Гендерные стереотипы в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В современном мире актуальной стала проблема стереотипов приписывающихся мужчинам и женщинам, находящихся на разных ступенях социальной лестницы. Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом. Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. В обществе происходят процессы демократизации и гуманизации, способствующие созданию равных возможностей для реализации личности независимо от социального происхождения, положения, национальности, возраста и пола.

Содержание

Введение……………………………………………………….…........................с.3
1.Факторы, способствующие формированию гендерных стереотипов…….с.5
2. Гендерные проблемы современного образования………………………….с. 12
3. Влияние гендерных стереотипов на образовательную деятельность……..с.20
3.1. Проблемы смешанных классов………………………………………..с. 27
3.2. Формы учебной работы с учетом гендерного подхода……………... с. 31
Заключение……………………………………………………………………….с.37
Библиография…………………………………………………………………….с.40

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

       Изучая личностные особенности детей, необходимо проводить диагностику функциональной асимметрии полушарий и создавать индивидуальный латеральный профиль учащегося, что определить ведущий тип мышления, позволит учесть гендерное своеобразие конкретного ученика, определит психофизиологическое место каждого учащегося в классе, что значительно облегчит учителю выбор и разработку классных и домашних заданий, оптимальных как для девочек, так и для мальчиков, и повысит качество усвоения учебного материала.

       Диагностика функциональной асимметрии полушарий головного мозга позволяет выявить у учащихся либо преобладание одного из полушарий (правополушарность, левополушарность, равнополушарность), что определенным образом влияет на особенности усвоения учебного материала и результативность обучения. Это следует учитывать при предъявлении видов заданий учащимся с различными типами функциональной асимметрии головного мозга. Так, при составлении заданий, предназначенный для учащихся правополушарного типа (мальчиков), стоит предусматривать следующие возможности:

- замены словесного  объяснения картинками, диаграммами,  схемами;

- визуализации (закройте  глаза и представьте себя в  космическом полете, на дне океана, в эпоху динозавров, в кратере вулкана, в грозовой туче и т.д. Что видите? Что чувствуете? Что слышите?);

- инсценировки (изобразите  походки животных, круговорот воды  в природе, тающий снег, прорастание  семени и т.д.);

- иллюстрации (нарисуйте  рыбу, фрукт, овощ - конкретное понятие, тепло, музыку, вежливость - абстрактное понятие);

- аналогии;

- использования практических  умений и навыков в различной  деятельности (вылепите из пластилина  буквы, соберите гербарий; выразите  свои мысли с помощью движения  языка и тела);

- изучение математики на примерах истории;

- придумывания задач  на основе жизненных ситуаций, эмоционально близких детям; 

- приобретения экспериментального  опыта в совместном поиске  решения учебной проблемы при  работе в группах по 3-4 человека.

Задания, ориентированные на школьников левополушарного типа, свойственного в основном девочкам, преимущественно отличаются логичностью, четкой структурированностью и предусматривают:

- сортировку, группировку  и классификацию (например, создать  иерархическую систему овощей, фруктов по определенному признаку);

- аналогии;

- конструирование (сконструируйте  классный кабинет, свою комнату,  улицу и т.д.);

- изобретение (придумайте  машину времени, звездолет);

- творческие задания  (придумайте способ взвешивания  слона, подсчета волос на голове);

- решение логических  задач;

- анализ понятий.

       Не менее значимым направлением реализации гендерного подхода является ориентация источника информации в обучении на конкретного обучающегося. Например, гендерный подход позволяет переориентировать ведущий источник информации с сигнально-словесного на зрительно-образный, либо сочетает различные источники информации. Если традиционная современная система организации учебно-воспитательного процесса в качестве ведущего инструмента использует условный сигнал - слово (книжные формы, вербальные формы подачи информации), что ориентировано на левополушарный способ обучения и более доступно для девочек, то гендерный подход указывает на то, что преобладание вербальных каналов обучения не соответствует биологическим закономерностям функционирования головного мозга ребенка, основанным на межполушарной синхронизации и предполагает разработку системных методов обучения детей [17, с. 91].

       В связи со сказанным, становится очевидной необходимость определения стиля изложения учебного материала в учебниках и учебных пособиях, используемых учащимися в качестве источника знаний. Как показывает практическое наблюдение за учащимися, наиболее эффективное усвоение нового материала происходит при активном взаимодействии левого и правого полушарий. Такое взаимодействие предполагает получение информации ребенком через разные каналы восприятия: визуальный - яркость таблицы, разнообразие цветов; слуховой - диалог с партнером в паре, проговаривание вслух; кинестетический, или тактильный, - вождение пальцем по клеткам таблицы. При использовании подобных учебников и практических пособий у детей непроизвольно включаются разные виды памяти и мышления, что значительно повышает продуктивность работы, сокращает время усвоения материала.

Таким образом, теоретические исследования и обобщение опыта гендерного образования  (Бреслав Г. М., Хасан Б. И., Хризман Т.П. Еремеева В. Д., Каган В. Е. и др.) показали, что реализация гендерного подхода к обучению школьников способствует цели повышения уровня их обученности и, соответственно, росту уровня их успеваемости. Также раздельное и гендерное образование благоприятно влияет на состояние физического и психического здоровья учащихся.

       Изучение влияния совместного обучения на личностные характеристики учеников показало, что смешанное воспитание формирует некое «усредненное» существо, в характере которого отсутствуют специфически мужские или женские черты. Мальчики при таком воспитании лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, а девочки - нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов. «Бесполое» воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Мужчины оказываются не способны играть правильную роль в браке: всю ответственность за существование семьи, за воспитание детей они перекладывают на плечи женщины. Женщины же наряду с мужской деловитостью демонстрируют такие качества как грубость, агрессивность, конфликтность, неумение поддерживать теплый эмоциональный фон. Рост числа разводов - один из показателей издержек существующей педагогической системы. Поэтому в процессе воспитания необходимо формирование типично мужских качеств в характере мальчика (ответственности, стойкости, активности, независимости) и типично женских в девочке (мягкости, заботливости, хозяйственности), что способствовало бы упорядочиванию социальной жизни государства, нормализации семейно-брачных отношений.

Раздельное обучение детей разного пола, одна из форм построения образовательного  процесса, с помощью, которой возможно повысить уровень обученности школьников. Вместе с тем, эта форма обучения может создает реальные условия для формирования у школьников значимых для общества гендерных ролей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Целью нашей работы являлось изучение проявлений гендерных стереотипов в образовании.

Теоретический анализ литературы показал, что изучение культур различных  эпох позволило ученым выделить факторы,  которые оказали влияние на половую стратефикацию, а это послужило почвой для развития  дальнейшего глубокого изучения полоролевых различий,  и впоследствии выделению отдельной отрасли психологической науки – гендерной психологии. Современное же  понятие гендера предполагает четыре группы характеристик: биологический пол, поло-ролевые стереотипы, поло-ролевые нормы, поло-ролевую идентичность.

       Проблема гендерного образования и воспитания, гендерного равенства и иные вопросы, связанные с гендерной политикой государства, для нашей страны являются достаточно новыми и весьма острыми. Можно выделить три основные  гендерные проблемы современного образования, это:

1) феминизация образования,

2)  содержание образования  (открытый и скрытый сексизм),

3) взаимодействие преподавателей  с учащимися, основанное на  гендерных стереотипах (гендерные  особенности школьников не учитываются).

Поэтому одним из существенных недостатков организации учебно-воспитательного  процесса в современной школе  является преобладание в практике обучения традиционных форм и методов преподавания без учета гендерных особенностей школьников.

       Теоретические исследования и обобщение опыта гендерного образования показали, что реализация гендерного подхода к обучению школьников способствует цели повышения уровня их обученности и, соответственно, росту уровня их успеваемости. Раздельное обучение детей разного пола, одна из форм построения образовательного  процесса, с помощью, которой возможно повысить уровень обученности школьников. Вместе с тем, эта форма обучения может создает реальные условия для формирования у школьников значимых для общества гендерных ролей.

       Обучение с учетом гендерных особенностей учащихся требует отбора такого содержания учебного материала и применение таких методов и форм обучения, которые соответствовали бы разному типу функциональной асимметрии мозга в восприятии информации девочками и мальчиками, отвечали бы запросам и тех, и других в отношении к учебной работе. При построении процесса обучения на основе учета идей гендерного подхода следует руководствоваться тем, что при одних и тех же методах обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления.

.       В контексте гендерного подхода к обучению школьников прослеживается необходимость соответствия между типами изложения материала в учебниках и учебных пособиях, типом мышления и стилем учителя в изложении материала.

Особенно важно, что  реализация гендерного подхода к  обучению требует изменения акцентов в деятельности учителя, требует  овладения и использования им специальных методик, способствующих выявлению гендерных особенностей учащихся.

       Теоретическое иследование проблемы гендерного подхода к обучению школьников имеет принципиальное значение для повышения продуктивности учебного процесса. Анализ влияния совместного обучения мальчиков и девочек на их личностные характеристики позволил сделать вывод, что «бесполое» воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. В результате мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, а девочки - нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов. Благодаря гендерному подходу к обучению школьников происходит оптимизация учебного процесса.

     Гендерная  проблематика в образовании возникла  не случайна, а в следствие понимания и принятия  гуманистической парадигмы в педагогике, осознания важности сохранения интеллектуального потенциала общества и понимания роли личностных аспектов в развитии способностей, усиления борьбы женщин за свои права. Поэтому, бесспорно, что исследоваться она должна как многоаспектная, комплексная проблема силами не только специалистов в области педагогики, но и философии, социологии, психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

1) Абраменкова В. В.  Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода // Вопросы психологии. - 2003. - № 5. - С. 103-120.

2) Агеев В. С. Психологические  и социальные функции полоролевых  стереотипов // Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С. 152-157.

3) Александрова  А.Г. Гендерный подход к организации полового воспитания учащихся общеобразовательной школы. Монография. – 2-е изд., пераб. И доп. Саров, 2004. С. 136.

4) Александрова А. Г.  Полоориентированное воспитание  учащихся общеобразовательной школы:  Монография.- Саров, 2004.-121 с.

5) Барчунова  Т. Сексизм в букваре. - ЭКО.  Новосибирск, 1995, N3.

6) Бендас Т. В. Гендерные  исследования лидерства. // Вопросы  психологии.- 2000.- №1, январь-февраль.

7) Бендас Т.В.  Б 46 Гендерная психология: Учебное  пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 431 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

8) Берн Шон  Гендерные различия // Берн Ш. Гендерная  психология СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,2004.-320с.

9) Бреслав Г. М. Романтическая  любовь и зрелая личность // Родник. 1987. № 2. С. 63— 66.

10) Бужигеева М. Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения // Педагогика. - 2002. - № 8. - С. 29-35.

11) Виноградова  Т. В., Семенов В. В. Сравнительное  исследование познавательных процессов  у мужчин и женщин: роль биологических  и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993 2. стр. 63-71.

12) Доронина  Т.А. Гендерная социализация как  фактор психологического воздействия  (в молодежной среде) Криворожский  государственный педагогический  университет, кандидат педагогических  наук, доцент 
г. Кривой Рог, Украина.

13) Евланова В. Обучение: совместное или раздельное // Медицинская газета. - 12 апреля 2006 год. - № 26. [Электронный ресурс ].

14) Еремеева В. Д.  Вместе трудно. А врозь? (Раздельное  обучение мальчиков и девочек  «за» и «против») // На путях  к новой школе. На стороне  подростка. - 2003. - № 1. [Электронный ресурс ]

15) Заглада Л. «М»  и «Ж». Раздельное образование:  плюсы и минусы // Мир семьи. - 2006. - Ноябрь. [Электронный ресурс ].

16) Н.В. Зотикова Н.В., к.пс.н., доцент кафедры психологии и педагогики СарФТИ

Гендерные аспекты в образовательном процессе.

17) Каган Е. В. Психогенные  формы школьной дезадаптации // Вопросы  психологии. - 1984. - № 4. - С. 89-95.

18)  Компейре Г. Отрочество, его психология и педагогия.  СПб. 1910.

19) Кордуэлл  М. К 66  Психология. А – Я:  Словарь – справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999 – 448 с.: ил.

20) Котлова Т.Б., Рябова Т.Б. Библиографический  обзор исследований по проблемам  гендерных стереотипов // Женщина  в российском обществе.- 2001.- №3  – 4 //21) Луковицкая Елена  Половая социализация ?

22) Материалы  заседаний Комиссии по вопросам  улучшения положения женщин 
в Российской Федерации при Правительстве РФ 2003 год.К заседанию Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации.

Информация  об освещении гендерных вопросов в системе образования.

23) Мишель А. Долой  стереотипы! Преодолеть сексизм  в школьных учебниках. - Париж:  ЮНЕСКО, 1991.

24) Нартова-Бочавер  С.К.  Дифференциальная психология. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный  институт, 2003. – 280 с.

25) Паньшина Т.В. Восточно-Казахстанский государственный  университет г.Усть-Каменогорск Гендерные проблемы современного образования.

26) Плахотнiк О.В. Фiлософiя, освiта, гендер: пошуки мiсця зустрiчi (По-русски: философия, образование, гендер: точка сборки?)// Науковi записки Харкiвського вiйськового унiверситету: Соцiальна фiлософiя. Психологiя. Вип.XIV. - Харкiв: ХВУ, 2002. -- С.145-150.

Информация о работе Гендерные стереотипы в образовании