-беседа;
-анкетирование;
-интервьюирование;
Исследования по использованию
игровой деятельности в учебном
процессе проходили в школе №150.
Для выяснения целей
и задач игры как метода обучения, в каких случаях и на каких
этапах она проводится, было проведено
анкетирование с учителями этой школы
(см. приложение №1).
Анализ анкетирования
учителей-предметников показал, что
только 4 из 10 постоянно используют
дидактическую игру в учебном процессе. От учителей-предметников,
которые никогда не применяли дидактические
игры были получены следующие ответы:
- одни считают, что их предмет является одним из самых сложных предметов в школьной программе и поэтому, для усвоения учебного материала нецелесообразно использовать игры;
- другие полагают, что у них уже отработаны свои методы обучения и нет необходимости их менять;
- третьи считают, что организовать процесс обучения, используя дидактические игры, довольно сложно и более приемлемо организовывать педагогический процесс в форме урока и использовать устоявшиеся методы обучения.
Но остановимся на
опыте организации игровой деятельности
конкретного учителя-предметника. Это – учительница
математики 5-7 классов. Стаж работы в школе
– 12 лет. Последние 4 года применяет дидактические
игры и, по её словам, довольно успешно.
Исследования проходили на уроках математики
среди 5-ых классов. Опираясь на результаты
исследования, я выяснила, что на уроках
она использует различные формы игр: индивидуальную,
групповую, коллективную. Выбор формы
зависит от целей и задач игр. Цель выбирается
в зависимости от результата, которого
необходимо добиться.
На её взгляд, использовать
игру предпочтительно на этапе проверки
или закрепления учебного материала.
По её словам, анализ результатов проведённых игр показывает,
что происходит закрепление и улучшение
знаний, развитие психологических качеств
учеников, воспитание у учащихся речи,
умение правильно и логично излагать свои
мысли, развитие умения находить оптимальные
решения и т. д.
Исходя из своего педагогического
опыта, учительница математики делает вывод, что дети любят игры на уроке,
но не всегда выполняют правила. Чаще всего
это бывает в групповой игре, где дети
пытаются помочь друг другу. В этом случае
она не прекращала игровой процесс, но
делала более жесткими правила игры.
По её мнению, игру нельзя
применять в следующих случаях:
- если игра не соответствует уровню развития учащихся, т. е. даже при четком объяснении правил вызывает определенную трудность при их выполнении. На её взгляд это не способствует закреплению знаний, а рассеивает внимание на решение отвлеченных от темы задач.
- если дети не хотят играть;
- если игра новая – новые игры должны быть проверены;
Учительница отметила, что
на протяжении всего процесса игры
на уроке необходимо внимательно следить,
чтобы не возникла конфликтная ситуация
между детьми и не испортились взаимоотношения
в классе. Если она это замечала, то вмешивалась
в ход игры и отвлекала внимание детей
на решение других проблем в самой игре.
Она считает, что игра помогает учащимся развиться
в личностном плане. Это и умение сотрудничать
со сверстниками, умение выслушать и принять
мнение других и т. д.
Для того, чтобы понять,
как сделать использование игр
более эффективным для обучения и воспитания учащихся,
как использовать игры и на каких этапах
предпочтительнее, я провела исследования
среди учащихся 4б класса школы № 54, предложив
им ответить на вопросы анкеты (см. приложение
№2).
Анализ ответов
учащихся этого класса дал следующие
результаты:
- Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключений.
- Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.
- Дети больше всего любят групповую форму игр. По-видимому это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей.
- Первое место по играм занимает урок истории, где учитель позволяет детям делать инсценировки различных исторических событий, предлагает придумать свой ход событий и т. д.
- Учащимся может не нравиться игра, в случае, если при организации игры не учитываются интересы учащихся, содержание игры не соответствует теме урока или увлечениям учеников.
- Желание учеников участвовать в игре очень часто зависит от их взаимоотношений с учителем, вследствие чего учителю необходимо четко продумывать свои действия, прослеживать реакцию учеников на эти действия и делать выводы.
- Большинству учеников нравится в игре побеждать. По-моему мнению, это стремление к победе обеспечивает обучение и развитие учащихся в игровой деятельности.
Таким образом, анализ опыта
работы учителя-предметника и исследование игровой деятельности учащихся
на уроках позволили мне обнаружить следующие
негативные стороны в использовании игр
в процессе обучения:
- во-первых, нередко объяснение правил и демонстрация игры занимает много времени (особенно у учителей с небольшим опытом организации игр). Часто это приводит к тому, что дети не успевают за оставшееся время изучить или закрепить материал;
- во-вторых, нередко нарушается механизм игры, т. е. нарушается строгий порядок выполнения игровых действий. Чаще всего это наблюдается в групповых и коллективных формах игр, что приводит к путаницам, а главное, к сомнительным результатам;
- в-третьих, после проведения игр (и это особенно касается младших и средних классов) бывает трудно восстановить дисциплину в классе, на что жалуются учителя, к которым приходят дети на следующий урок;
- в-четвертых, при проведении парных, групповых и коллективных форм игры соревнование между детьми, бывает, перерастает в нездоровое соперничество, что не всегда успевают заметить учителя, а тем более предотвратить. Это приводит к испорченным взаимоотношениям между детьми вне игры.
Таким образом, анализ наблюдений
за игровой деятельностью и её результатов позволил выявить, что
использование игровых форм обучения
не всегда является эффективным методом
для укрепления или расширения знаний.
Для учителей и педагогов,
которые применяют игры в учебном
процессе, я разработала следующие рекомендации:
- Во-первых, при выборе ИФО нельзя спешить и действовать в одиночку. Также никогда не надо принимать чужие игры на веру, без надлежащей проверки. Необходимо самому убедиться в эффективности и привлекательности ИФО, поиграв с коллегами и хорошо играющими детьми.
- Во-вторых, разработанные игры не стоит сразу нести в класс. Часто бывает так, что игра останавливается внезапно на самом интересном месте и никакое восстановление не сможет вернуть прежний ход игры. Чтобы этого не произошло, необходимо поработать с коллегами ещё раз, посмотреть какие были трудности, особенно в коллективных играх, ещё раз проверить – кто из учащихся может быть главным помощником в игре.
- В-третьих, нигде никогда и никого нельзя заставлять играть. Все люди равны перед арбитром и всё должно быть построено на добровольном сотрудничеств.
- В-четвертых, нельзя себе позволять играть с детьми свысока или идти у них на поводу. При этом, как бы ни было смешно и весело в игре, необходимо соблюдать все внешние признаки строгости и безотказной требовательности.
На основе анализа
литературы я раскрыла такие аспекты
темы, как история игр, их психологические основы, технология разработки
и организации игровых форм обучения.
В практической
части, на основе анализа результатов
исследований процесса игровой деятельности учащихся и опыта работы
учителя, я сделала следующие выводы по
задачам, поставленным в начале курсовой
работы:
- назначением игровой деятельности в процессе обучения является помощь учащимся в расширении их кругозора и закреплении учебного материала, а также развитие психологических и личностных качеств;
- в школах довольно часто используют игровые формы обучения на уроках, но этот метод не всегда бывает эффективным, т. к. помимо положительных сторон в использовании игр существуют и негативные стороны, что не всегда принимается во внимание учителями при организации игровой деятельности.
Также необходимо отметить,
что при четком продумывании, правильной разработке и правильной организации
игровых форм, результаты при достижении
поставленных целей налицо.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Запорожец А. В. «Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста», М.-48;
- Манулейко З. В. «Изменение моторики ребёнка в зависимости от условий и мотивов», М.-69;
- Менджерицкая Д. В. «Воспитателю о детской игре», М.-82;
- Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. «Технология игры в обучении и развитии», М.96;
- Хейзинга И. «Человек играющий», М.-92;
- Шмаков С. А. «Её величество игра», М.-92;
- Штерн В. «Психология раннего детства», М.-93;
- Эльконин Д. В. «Психология игры», М.-78.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Анкета для учителей.
- Используете ли вы игры в педагогическом процессе?
- Какие формы игры вы считаете наиболее успешными в учебном процессе?
- В каких случаях вы используете игру?
- На каких этапах урока предпочтительнее на ваш взгляд использовать игру или её элементы?
- Какую цель вы чаще всего преследуете, используя дидактическую игру?
- Считаете ли вы целесообразным использовать игру на уроке?
- Каких результатов чаще всего вы хотите добиться и удаётся ли вам это сделать?
- Любят ли дети игру на уроках?
- Выполняют ли дети все правила игры?
- В каких случаях не нужно применять игры?
- Какие психологические качества ребёнка развивает игра?
- Целесообразно ли использовать игру для развития качеств личности учащегося?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Анкета
для учащихся.
- Нравится ли тебе, когда учитель использует на уроке игру?
- Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на уроке?
- Какую форму игры ты любишь больше: индивидуальную, групповую или парную?
- На каких уроках тебе нравится играть (перечисли)?
- Бывают ли случаи, когда тебе не нравится игра и почему?
- Зависит ли твое желание от учителя, использующего игры?
- Что тебе больше всего нравится в игре?