В. А. Сухомлинский о воспитании личности в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 00:09, реферат

Краткое описание

Развитие коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности. А.С. Макаренко сформулировал закон движения коллектива, суть которого состоит в том, что коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов и оказывать все более сильное влияние на развитие и личностное формирование своих членов.

Содержание

1. В.А. Сухомлинский – последователь А.С. Макаренко в оценке коллектива как средства воспитания……………………………………………………….с. 3
1. 2. Понятие структуры коллектива и взаимодействия в нем……………… с. 6
2. 3. Сотрудничество в деятельности – основа развития и сплоченности коллектива. Развивающе-воспитательное воздействие трудовой деятельности.…………………………………………………………………...с. 9
4. О педагогическом руководстве детским коллективом…………………..с. 12
5. Проблема коллектива и индивидуальности в решении павлышского педагога………………………………………………………………………..с. 15
6. Список литературы…………………………………………………………с. 17

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 42.41 Кб (Скачать файл)

     Министерство образования Республики Беларусь

УО «Белорусский государственный  педагогический университет

имени Максима Танка»

 

 

                                                                                              Кафедра педагогики

 

Контрольная работа по истории  педагогики

и педагогической мысли

«В. А. Сухомлинский о воспитании личности в коллективе»

 

 

 

 

 

Работу выполнила

Мадекша Ольга Федоровна

студентка 3 курса 372 группа

факультета белорусской

филологии и культуры

(заочное отделение)

Научный руководитель

кандидат педагогических наук

доцент Лилия Николаевна Тимашкова

 

 

Минск 2009г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. В.А. Сухомлинский – последователь А.С. Макаренко в оценке коллектива как средства воспитания……………………………………………………….с. 3

  1. 2.  Понятие структуры коллектива и взаимодействия в нем……………… с. 6
  2. 3. Сотрудничество в деятельности – основа развития и сплоченности   коллектива. Развивающе-воспитательное воздействие трудовой деятельности.…………………………………………………………………...с. 9

4. О педагогическом руководстве  детским коллективом…………………..с. 12

5. Проблема коллектива и индивидуальности в решении павлышского педагога………………………………………………………………………..с.  15

6. Список литературы…………………………………………………………с. 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.       1. В.А. Сухомлинский – последователь А.С. Макаренко в оценке коллектива как средства воспитания.

       Развитие коллектива во многом зависит от содержательности  и  динамики его деятельности. А.С. Макаренко  сформулировал  закон  движения  коллектива, суть которого состоит  в  том,  что  коллектив  должен  постоянно  двигаться вперед, добиваться все новых  и новых успехов и оказывать все более  сильное влияние на развитие и личностное  формирование  своих  членов.  Остановка  в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Вот почему  в  системе коллективного воспитания большое значение  имеет  организация  перспективных устремлений учащихся, постановка перед ними постоянно усложняющихся целей  и увлекательных перспектив.

       В  условиях  школы   перед   учащимися   может   выдвигаться   большое разнообразие перспектив. Прежде всего они должны охватывать  учебную работу учащихся. В качестве перспектив в системе учебной работы  могут выступать подготовка и проведение предметных вечеров, олимпиад и т.д.

      Большое  значение имеет положение о  том, что перспективы в школе  должны носить  не  только  празднично-красочный,  но  главным   образом   деловой характер.

      Существенным   фактором   развития   зрелости   коллектива    является формирование   здорового   общественного   мнения. Благодаря здоровому

общественному мнению в  коллективе  реализуется  положение  А.С.Макаренко  о педагогике “параллельного действия”. Суть его заключается  в  том,  что  при наличии  принципиальных  и  здоровых  отношений   между   учащимися   всякое воздействие на коллектив оказывает воспитательное влияние на  отдельных  его членов и,  наоборот,  воздействие  на  отдельного  ученика  влияет  на  весь коллектив. Иначе говоря, достигается такая зрелость коллектива, когда он по-настоящему выступает как субъект воспитания, когда  исчезает  всякая  почва для  круговой  поруки  и  замыкания  в  узкогрупповых  интересах.  Коллектив начинает функционировать  как  хорошо  организованная  и  социально-здоровая ячейка нашего общества.

      В организации  и воспитании коллектива большую   роль  играют  традиции. “Ничто так не скрепляет коллектив, - говорил  А.С.Макаренко,-  как  традиции».

      Большое  значение в воспитании придавал традициям и В.А.Сухомлинский. Для воспитания коллектива нужны как торжественно- праздничные традиции, так и будничные, побуждающие учащихся  к  трудовой  деятельности,  улучшению дисциплины и культуры поведения.

      Традиции  развивают коллектив,  повышают  содержательность  его  жизни, расширяют границы деятельности трудящихся,  что  оказывает  на  них большое воспитательное влияние,  укрепляет  их  сплоченность,  поддерживает  чувство гордости за свой коллектив.

     При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы  с коллективом,  всемерном  развитии   его   самодеятельности,   внутришкольной демократии и здорового общественного мнения в нем  формируется  определенный стиль и тон жизни, которые способствуют  эффективному  формированию  чувства коллективизма  у  трудящихся.  Наиболее  существенными  психологическими   и нравственными чертами этого стиля  и  тона  являются:  оптимизм  и  бодрость коллективной   жизни   и   деятельности;   развитое   чувство   собственного достоинства и гордости за  свой  коллектив;  чувства  товарищества,  дружбы, ответственной зависимости и  высокая  активность  всех  учащихся  в  решении совместно   поставленных   задач;   чувство   защищенности   каждого   члена коллектива. Если такой  стиль  и  тон  складываются,  тогда  в  полной  мере проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как:

      - организаторская,  когда коллектив становится   подлинным   субъектом воспитания и управления своей деятельностью;

      - нравственно-воспитательная и личностно развивающая, когда  коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости  и культуры поведения учащихся;

      - стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности  и самодеятельности  всех  членов  в  повышении  содержательности  и   здоровой целенаправленности своей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       2. Понятие структуры коллектива и взаимодействия в нем.

      В школе обычно  все учащиеся  объединяются  в единый  общешкольный коллектив.  Организация и   действенное   функционирование   общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение.

      В общешкольный  коллектив входят  первичные   коллективы  (классы).  Для выполнения работ на  непродолжительное  время  могут  создаваться  временные коллективы (различные кружки, коллективы художественной  самодеятельности  и т.д.).

      В структуре  воспитательного  коллектива  большую  роль  играют  органы ученического самоуправления  (ученический  комитет,  старосты  в  классах  и т.д.).

      Эти органы  в  ученических  коллективах   принято  считать  формальными. Кроме этих  формальных  структур  в  коллективах  существуют  еще  структуры неформальные, которые официально не избираются и не назначаются, но  реально влияют на коллективную деятельность и общественное мнение.

      Если формальные  структуры коллектива базируются  на деловых, социальных отношениях, то в основе неформальных групп лежат отношения  психологические - личная симпатия и антипатия, узкогрупповые интересы и стремления.

      В.А.Сухомлинский и другие педагоги подчеркивали, что в органы самоуправления коллектива должны  входить  авторитетные  и  уважаемые школьники. Появление так называемого неформального лидера возможно только  в тех случаях, когда это педагогическое условие не соблюдается.

     Методика создания и воспитания ученического коллектива  базируется  на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать  всех  учащихся  в  разнообразную  и содержательную   совместную   деятельность   и,   во-вторых,   необходимо организовывать и стимулировать эту деятельность  таким  образом,  чтобы  она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.

      В  качестве  важнейших  средств  воспитания  ученического   коллектива выступают:   учебная   и   разнообразная   внеклассная   работа,   трудовая,

общественная и культурно- массовая деятельность учащихся.

      В  процессе  организации  деятельности  нужно   применять   специальную методику, направленную на создание и воспитание сплоченного коллектива.

      Педагогическую  основу этой методики составляют:

     - умелое предъявление требований к учащимся;

     - воспитание ученического актива;

     - организация увлекательных перспектив  в  учебной,  трудовой,  художественно-эстетической и спортивно- оздоровительной деятельности;

     - формирование здорового общественного мнения;

     - создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

      Успешность протекания в коллективе воспитательной  работы  во  многом зависит от первоначальных вкладов в  его  организацию.  Создание  коллектива нужно  начинать  с  умелого   предъявления   педагогических   требований   к воспитанникам. Правильное предъявление педагогических  требований  в  самом начале  воспитательной  работы  со  школьниками  организует  их   поведение, способствует  улучшению  их  работы  и  таким  образом  вносит  в  жизнь   и деятельность коллектива элементы сплоченности  и  единства  стремлений.  Так закладываются основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива.

      Для   того,  чтобы педагогические  требования   поддерживались   всеми учащимися,  необходимо  стремиться  к  тому,  чтобы  их  поддерживала  более сознательная часть учащихся. Поэтому в воспитательной работе  с  коллективом большое  значение  имеет  воспитание  ученического  актива,   развитие   его самостоятельности и принципиальности. Труд и культура, вся жизнедеятельность современного человека с каждым годом все больше зависят от уровня его духовности, нравственной позиции. 
     Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему скучно и плохо, если он не чувствует себя достаточно способным, что бы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым – значит, прежде всего помочь ему учиться. Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: «Выучить, запомнить!». Вред зубрежки огромен - она невольно уничтожает основные идеи учебного предмета. Учитель должен точно разграничить, что надо запомнить на всю жизнь, а что надо только понять и усвоить без зубрежки – в упражнениях. Одно за другим делает Сухомлинский маленькие открытия: оказывается, каждый учитель, какой предмет он ни преподавал, должен быть преподавателем словесности. 
     В воспитательной работе важно и содержание материала, и тон разговора, и время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения. Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально- этических принципов». Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, если они не соответствуют нравственному убеждению воспитателя. Они презирают того, кто пытается выдать темное за светлое, прикрыть мрачное темными словами. Постоянно поддерживать ребенка, не ставить ему плохих оценок, не ставить ему никаких отметок, пока он не добьется успеха. Оценивать не знание само по себе и не старательность, а именно продвижение вперед, этот результат соединения знания со старательностью. “Учение – труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат – все это надежные источники человеческой радости.”

 

 

3.Сотрудничество в деятельности – основа развития и сплоченности коллектива. Развивающе-воспитательное воздействие трудовой деятельности.

       Другой идеал коммунистического воспитания — труд как основа воспитания нового человека — в теории и практике Павлышской школы наполнялся также необычными для советской педагогической мысли личностной направленностью и духовно-нравственным содержанием. Системе трудового воспитания в сельской школе была посвящена кандидатская диссертация Сухомлинского (1955 г.). В течение последующих пятнадцати лет эта система непрерывно совершенствовалась, обеспечивала учащимся все большие возможности для удовлетворения своих трудовых интересов и склонностей, самореализации и самоопределения, подготовки к профессиональной деятельности. Главное же заключалось в том, что педагогически организованный труд выступал ничем не заменимым средством воспитания. «Что означает идея: труд — основа всестороннего гармонического развития? В практической работе с детьми и подростками это означает, что от труда идут крепкие нити к интеллектуальному, моральному, эстетическому, эмоциональному, физическому развитию, к становлению идейной, гражданской основы личности». «Умственный труд», «труд души», «созидание трудом красоты», школьная «атмосфера серьезного отношения к труду» и т.д. По существу, всем строем школьной жизни утверждалось отношение к труду как основе нравственности: 
«Все блага и радости жизни создаются трудом и только трудом», «Совесть не должна позволять... быть только потребителем благ и радостей», «У вас уже достаточно сил, чтобы делать добро людям», «Учеба — ваш первый труд. Идя в школу, вы идете на работу». В то же время «поддерживалась атмосфера нетерпимости к лени, безделью, неряшеству. Маленький бездельник — это живучий корешок дармоедства и паразитизма, и, если человек стал взрослым дармоедом, вырвать этот корень, который прижился с детства и отрочества, очень трудно».  С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду. “Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений”.  Детский труд таит в себе огромную силу. Если ребенок вложил определенные усилия в труд для других людей и пережил в связи с этим личную радость, он, не может стать недобрым человеком. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра. Сухомлинский высоко оценивал возможности трудового воспитания в становлении личности школьника, даже в развитии сложной и тонкой сферы чувств и эмоций, сумел добиться впечатляющих результатов. Жизнь Павлышской школы невозможно представить без каждодневной, многоплановой, необходимой и привычной трудовой деятельности детей, в которой достигалось эффективное решение идейных, интеллектуальных, нравственных, эстетических, эмоциональных воспитательных задач прежде всего потому, что труд для воспитанника был личностно значимым делом, одухотворенным нравственностью, красотой, творчеством.

     Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического... Чувствовать, понимать, ценить и творить… Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Научиться любить можно только в деятельности, в поступке. Любоваться природой – значит поддерживать ее красоту. Любоваться поступком – значит стремиться к такому же красивому поступку. Труд, люди и красота соединяются в одно целое, и это доставляет детям радость и потому, что оно красиво, и потому, что их работа кому-то принесла радость творение красоты, творение добра входят в духовный мир ребенка: только вместе – труд, ум, добро, красота. По отдельности им в душу ребенка не проникнуть. «На любви к детям держится мир». Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский был из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» - так писал он в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        4. О педагогическом руководстве детским коллективом.

        Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского разносторонне и многопланово. Вся система деятельности павлышского учителя проникнута высокими принципами коммунистического гуманизма, глубоким уважением к личности ребенка. Когда его спрашивали: ”Что самое главное было в его жизни?”, он отвечал: ”Любовь к детям!” Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя. “Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках.” В.А.Сухомлинский - достойный наследник гуманистической традиции. В Павлышской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. В подходе к проблеме наказаний в школе имела место определенная эволюция его взглядов. Вначале он признавал в принципе целесообразность наказаний, был убежден, что они в определенных случаях могут быть эффективным методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис: воспитание несовместимо с наказаниями учащихся. Он имел ввиду такие виды наказаний, как грубое отчитывание, высмеивание, выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой-либо работы, специальные жалобы в дневнике учителя. Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В среде педагогов, - отмечал Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде - это оценка». 
     В.А. Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей. 
Говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов. Так как в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание - хорошо учиться - озаряет весь смысл школьной жизни детей. Оценка у В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научиться». Сознание ребенка - могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость. 
     Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности». Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике. Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       5. Проблема коллектива и индивидуальности в решении павлышского педагога.

       В.А. Сухомлинский, как А.С. Макаренко и другие советские педагоги, рассматривал коллектив как могучее средство коммунистического воспитания. 
     Сухомлинский считал, что коллектив – это всегда идейное объединение, которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого. “Детский коллектив – сильнейшее средство воспитания, такое могучее, что им надо пользоваться с известной осторожностью. Дети – не взрослые, они легко возбудимы, легко поддаются внушению, и никакая крайность для них не крайность. В детском коллективе всему мера, все в осторожностью; воспитатель никогда не должен выпускать из – под контроля детские страсти. И коллективное мнение, которое среди взрослых справедливости, может стать причиной неисправимых душевных травм у детей”. Как видно из этого высказывания Сухомлинского, он справедливо опасался силы общественного мнения в осуждении личности коллективом, противопоставлял коллективному осуждению, тем более наказанию - проявления чуткости, заботливости, чтобы ребенок переживал чувство благодарности коллективу, приобретал в этом нравственный опыт поддержки и помощи тем, кто в них нуждается. 
       “Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок «ломается», становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее страшно, ожесточается в слепой ненависти против всех.”                                                                                                              На этом основании было бы неверным делать вывод о том, что В.А. 
Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива. «Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае, - считал Сухомлинский, - когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности. И при этом надо помнить, что подлинный коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог. В атмосфере сердечности, доброжелательности у детей растет стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя похвалили, а из внутренней потребности чувствовать уважение окружающих, не уронить в их глазах своего достоинства.” Рожденная в живом опыте Павлышской школы методика воспитания коллектива зарождалась не на «организационных зависимостях», а на развитии духовных богатств личности, потребности в человеке, готовности привносить в коллектив плоды своей «индивидуальной духовной деятельности» и обогащаться в духовном общении. Как закономерность воспитания личности в коллективе воспринимается вывод теоретика-экспериментатора: «Чем выше интеллектуальный уровень и глубже, чище нравственные убеждения воспитанника, тем... богаче должна быть духовная жизнь коллектива, чтобы личность нашла в нем источник своего дальнейшего развития». «Воспитание без наказания - это не узко школьное дело, - говорил В.А. Сухомлинский. - Это одна из важнейших проблем... переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер - человеческого сознания, поведения, взаимоотношений”. И еще один актуальный вывод должны мы усвоить, рассматривая вопрос о сознательной дисциплине. Для В.А. Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. “Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет и не может быть воспитания личности вне коллектива, точно так же, как не может быть «абстрактного» коллектива без личностей”.

 

 

 

 

                                                               

Список литературы

 
1.Родчанин Е. Г. и др. Об идеалах  В.А. Сухомлинского, М., 1991 
2.Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем..., М., 1986 
3.Сухомлинский В.А. О воспитании., М., 1979. 
4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения.Т.1 , М.: 
1979г. 
5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974г.       

6.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.,1992. 

7.Подласый И.П. Педагогика./Учебное  пособие для студентов  пед.  учеб.заведений.- М., 1996.    

  8.Харламов И.Ф. Педагогика. М.1997.

 

 

 

 

 


 

   

     

 

                                

 

 

 

     

 

 


Информация о работе В. А. Сухомлинский о воспитании личности в коллективе