стандарты общего образования, которые  приняты в стране. В соответствии с этими стандартами ребенок  в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования, закончить начальную, неполную среднюю (9 классов) или полную среднюю (11 классов) школу. Согласно Закону об образовании  РФ обязательным является общее среднее  образование.

Однако есть дети, не получившие общего образования. К этой категории  детей относят таких, которые  не посещают школу; окончили только начальную  школу; не получили общего среднего образования. Причин такого положения детей у  нас в стране довольно много: прогулы  в школе и неуспеваемость детей  приводит к нежеланию учиться; неблагополучие в семье толкает ребенка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь; экологические и социальные катаклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются  искалеченными, выпадающими из системы  образования на некоторое время. Увеличивается количество детей, склонных к бродяжничеству, которые также  не посещают школу. Можно назвать  еще много причин, по которым дети не учатся в школе. Следует отметить и большие трудности в получении  образования детей, имеющих отклонения в психическом или физическом развитии. Для таких детей, как  было показано выше, существуют школы, где они обучаются под руководством профессионально подготовленных специалистов. Но многое зависит от того, где живет  ребенок: в городе или сельской местности, из какой он семьи — или это семья, заинтересованная в получении образования своего ребенка, или же семья, например, алкоголиков, бомжей, где образование ребенка занимает далеко не первое место в жизни. Если добавить сюда семьи переселенцев и беженцев, которые имеют таких детей, в этом случае проблема получения образования детей еще более усугубляется. Для некоторых детей, имеющих проблемы в здоровье, обучение проводится на дому индивидуально. Однако при этом, как правило, преподаются только основные дисциплины, а такие, как музыка и изобразительное искусство, входящие в стандарт общего образования, обычно дома детьми не изучаются. Вместе с тем они имеют большое значение для развития способностей детей. Отделение ребенка от школьного коллектива также негативно сказывается на становлении и развитии ребенка, на его самоутверждении.

Главное личностное затруднение  таких детей, связанное с интеграцией  их в общество, заключается в их дальнейшем профессиональном самоопределении  и получении профессионального  образования. Профессиональное самоопределение  выступает ведущим видом деятельности для подростка, закончившего 9 классов, и учащихся старших классов. Однако получение желаемого образования, отвечающего интересам и способностям детей, осложняется различными обстоятельствами объективного и субъективного характера: уменьшается количество учебных  заведений начального профессионального  образования, среднее и высшее профессиональное образование можно получить на конкурсной основе, увеличивается платное обучение, для подростков зачастую характерна неадекватная оценка своих возможностей и др.

Особое значение в этом плане имеет профессиональное образование  детей-инвалидов и детей, находящихся  в местах лишения свободы. Не следует  сбрасывать со счетов и неадекватную установку у некоторых детей  на снижение престижности образования ("деньги можно заработать и другим путем"). Следует также иметь  в виду довольно большую категорию  детей, которые самостоятельно не способны выбрать вид профессиональной деятельности в силу нарушения социального  развития на предшествующих этапах. Таких детей объединяет нежелание или неумение реализовать себя в социально значимой профессиональной области деятельности. В таком случае появляются дети, не получившие профессионального образования, которые для преодоления этого отклонения нуждаются в социально-педагогической помощи специалиста.

Итак, педагогические отклонения – это отклонения в получении общего образования; отклонения в получении профессионального образования. Следует отметить, что в реальности «чистых» отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую. Социальные отклонения у ребенка обычно имеют в качестве причин и предпосылок отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения.

Таким образом, любое отклонение нельзя рассматривать «в чистом виде», оно, как правило, интегрирует другие виды отклонений. Поэтому в федеральном  законе РФ «Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации» введено понятие «дети, находящиеся  в трудной жизненной ситуации». В эту категорию входят фактически все дети, о которых шла речь выше: дети, оставшиеся без попечения  родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие  недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных  конфликтов, экологических и техногенных  катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных  ситуациях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в ; виде лишения  свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных  учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых  объективно нарушена в результате сложившихся  обстоятельств и которые не могут  преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.


Информация о работе «Необученные дети» как отклонение от нормы в образовании