Гендерные представления детей среднего дошкольного ворзраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния сюжетно ролевой игры на полоролевую идентификацию детей среднего дошкольного возраста…..…..7
1.1 Полоролевая идентификация детей дошкольного возраста.……………..7
1.2 Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте…………..……15
1.3 Особенности полоролевой идентификации в игровой деятельности дошкольников……………………………………………………………………23
Глава 2. Исследование влияния сюжетно ролевой игры на осознанное соотнесение к половой принадлежности детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….……………………………..29
2.1 Исследование представлений о своей половой принадлежности детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….…..29
2.2. Выявление своеобразия сюжетно-ролевых игр девочек и мальчиков среднего дошкольного возраста…………………..……………………….……32
2.3 Работа по гендерному подходу в развитии сюжетно-ролевых игр.…..…35
Заключение………………………………………………………………….……41
Библиографический список…………………….……………………………….44
Приложение………………………………………………………………………48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая игра и гентер1вариант.docx

— 90.31 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

 

Введение……………………………………………………………….…………..3

Глава 1. Теоретические аспекты влияния сюжетно ролевой игры на полоролевую идентификацию детей среднего дошкольного возраста…..…..7

1.1 Полоролевая идентификация  детей дошкольного возраста.……………..7

1.2 Развитие сюжетно-ролевой  игры в дошкольном возрасте…………..……15

1.3 Особенности полоролевой идентификации в игровой деятельности дошкольников……………………………………………………………………23

Глава 2. Исследование влияния сюжетно ролевой игры на осознанное соотнесение к половой принадлежности детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….……………………………..29

2.1 Исследование представлений  о своей половой принадлежности  детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….…..29

2.2. Выявление своеобразия  сюжетно-ролевых игр девочек и  мальчиков среднего дошкольного  возраста…………………..……………………….……32

2.3  Работа по гендерному  подходу в развитии сюжетно-ролевых  игр.…..…35

Заключение………………………………………………………………….……41

Библиографический список…………………….……………………………….44

Приложение………………………………………………………………………48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе.

   В современной педагогике и психологии дошкольное детство рассматривается как один из важнейших этапов развития самосознания и становления Я-концепции ребенка (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, К. Роджерс, З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон и др.). Авторы считают, что центральным направлением движения процесса самосознания личности в период дошкольного детства является развитие полоролевого самосознания. Становление гендера продолжается на протяжении всего периода онтогенеза, но именно дошкольный возраст, отмечают Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина  и др., является сензитивным периодом для становления полоролевого самосознания личности, ее гендерной схемы и концепции пола. После 5-6 лет воспитательные воздействия на отдельные стороны гендерной социализации гораздо менее эффективны.

Процесс полоролевой идентификации протекает в дошкольном возрасте, включая в себя три аспекта: когнитивный – ребенок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления и содержании типичного ролевого поведения; эмоциональный – половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности; поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения. Согласно Б.Г. Ананьеву, возраст и половая принадлежность - важнейшие индивидные особенности человека и учитывать их необходимо начиная с дошкольного возраста.

Игровая деятельность - это ведущий вид деятельности дошкольника, фундамент будущих социальных отношений ребенка, его успешности в мире других людей. Особое место в деятельности дошкольника занимает сюжетно-ролевая игра, которая позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых (Л.С.Выготский, Р.И. Жуковская, A.B. Запорожец, Е.В. Зворыгина, Н.А.Короткова, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, Д.В.Менджерицкая, Н.Я.Михайленко, С.Л. Новоселова, С.Л.Рубинштейн, А.П. Усова, Д.Б.Эльконин и др.). В дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу.

В последние годы в педагогической литературе и практике дошкольных образовательных учреждений остро стоит проблема возвращения сюжетно-ролевой игры как вида детской и творческой деятельности. К сожалению, игровая деятельность зачастую вытесняется социальным заказом родителей - включением в педагогический процесс ряда услуг дополнительного образования (подготовка к школе, английский язык, шахматы и т.д.) и все чаще становится формой обучения дошкольников. В связи с этим, игровая деятельность дошкольника не развивается, дети мало играют, игры кратковременны, однотипны, хотя возраст от трех до пяти лет является возрастом активной и разносторонне развивающей игровой деятельности. Наиболее значимым и в тоже время сложным, переломным периодом в развитии игровой деятельности является средний дошкольный возраст. Это обусловлено ярко выраженной полоролевой дифференциацией в сюжетно-ролевой игре детей и недостаточной разработанностью на научно-методическом уровне способов развития игровой деятельности современных мальчиков и девочек четырех-пяти лет. Отечественные и зарубежные исследователи (М. Гариен, С.Г. Достовалов, Л.В. Мальцева, Э. Маккоби, В.С. Мухина, Т.А. Репина и др.) отмечают у дошкольника четырех-пяти лет особый интерес и доброжелательную пристрастность к детям своего пола, что определяет интенсивное развитие самосознания. В игровых объединениях детей наблюдается полоролевая дифференциация, на основе которой возникает «половое расщепление» на подгруппу девочек и мальчиков. Однако развитие игровой деятельности дошкольников пятого года жизни в детском саду чаще всего осуществляется традиционно, воспитатели редко играют с детьми, не учитывают полоролевую дифференциацию дошкольников, не стремятся к продуманному игровому взаимодействию.

Наиболее значимым и в тоже время сложным, переломным периодом в развитии игровой деятельности является средний дошкольный возраст. Это обусловлено ярко выраженной полоролевой дифференциацией в сюжетно-ролевой игре детей

Отечественные и зарубежные исследователи (М. Гариен, С.Г.Достовалов, Л.В.Мальцева, Э. Маккоби, В.С.Мухина, Т.А. Репина и др.) отмечают у дошкольника четырех-пяти лет особый интерес и доброжелательную пристрастность к детям своего пола, что определяет интенсивное развитие самосознания. В игровых объединениях детей наблюдается полоролевая дифференциация, на основе которой возникает «половое расщепление» на подгруппу девочек и мальчиков.

Вместе с тем, в практике ДОУ содержание игровой деятельности недостаточно дифференцировано с учетом психофизиологических особенностей развития девочек и мальчиков. В современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Развитие игровой деятельности дошкольников пятого года жизни в детском саду чаще всего осуществляется традиционно, воспитатели редко играют с детьми, не учитывают полоролевую дифференциацию дошкольников, не стремятся к продуманному игровому взаимодействию.

Цель исследования: изучить  влияние сюжетно-ролевой игры на осознанное соотнесение к половой принадлежности детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста

Предмет исследования: влияние сюжетно-ролевой игры на осознанное соотнесение к половой принадлежности детей среднего дошкольного возраста

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сюжетно ролевая игра имеет влияние на осознанное соотнесение  к половой принадлежности детей среднего дошкольного возраста, а именно: игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли у мальчиков и девочек.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Изучить представления о своей половой принадлежности мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста.
  3. Выявить своеобразие сюжетно-ролевых игр девочек и мальчиков среднего дошкольного возраста.
  4. Провести работу по гендерному подходу в развитии сюжетно-ролевых игр и проанализировать ее эффективность.

Методы исследования: теоретические: изучение   и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме; эмпирические: опрос, наблюдение, педагогический эксперимент; количественный   и   качественный   анализ   полученных   данных.

База исследования: МДОУ д/с № 67 г. Комсомольск-на-Амуре. В исследовании приняли участие 18 детей пятого года жизни: из них 9 мальчиков и 9 девочек.

 

Глава 1. Теоретические аспекты влияния сюжетно ролевой игры на полоролевую идентификацию детей среднего дошкольного возраста

1.1 Полоролевая идентификация детей дошкольного возраста

 

Впервые термин «гендер» - был введен в науку американским психоаналитиком Робертом Столлером, когда в 1968 году был опубликован его труд «Пол и гендер»: про развитие мужественности и женственности. По мнению Р. Столлера, гендер - это понятие, которое основывается на психологических и культурных объяснениях достаточно независимых от тех, которые трактуют (биологический) пол. Другими словами, совсем не обязательно прямо связывать бытие женщины с бытием «женственности» и бытие мужчины с «мужественным» поведением [7].

Гендер, содержит когнитивные (гендерное самосознание), эмоциональные (гендерная идентичность) и поведенческие (гендерные роли и особенности поведения) компоненты (А.А. Чекалина [39]). Рассмотрим более подробно данные компоненты.

Гендерное самосознание включает в себя следующие психологические образования: осознание своего тела как тела человека определенного пола; осознание себя, своей личности, своего жизненного пути как представителя определенного пола; знания тендерных стереотипов (об атрибутах одежды, возможностях, играх, занятиях и др.) и ролей (личных, семейных, профессиональных и др.) своего пола; представления о своих тендерных статусах, ролях и стереотипах, мужских и женских идеалах и др. [6]. Гендерная идентичность предполагает психологическое отождествление себя с определенным полом; предпочтения, эмоциональные, мотивационные выборы, связанные с определенным тендером; эмоционально-ценностное отношение к определенным тендерам и т.д. Гендерное поведение предполагает соответствие поведения человека тем статусам, ролям, стереотипам, нормам и ценностям, которые соответствуют определенному тендеру [6].

Психологический пол, таким образом, характеризует индивида по критерию соответствия его мужественной (маскулинной) или женственной (фемининной). Исследователи Алешина Ю.Е. и Волович А.С. [2] определяют социальные признаки фемининности и маскулинности, исходя из исторически сложившихся стереотипов оценок мужчины и женщины. Мужчина характеризуется агрессивностью, независимостью, силой, активностью, рациональностью, инструментальностью, ориентировкой на индивидуальные достижения. Женщина же характеризуется как слабая, пассивная, зависимая мягкая, эмоциональная, ориентированная на других, экспрессивная [2].

Полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретет все необходимые качества женственности, было бы серьезным заблуждением. Эти качества не возникают сами по себе. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста [6].Неслучайно в последнее время все больше ученых, отечественных и зарубежных, приходят к выводу, что полноценное формирование личности ребенка не может осуществляться без учета психологических особенностей его пола.

Психический пол, в отличие от пола биологического, - одна из существенных личностных характеристик человека. Это система потребностей, мотивов, ценностей, характеризующая представления человека о себе как представителе определенного пола, а также способов поведения, реализующих эти представления. И совершенно правильно указывают наши ученые, что «первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя, - это половая принадлежность» (И С. Кон [24]) и что «бесполая личность не более, чем абстракции» (В.Е. Каган [23]).

Дошкольный возраст, согласно исследованиям Т.А. Репиной [14] и ее учеников, является сензитивным периодом полоролевого развития и социализации ребенка, охватывающим все сферы личностного становления. В дошкольном детстве начинают формироваться представления о половой принадлежности и содержании ролевого поведения, соответствующего полу; возникают и активно развиваются полоролевые предпочтения, ценностные ориентации, потребности, мотивы, специфичные для пола. В дошкольном возрасте совершается этапное развертывание и становление половых ролей (идентичностей): первичная идентичность - роль - единство роли и идентичности. Первая категория, в которой ребенок осмысляет свое «я», это категория пола. К 0,5 - 2 годам ребенок знает, мальчик он или девочка, но не знает, почему это так. Далее разворачивается этап освоения половых ролей и знакомства с различиями полов. На этом этапе (0,5 - 5 лет) ребенок допускает обратимость пола, рассматривая его как временное и меняющееся состояние индивида, а не его постоянное свойство; половые роли и идентичности еще формируются и могут диссоциировать. Лишь к 5 - 6 годам в ходе нормального развития роли и идентичности сплавляются и становятся сторонами единого качества. К этому возрасту ребенок уже знает, что он вырастет и будет мужчиной (или женщиной), хотя количественная разница «мальчик - мужчина» («девочка - женщина») может казаться ему много больше, чем качественная разница сверстников разного пола [10].

Информация о работе Гендерные представления детей среднего дошкольного ворзраста