"Домострой" и его значение в воспитании детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 15:27, реферат

Краткое описание

«Домострой» - один из важнейших памятников древнерусской светской литературы, который был создан как синтез нескольких жанров в эпоху становления русской государственности в первой половине царствования Ивана IV Грозного. Его рождению предшествовал длительный период складывания текста на основе самых разных источников, в том числе и связанных с византийской традицией. Таким образом, в широком смысле «Домострой» впитал в себя общие идеи средневековья, не всегда имеющие строго национальную основу.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларус3.docx

— 29.36 Кб (Скачать файл)

 

 

4 Обязанности родителей

 

В противовес сказанному выше, «Домострой»  говорит и об обязанности родителей  по отношению к детям, в частности, это касается рождения дочерей. Сильвестр, составитель «Домостроя», убежден, что любовь к детям должна проявляться  исключительно в делах, а не на словах: в каждодневной заботе, в  расчетливом ведении хозяйства, в умении родителей обеспечить будущее  своим детям. По обычаю того времени, заботливый отец должен заранее позаботиться о приданном для дочери - это  его прямая обязанность. Целая глава  посвящена, например, тому, как правильно  собирать дочери приданое. «У кого дочь родится, тогда рассудительные люди от всякой прибыли на дочь откладывают: на ее имя или животинку растят с приплодом или из полотен, и  из холстов, и из кусков ткани, и из убрусов, и из рубашек все эти  годы ей в особый сундук кладут и  платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную, и  медную, и деревянную; добавлять  всегда понемножку, а не все вдруг, себе не в убыток. И всего будет  полно. Так дочери растут, страху Божью  и знаниям учатся, а приданое их понемногу прибывает, только лишь замуж  сговорят – тут все и готово». Если родители будут следовать этой разумной рекомендации, то и свадьба  будет им в радость, а ежели  «отец и мать незапасливы, для  дочери своей…ничего не приготовили  и доли ей никакой не выделили», то «впадут в печаль от свадьбы такой, ведь купить сразу все - дорого». («Домострой», гл. 16) [1]

Также важно понять, что забота о воспитании детей - это всегда обязанность  отца и матери. По мысли Домостроя, на их плечах полностью лежит ответственность  за то, какими вырастут их дети, поэтому  он и рекомендует наказывать их почаще. Ведь «если дети, лишенные наставлений  отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и  матери с детьми их от Бога грех, а  от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей  же позор и пеня».

И наоборот, если родители хорошо воспитают  своих чад, передадут им свой жизненный  опыт, то и им будут дарованы все  земные и неземные блага:

«Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны  в страхе божьем в добром наставлении, и научены всякому знанию и  порядку, и ремеслу, и рукоделию,- такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены…» («Домострой», гл. 15) [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В целом, обобщая приведенные цитаты, можно сделать вывод о том, что в отношениях между родителями и детьми господствовал дух рабства, но он был прикрыт ложной святостью  патриархальных отношений. Все требования жестокости по отношению к детям  оправдывались отеческой заботой  об их душе, совести, нравственности, чистоте, подкреплялись цитатами из священного писания и вековыми изречениями  народной мудрости. Но несмотря ни на какие  сентенции, современному человеку, читающему  о нравах того времени, легко понять, что покорность детей была по-настоящему рабской.

Принимая во внимание такие суровые  устои и правила средневековой  жизни, в основе которых, несомненно, лежит византийская подоплека, мы начинаем даже замечать некоторые гуманные черты самого «Домостроя». Ведь рукой отца, взявшего розгу, двигала не личная озлобленность карающего праведника, но идея неотвратимости за наказание за проступок, порок или за самое страшное преступление - лень и безделье. К тому же, полезно помнить, что суровые афоризмы Домостроя всего лишь план, идея, а не закон, поэтому в конкретной ситуации многое зависело от личности отца и поведения его детей. Порка, по Домострою, была и физическим действием и актом справедливости.

Кстати, не стоит забывать, что в  русском языке до XIV века слово  «наказати» означало « поучать», «воспитывать», и только сравнительно поздно, в XVII веке, получило значение «карать». Поэтому  очень часто в Домострое происходит такого рода путаница, и там, где  автор имеет в виду просто «поучать», мы с ужасом воспринимаем, как совет  «наказывать», «казнить»: «Наказывай сына своего в юности…».

Таким образом, мы приходим к выводу, что «Домострой» является не более чем отголоском своего времени.

 

Литература

 

 

 Домострой / Рос. акад. наук; Изд. подгот.: В.В.Колесов, В.В.Рождественская; [Коммент. В.В.Колесова]. - СПб. : Наука. С.-Петерб. изд. фирма, 1994. – 399 с.

  1. Колесов В.В, Рождественская В.В. Домострой как памятник средневековой культуры / Домострой . В.В. Колесов, В.В. Рождественская. — СПб.: Наука, 2001. – 395 с.
  2. Костомаров, Н.И. Быт и нравы русского народа в XVI и XVII веках. / Н.И.Костомаров. – Смоленск: «Русич», 2002. – 559 с.
  3. Новикова, О. Статья «Домострой» о воспитании детей / О. Новикова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://novikova-olia2011.ya.ru/replies.xml?item_no=560

 


Информация о работе "Домострой" и его значение в воспитании детей в семье