Воспитание у детей трудолюбия в процессе коллективного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы
Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, делает для него общественно значимыми сами предметные и орудийные действия, требует нового уровня овладения ими. В старшем дошкольном возрасте к самообслуживанию прибавляется посильный бытовой труд. Появление элементов трудовой деятельности связано с выработкой весьма сложных по своей структуре навыков.
Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления различных видов деятельности. При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается закономерный переход от усвоения внешних,

Содержание

Введение - 3
1. Теоретические основы трудового воспитания
1.1 Воспитательно-образовательная работа в ДОУ - 5
1.2 Ознакомление с различными видами труда взрослых в воспитании трудолюбия - 7
2. Овладение детьми навыками трудовой деятельности
2.1 Занятия ручным трудом для формирования технических навыков у детей - 10
2.2 Коллективный и совместный самостоятельный труд в быту - 13
Заключение - 23
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Китаева Т.Н..docx

— 63.83 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Курсовая по педагогике

 

 

Воспитание  у детей трудолюбия в процессе коллективного труда

 

 

 

 

 

 

 

Китаева Т.Н.

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                     -  3

1. Теоретические основы трудового  воспитания                                   

     1.1 Воспитательно-образовательная работа в ДОУ                            - 5

     1.2 Ознакомление с различными видами труда взрослых в воспитании трудолюбия                                                                                                  - 7

2. Овладение детьми навыками трудовой деятельности

    2.1 Занятия ручным трудом для формирования технических навыков у детей                                                                                                              - 10

    2.2 Коллективный и совместный самостоятельный труд в быту        - 13

Заключение                                                                                                   - 23

Список литературы                                                                                      - 26

Приложение                                                                                                  - 28

 

Введение

 

Актуальность работы

 Овладение элементами трудовой  деятельности является прямым  продолжением развития предметной  деятельности ребенка, делает  для него общественно значимыми  сами предметные и орудийные  действия, требует нового уровня  овладения ими. В старшем дошкольном  возрасте к самообслуживанию прибавляется посильный бытовой труд. Появление элементов трудовой деятельности связано с выработкой весьма сложных по своей структуре навыков.

Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления различных видов деятельности. При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается закономерный переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных действий, позволяющих ориентироваться в соответствующей области действительности.

Объект исследования – трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Предмет исследования - формы и методы организации труда в дошкольном учреждении.

Цель – правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков.

Основная гипотеза: предполагается, что целенаправленное систематическое руководство трудовой деятельностью дошкольников в условиях детского сада позволяет значительно расширить круг сведений и представлений детей об окружающем их мире предметов и отношений между людьми, обогатить сенсорный опыт детей, активизировать их речевое общение.

Задачи:

  1. Проанализировать научные теоретические положения по трудовой деятельности.
  2. Обработать практические рекомендации по улучшению развития трудовой мотивации деятельности детей.

Методы исследования:

    • теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы;
    • теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ опыта с детьми и научное обобщение материалов исследования.

Исходными теоретическими положениями исследования трудового воспитания детей дошкольного возраста составляет знание социальной действительности (Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, А.П.Усова); этнопедагогические теории обучения и воспитания детей дошкольного возраста (Г.Н.Волков, А.А.Григорьева, Д.А.Данилов, Н.Д.Неустроев, И.С.Портнягин, А.Д.Семенова, К.С.Чиряев, З.Б.Цаллагова и др.).

Структура работы: работа состоит из 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

1. Теоретические основы трудового воспитания

1.1 Воспитательно-образовательная  работа в ДОУ

 

Как показано в работах К.Д. Ушинского1, В.А. Сухомлинского2: роль и место труда в осуществлении умственного, нравственного, физического, эстетического воспитания. В красоте трудового процесса ребенок утверждает свое моральное достоинство, чувство гордости - эстетические чувства – один из самых богатых источников чувств моральных: дети создают красоту. Соответствующие виды труда: выращивание цветов и уход за ними, изготовление вещей, практическая ценность которых определяется красотой и ролью в удовлетворении эстетических потребностей ребенка. Стремление детей к красивому – для идейного и интеллектуального обогащения труда, творческих замыслов.

Режим труда – педагогически  целесообразная последовательность разных видов трудовой деятельности, обеспечивающая условия для всестороннего развития детей. Виды трудовой деятельности и  процессы, которые играют важную роль: в осуществлении умственного, нравственного, физического воспитания, соотношение  умственных и физических усилий в  физическом труде, творческий замысел. Конструирование с помощью машинок, механизмов, установок. Использование  технических средств в воспитании высокой культуры ручного труда3.

Труд на обязательных занятиях по обработке материалов: бумаги, картона, пластилина, ткани, пластмассы – первый, очень важный этап трудового обучения, формирования умений и навыков. Например, из соломы дети плетут и вяжут сумочки, кошельки, стулья – игрушки, из пластилина – делают фигурки людей и животных. Ребенок должен отвечать за целость  игрушек, за чистоту и порядок, где  дети играют, вытирать пыль с игрушек, делать уборку. Создание материальной базы, обеспечивающей раннее включение детей в труд, разносторонность трудовой деятельности – это очень серьезная педагогическая проблема: покупка саженцев для опытного участка, музыкальных инструментов, художественной литературы. Соотношение учебных и воспитательных целей: знаний, умений, навыков. Воспитательные цели: нравственные понятия, убеждения, привычки, опыт, познавательный характер труда. Самообслуживание – простейший вид бытового труда, с него начинается трудовое воспитание. Самообслуживание – важный вид дисциплинирования человека, воспитание чувства долга перед другими людьми, ранняя обязанность, всеобщий труд, регулярный. Метод трудового воспитания ближе к методу обучения: общественно-хозяйственные и творческие цели труда. Пример и упражнение – методы трудового воспитания, общественные, эстетические, творческие цели труда. Коллективное трудовое задание: посадка цветов и деревьев – трудовой опыт для каждого ребенка, личный вклад в коллективное дело. Развитие наблюдения, включает наличие качеств: умение понять познавательную задачу, принять план работы, отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели, осваивать способы познания в новых условиях. В исследованиях Т. Комаровой: типов игровых обучающих ситуаций (ИОС) – включение сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников – обладает дидактическими возможностями. ИОС4: с привлечением игрушек – аналогов, кукол, изображающих литературные персонажи; варианты сюжета «Путешествие», игрушек опозноваемо-эстетических. ИОС: куклы, сюжетные игрушки, персонажи знакомых сказок: Буратино, Чиполино, Незнайка, Карлсон – привлекают интерес и внимание детей к дидактической цели занятия. С помощью сказок, рассказов, диафильмов, изучали влияние литературных произведений на игру, поведение дошкольников – Т.А. Макарова, Д.В. Менджеревская, Л.П. Бочкарева, О.К. Зинченко, А.М. Виноградова. По литературной биографии куклы – персонажа, косвенная форма обучения детей. ИОС – единственный вид игры – прямое обучение детей – варианты игры в путешествие, трудовое занятие, наблюдение: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку (на Северный полюс)», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю». Форма обучающей игры воспитателя с детьми, с дидактической целью: короткий и несложный сюжет, на основе сказочно-литературного произведения; с игрушками, атрибутикой, предметной средой; в содержании игры – дидактическая цель и воспитательная задача – сюжет, роли; воспитатель проводит и руководит всей игрой.

Исследования Р. Хартли показали драматургию  игры, игры строительные, с водой, с  графическими материалами, элементы предметно-игровой  среды: сюжетно-образные игрушки, игровые  материалы, средообразующие материалы (модули), компьютерно - игровые средства. Классификация игрушек: педагогических, эстетических, гигиенических. Игрушки выполняют функции: игровую, познавательно-обучающую, развивающую, коммуникативную, эстетическую, этническую, культурологическую, творческую. В 5-6 лет – происходит наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей.

 

1.2 Ознакомление с различными видами труда взрослых в воспитании трудолюбия

 

В процессе трудовой деятельности развивается образное художественное воображение, умение перевоплощаться в различные роли, что очень тесно связано у детей с их потребностью в игре. Введение элементов игры является одним из средств, содействующих активизации конструкторской технической мысли, развитию инициативы детей при решении самых разнообразных программных задач. Связи труда с игровой деятельностью находят разнообразное выражение. Кроме театра кукол, довольно большое количество изделий и работ, выполняемых на занятиях, так или иначе предназначены для оборудования дидактических игр. Ребята много делают веселых подарочных изделий и игрушек, интересных в познавательном отношении, к праздникам, к дням рождения.

На всех этапах занятий по трудовому  воспитанию важнейшее значение имеет  использование точного, образного, выразительного слова, являющегося  средством управления трудовыми  действиями, активизации технической  мысли и творчества, расширение кругозора  детей. Анализ конструкции изделия, составление плана предстоящих  трудовых действий: краткие рассказы и беседы о труде, помогающие связать свой трудовой опыт с трудовым опытом старших, с развитием техники.

На занятиях по трудовому воспитанию можно использовать следующие пословицы: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «первый камень криво в землю  врос - вся стена пошла наперекос», «Смекалка и труд вместе живут», «Есть терпение, придет и умение», «Что на месте лежит, само в руки бежит», «Кончил дело, гуляй смело», «Хорошая работа сердце веселит».

Воспитательница может дать задание  детям подобрать крылатые слова, пословицы, поговорки, подходящие по своему характеру тем или иным сторонам работы над изделиями, выполняемыми на занятиях по трудовому обучению.

Работа должна удовлетворять индивидуальные интересы и склонности детей, содержать  программные знания, умения, навыки, которые дать можно детям при  выполнении данного изделия, возможность  продвижения вперед в овладении  знаниями и умениями (по сравнению  с тем, что дети делали прежде). Возможность  занять на выполнении изделия или  работы всех детей в группе. В  старшей группе дети выполняют изделия, требующие коллективного труда.

Трудовая деятельность в детском  саду – одно из средств воспитания у ребят внимательного, заботливого  отношения к сверстникам. Воспитательница учит детей помогать друг другу, поощряет тех, кто проявляет внимание к товарищу, побуждает и других поступать так же. Если взрослые проводят эту работу систематически, дети и сами, по своему побуждению начинают помогать друг другу во время коллективного труда, при выполнении общего дела. Следует приучать возвращать любую вещь на место ее постоянного хранения – игрушку, пособие, книгу. Это позволяет соблюдать в групповой комнате постоянный порядок. Если развернута долговременная игра, предполагающая дальнейшее ее продолжение, игрушки могут быть оставлены в игровой зоне.

Для воспитанников старшей группы ведущей формой организации трудовой деятельности остаются поручения. На основе их постоянного и успешного выполнения у детей начинают формироваться  умение и желание трудиться, привычка к трудовому усилию, заботливое отношение  к окружающим, интерес к трудовым действиям. Следует иметь ввиду, что дети этого возраста не всегда могут справиться с порученным заданием, хотя и видят, как действует воспитательница, проявляют старание и желание выполнить работу успешно. В этом случае взрослый должен разъяснить ребенку способы выполнения задания, помочь ему или работать вместе с ним. Можно вместе с ним подмести пол, разъясняя, как надо держать щетку и в каком направлении сметать сор; помочь размельчить корм для рыбок, поясняя для чего это необходимо делать.

 

 

2. Овладение детьми навыками трудовой деятельности

2.1 Занятия ручным трудом для формирования технических навыков у детей

 

 

В старшем дошкольном возрасте детям  становится доступным ручной труд. Его содержание очень разнообразно: работа с тканью, древесиной, виды ручного  труда, навыками которого ребенок овладел  в семье, например, элементы ткачества. Любой из видов ручного труда  содержит в себе одинаковые возможности  для формирования у детей нравственно-волевых  качеств, прилежания, стремления к качественному  выполнению задуманного. Перед воспитательницей, руководящей ручным трудом, всегда стоят две задачи: вызвать интерес  к изготовлению предметов своими руками, прилагая усилия, проявляя фантазию, творчество, и в то же время предупредить возможные неудачи, чтобы не снизить  интереса к труду, использовать возникающие  затруднения с целью формирования у детей готовности к их преодолению. Возможность изготовить предмет, имеющий  практическую значимость, своими руками, привлекает детей. Эта особенность  ручного труда становится сильным  мотивом, побуждающим ребенка к  овладению необходимыми трудовыми  навыками, к настойчивости в процессе деятельности. Выбирая методы организации  труда и его содержание, важно  и необходимо учитывать его воспитательное значение и его целесообразность: степень сложности, объем труда. Многие дети с удовольствием будут  сидеть над кропотливой работой, но им нужны двигательные паузы, и  об этом нельзя забывать. Организуя  ручной труд в группе, воспитательница  должна учитывать соответствие его  содержания возможностям детей. Труд должен быть интересным для них и приводить  к результату, имеющему практическое значение, позволять достичь результата без переутомления, не оказывать  отрицательного влияния на двигательный режим, на организацию других видов деятельности (игр, занятий по интересам).

Информация о работе Воспитание у детей трудолюбия в процессе коллективного труда