Восприятие ребенком своих родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Роль семьи в формировании личности ребенка имеет большую роль. Ребенок, воспитывавшийся в атмосфере любви и ласки легче адаптируется в социальной среде, имеют меньше проблем в общении со сверстниками, и наоборот жесткие рамки и требования приводят к различным комплексам и психологическим проблемам. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируется нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию

Содержание

Введение
Глава 1. Авторитарный стиль воспитания
1.1 Понятие Авторитарного стиля воспитания
1.2Портрет авторитарного родителя
Глава 2. Формирование личности ребенка в семье с авторитарным стилем воспитания
2.1 Становление «Я»
2.2 Социализация ребенка в авторитарной семье
Глава 3. Методики по изучению стилей родительского воспитания и коррекционная программа
3.1 Методика и процедура исследования
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
3.3Коррекционная работа по изменению отношения родителей к ребенку
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Авторитарный стиль воспитания

     1.1 Понятие Авторитарного стиля воспитания

     1.2Портрет авторитарного родителя

Глава 2. Формирование личности ребенка в семье с авторитарным стилем воспитания

2.1 Становление «Я»

2.2 Социализация ребенка в авторитарной семье

Глава 3.  Методики по изучению стилей родительского воспитания и коррекционная программа

3.1  Методика и процедура исследования 
          3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 
          3.3Коррекционная работа по изменению отношения родителей к ребенку 
Заключение 
Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Семья-это самая важная ценность человека. Ребенок не рождается уже с готовым характером  и интересами, все это он приобретает и развивает от самого рождения и до зрелости. Для маленького ребенка семья-это целый мир, в котором он учится любить, ценить, уважать… Общение в семье сказывается на ребенке, как в положительном, так и в отрицательном ключе.

            Первый жизненный опыт человек  получает в семье и именно поэтому очень важно как протекает процесс воспитания. От выбора стиля воспитания зависит будущее ребенка. Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи.  От того, какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом.

В своей работе я  бы хотела рассмотреть авторитарный  стиль воспитания. Данному стилю характерна строгая дисциплина, ребенку недостает внимания и теплоты со стороны родителей. Почему же зачастую родители выбирают именно авторитарный стиль воспитания, как может повлиять авторитаризм на развитие личности ребенка?  На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в своей работе.

              Я считаю, что данная тема актуальна  на сегодняшний день.  Сейчас  многие родители поглощены тем, что стремятся заработать много  денег и устроить собственную жизнь, мотивируя это тем, что они стараются  для  ребенка, забыв порой направить его в нужном направлении.  Взрослому легче наказать ребенка, нежели объяснить о неправильности его поведения.

 Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики.

Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами и психологами.

Предметом работы является процесс формирования личности ребенка в семье с авторитарным стилем воспитания.

Объект исследования: личность ребенка в семье с авторитарным стилем воспитания.

Целью работы является: изучение влияния авторитарного стиля воспитания на формирование  личности.

Из этого выделим  следующие задачи:

1. Дать характеристику  понятия авторитарного стиля  воспитания.

2. Изучить влияние авторитарного  стиля семейного воспитания на  формирование личности.

3. проблемы во взаимоотношениях родителей и детей при авторитаризме.

4. Подобрать методики  и экспериментально показать  влияние стиля воспитания на  становления личности ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Авторитарный стиль воспитания

    1. Понятие авторитарного стиля воспитания

  Стиль воспитания – это  метод, прием управления воспитательным  воздействием на воспитанника  со стороны воспитателя. Следует  различать авторитарный, демократический, либеральный и попустительский  стили.

Авторитарность [от лат. autoritas — влияние, власть] — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Авторитарность связана с такими личностными чертами, как агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и т. п.( Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.)

Авторитарное воспитание - это такой стиль воспитания, в котором предусматривается подчинение воспитанника воле воспитателя. Либеральное воспитание - стиль воспитания, в котором практически отсутствует активное участие педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Попустительский стиль воспитания это стиль, в котором педагог равнодушен (чаще неосознанно) в отношении развития ребенка. Демократическое воспитание - это воспитание, в котором распределены полномочия между педагогом и воспитанником в отношении проблем обучения, досуга и интересов.

Этот стиль так же называют «диктаторским», «доминирующим», «автократическим».

Авторитарное воспитание – это тип воспитания, при котором определенные установки принимаются в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Чем выше социальная роль воспитателя как транслятора этих установок (преподавателя, родителей, политиков), тем сильнее выражено принуждение воспитанника вести себя согласно данным установкам. В этом случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование его действиями. При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование (прямое предъявление нормы должного поведения в конкретных условиях и к конкретным воспитанникам), упражнение в должном поведении с целью формирования привычного поведения. 

             ( Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения Москва 2002)

 

    1.   Портрет авторитарного родителя.

          Что же представляет из себя авторитарный родитель? Во-первых, это родитель создающий пропасть между собой и ребенком. Вызвано это тем, что для взрослого нет возрастных разграничений, ребенок воспринимается как уже сформировавшаяся личность. Во-вторых, контроль малыша во всем, давление своим авторитетом. Такие родители склонны к обесцениванию чувств ребенка, могут стыдить его тем самым, понижая самооценку.

 Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.

В работах Брунсвика (1948), Гоуфа (1950), Катнера (1958) и многих других исследователей, показано, что характерной чертой поведения авторитарных родителей является их стремление к безаппеляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержат в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие родители могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а это в конечном счете приводит к убеждению в своей малоценности и ненужности. В поведении детей авторитарны родителей, как правило, чувствуется напряженность, элемент фрустрации, возникающей вследствие неопределенной я – концепции и ее негативной направленности в целом.

В отношениях с ребенком некоторые авторитарные родители могут использовать достаточно жесткие формы взаимодействия, вплоть до холодности или отстраненности от его проблем. Поведение таких родителей может перерастать иногда и в неприятие индивидуальности ребенка в целом. Многим из авторитарных родителей свойствен неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение). При этом сами родители не испытывают никаких угрызений совести. Такая форма взаимодействия с ребенком становится причиной возникновения тиков, энуреза (иногда и энкопреза), формирования пониженной самооценки у ребенка. Авторитарные родители часто выдвигают нереальные требования к своему ребенку, не соответствующие его возможностям. Проявляющееся у таких родителей настойчивое стремление всегда ориентироваться только на свои личностные жизненные установки (вопреки мнению значимых для родителей лиц) не позволяет им увидеть реальные перспективы развития ребенка.

Преобладающими методами управления деятельностью своих воспитанников являются приказы, которые могут отдаваться в жесткой или мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный педагог всегда очень строго контролирует деятельность и поведение воспитанников, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива воспитанников нe поощряется или поощряется в строго определенных пределах.( Бордовская Н., Реан А. Педагогика)

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формирование личности ребенка в семье с авторитарным стилем воспитания.

2.1 Становление образа «Я»

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.[4]

Я-концепция – это комплекс форм поведения человека по отношению к самому себе; это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях. Сознательное поведение является не столько  проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе самом, сложившихся на основе последовательного обращения с ним окружающих.[6]

Важно заметить, что Я - концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я - концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка.[6]

Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним – является значительным фактором становления Я – концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру.

Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я - концепции. Фундаментальное влияние на формирование Я - концепции в процессе социализации оказывает семья.[5]

Тип взаимоотношений, которые складываются в семье между ребенком и родителями, является важным фактором развития «Я-концепции». Это объясняется двумя причинами. Во-первых, основа «Я-концепции» закладывается в раннем детстве, когда главным значимым является родитель, взаимодействие с которым обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе. Во-вторых, ребенок в этом возрасте во многом зависит от родителей, и, следовательно, они имеют уникальную возможность влиять на развитие его личности.[1]

Наиболее  неблагоприятный для развития Я концепции ребенка - авторитарный стиль воспитания. Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие отцы могу временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а, в конечном счете, приводит к убеждению в своей малоценности и ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность, отсутствие спонтанности. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.[10]

Собственные мотивы и побуждения авторитарных отцов всегда стоят на первом месте, а мотивы и побуждения ребенка для них второстепенны. Как правило, они убеждены в своей непогрешимости, уверены, что не могут ошибаться, поэтому требуют от ребенка абсолютного подчинения своей воле.

Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем, проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа Я.[11]

Практические рекомендации для авторитарных родителей:

1. Матери следует предоставлять  возможности для взаимодействия  отца с ребенком начиная с первых дней жизни.

Он может участвовать в уходе за малышом: поменять памперс, помочь искупать, погулять, покормить из бутылочки и пр. При этом свои действия полезно сопровождать ласковыми словами, обращенными к ребенку, улыбкой, отвечать на инициативу малыша.

2. Важное место во взаимодействии  отца с подрастающим ребенком  имеет игра. В отличие от матерей  отцы склонны устраивать необычные, энергичные, непредсказуемые игры, которые детям особенно нравятся. Матерям не следует запрещать  подобные игры и расценивать их как неумение отца играть с ребенком, на том основании, что игра с отцом не похожа на игру с матерью.

3. Отцы больше общаются со  своими детьми в общественных  местах, таких как зоопарк или  парк отдыха. Полезно время от  времени организовывать подобные совместные прогулки отца с ребенком.

4. Отцы, которые часто общаются  со своими маленькими детьми, чутко реагируют на их сигналы  становятся значимыми фигурами  в детском мире. Прежде всего, они становятся моделью поведения, которой ребенок начинает следовать. Чем больше поводов для общения и взаимодействия отца с ребенком, тем лучше для психического развития малыша. Эффективный родитель выступает в роли консультанта своего ребенка по всем вопросам.

Информация о работе Восприятие ребенком своих родителей