Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно-образовательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:44, курсовая работа

Краткое описание

Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и в российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определенного пола. Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений показывают, что как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания мальчиков и девочек в изменившихся социокультурных условиях.

Содержание

Введение.
Глава 1. Анализ литературы по проблемам исследования полоролевого (гендерного воспитания)
1.1. Характеристика основных понятий темы
1.2. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.
1.4. Задачи, содержание и методы поло-ролевого воспитания в дошкольных возрастах
1.5.Особенности физического воспитания и развития мальчиков и девочек и гендерного воспитания дошкольников

Глава 2. Практическая деятельность (эксперименты)
Методические рекомендации по использованию гендерного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте.

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 186.28 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный  педагогический университет»

 

Факультет дошкольного

и начального образования

 

Кафедра педагогики дошкольного

И начального образования

 

Курсовая работа

Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно-образовательной деятельности

Специальность 05070765 – Педагогика и методика дошкольного образования

Квалификация 

 

 

Студентки 3 курса

очно-заочной формы обучения

Кунаховец Алены Викторовны

 

Научный руководитель

Усова Нелли Ильинична

 

 

 

Допущена к защите ________________

Зав кафедрой: _____________________Литвиненко Н.В.

 

Оренбург 2012 год

Содержание

Введение.

Глава 1. Анализ литературы по проблемам исследования полоролевого (гендерного воспитания)

1.1. Характеристика основных понятий темы

1.2.  Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей.

1.4. Задачи, содержание и методы поло-ролевого воспитания в дошкольных возрастах

1.5.Особенности физического  воспитания и развития мальчиков  и девочек и гендерного  воспитания дошкольников

 

Глава 2. Практическая деятельность (эксперименты)

Методические рекомендации по использованию гендерного подхода к воспитанию девочек и мальчиков в старшем дошкольном возрасте.

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕад дошкольный

«Даже родители, вообще воспитатели, повседневно общающиеся с детьми, плохо осведомлены о детской  сексуальности… пробелы своих наблюдений они принимают за отсутствие соответствующих  реальных фактов» - П.П. Блонский.

Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и в российском образовании, актуализируют  потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых  подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как  представителей определенного пола. Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений показывают, что как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания мальчиков и девочек в изменившихся социокультурных условиях.

В программах, по которым  работают педагоги дошкольных учреждений, половое воспитание как отдельное  направление деятельности не выделяется. Однако медики, психологи и педагоги свидетельствуют: начинать половое  воспитание, включающее поло-ролевую  идентификацию, подготовку к семейной жизни, гигиену и др., необходимо с самого рождения. В целом воспитатели  дошкольных образовательных учреждений остаются неподготовленными к воспитанию дошкольников в ходе поло-ролевой социализации. Предпринимаемые попытки воспитания мальчиков и девочек в ДОУ недостаточно эффективны, т.к. накопленный ценный опыт полового воспитания игнорируется, упрощается или не учитывает реалии жизни, дошкольникам не даются представления о вариативности поло-ролевого поведения, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями. Т.о., проблема гендерного подхода в воспитании дошкольников остаётся недостаточно теоретически разработанной, что вызывает необходимость поиска научно обоснованных возможностей влиять на процесс воспитания дошкольников в ходе поло-ролевой социализации оптимальным образом.

Ни одну педагогическую проблему нельзя воспринимать просто как аспект конкретной науки, тем более проблему поло-ролевого воспитания в дошкольной педагогике. Потому что, если педагогические проблемы долгое время остаются нерешенными, последствия этого затрагивают  слишком большое количество сфер жизни человеческого общества. Медицинские, психологические, педагогические, социальные, культурные и другие стороны проблемы пола и гендера уже сейчас привлекают к себе внимание российского общества и требуют комплексного разрешения.

Благодаря специфичности  тематики, половое воспитание часто  воспринимают едва ли не как противоположность  нравственному воспитанию. Но даже когда этого не происходит, часто приходится сталкиваться с тем, что на проведении полового воспитания сказывается зауженное, одностороннее понимание воспитания в целом. При этом, как совершенно справедливо подчёркивает В.В. Столин (1981), ребёнок и взрослый, как участники взаимоотношений, не пассивны и не активны, а реактивны.

Т.о., отношение к половому воспитанию столь различно, что поневоле возникает вопрос: а не вкладывают ли разные люди в это понятие разный смысл?

 

Цель исследования: изучение гендерного подхода в процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста  в процессе непосредственно-образовательной деятельности (НОД)

 

Объект исследования: поло-ролевое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: гендерный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста  в процессе непосредственно-образовательной деятельности (НОД)

Задачи исследования:

  1. Анализ педагогической литературы по проблеме поло-ролевого воспитания в дошкольном возрасте;
  2. Определение сущностей понятий: гендер, гендерное воспитание, воспитание, поло-ролевое воспитание, половая роль, маскулинность, фемининность
  3. Определение начального уровня развития гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
  4. Анализ образовательных программ в детском саду для старшей группы, а также педагогический процесс по вопросам применения гендерного подхода к воспитанию детей;
  5. Динамика (результаты экспертных исследований уровня сформированности гендерного подхода к процессу воспитания);
  6. Разработать основные методические рекомендации по использованию гендерного подхода к воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Анализ литературы по проблемам исследования полоролевого  (гедерного воспитания).

В настоящее время центральным  направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи  с этим на первое место поднимается  проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует заметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов (И.С. Кон, Т.А. Репина, В.А. Крутецкий, Ш. Берн, В.Е. Каган). Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендерной специфики развития остается практически не изученной. Изучавшая проблему Л.И. Столярчук, нашла меньше двух сотен работ на русском языке (от тезисов до диссертаций с середины XIX до конца XX века), в которых специально рассматриваются вопросы полового воспитания как одного из направлений воспитания. И есть лишь несколько работ, авторы которых делают попытку рассмотреть воспитание мальчиков и девочек в полоролевом аспекте (Т.Ю. Абаева, Л.Н. Тимощенко). В частности, в отношении детей дошкольного возраста подобные исследования вообще единичны.

Важность этих работ в  том, что в них нашла отражение  новая тенденция – в последние  десятилетия в человекознании все более интенсивно исследуются проблемы полоролевых или гендерных отличий.

Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно бесполая: бытовая “совместность” мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Содержательно и по стилю система воспитания феминизирована, как педагогическими кадрами, так и имеет место семейная феминизация (50% детей живут в семьях, где нет отцов), что особенно неприемлемо для мальчиков.

И.С. Кон приводит такие  данные: у мальчиков ярче проявляется  любовь к риску, отсутствие заботы о  собственной безопасности, желание  выделится, склонность к девиантности, высокая соревновательность, потребность в достижении результата, стремление к доминированию. На мой взгляд, эти качества будут в наилучшей степени использованы в приобщении мальчиков к техническому творчеству.

Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования, но и творчество индивидуально. В данном случае, это попытка содействовать развитию понимания и восприимчивости по отношению к себе, что в целом может содействовать решению проблем, связанных с гендерной идентификацией и самореализацией.

В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом  на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих  творчески и продуктивно подходить  к любым изменениям. Для того чтобы  выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

Разные авторы определяют способность к творчеству по-разному, но общим в понятии является то, что способность к творчеству видится в создании нечто нового, оригинального. Критерием творчества при этом является не только качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность – именно это называется креативностью (Э. М. Фромм). Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н. Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях развития личности.

Гендерный подход необходим и в обучении, так как: все аспекты развития мальчиков и девочек различаются по скорости и по содержанию;

Достоверно установлено, что у мальчиков больше развиты  математические, визуально-пространственные, инструментальные способности.

В педагогической практике создаются условия для реализации данных способностей в конструктивных видах деятельности. Вместе с тем, как показывает анализ методической литературы (Э.К. Гульянц, И.А. Базик, З.А. Богатеева) и практики, обучение конструированию носит чисто репродуктивный характер. В то же время детское техническое творчество, в силу самой его созидательно-преобразующей природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника, при определенной организации обучения может носить подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко и др.) и интеллектуальной активности (Д.Б.Богоявленская), экспериментирования с материалом (Е.А.Флерина, Н.Н.Поддьяков), возникновения ярких и «умных» эмоций (А.В.Запорожец), что и позволяет считать эту деятельность мощным средством развития творчества у мальчиков и решения задач гендерного воспитания.

Анализ опыта творческого  воспитания в конструировании выявил положительные тенденции: разработаны  формы и методы организации различных  видов конструирования и игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей. Вместе с тем, далеко не во всех дошкольных учреждениях осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в трудовой, конструктивной и познавательной деятельности и при этом учет гендерного подхода. Эта деятельность является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ. Встречаются трудности в подборе объектов для творческой деятельности, ограничена сфера гендерного воспитания дошкольников. Достаточно полного представления о сущности гендерного воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе ДОУ.

Исходя из этого, гендерный подход в воспитании предполагает принимать в расчет и применять знания о гендерных особенностях:

— в определении содержания и методов обучения;

— в решении проблем, связанных  с гендерными идентификацией и самореализацией.

 

    1. Характеристика основных понятий темы

Данная тема изобилует  терминами, не очень часто встречающимися в педагогической и методической литературе. Тем важнее четкое разграничение  данных понятий и их значений. Чтобы  охарактеризовать основные понятия  темы, необходимо рассматривать их в тесной связи с таким базовым  педагогическим понятием как «воспитание» в целом, а также необходимо четко  определить сущность поло-ролевого воспитания.

Воспитание – это целенаправленный, специально организованный педагогический процесс, направленный на передачу и усвоение системы культурно-исторических ценностей данного общества. (19)

Поло-ролевое воспитание – часть общей системы воспитания; это процесс систематического, сознательно планируемого и осуществляемого воздействия на формирование полового сознания и поведения детей. (20)

Половая роль – это система предписаний, модель поведения, которую должен усвоить и которой должен соответствовать индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной. (20) Половая роль – система средовых стандартов, предписания, нормативов, ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика или девочку. (19)

Если понятие «пол» (sex) подразумевает свойства, совокупность которых биологически отличает самцов от самок, то понятие «гендер» (от лат. Gens - род) обозначает прежде всего социальные характеристики. В психологии и сексологии термином «гендер» в широком смысле обозначают любые психологические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью или фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин. (1)

Информация о работе Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно-образовательной деятельности