Воспитание толерантности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:12, доклад

Краткое описание

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в социальном центре, школе да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад из опыта работы на тему_ «Воспитание толерантности у подр.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

«Воспитание толерантности 

у подростков» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Теперь, когда мы научились    

 летать по  воздуху, как птицы,        

 плавать  под водой, как рыбы, нам не      

 хватает  только одного: научиться      

 жить на  земле,  как люди.                                                       

      Б. Шоу

 

Сегодня все  большее распространение в детской  среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в социальный центр. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.

Таким образом, актуальность проблемы налицо - ведь сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

Проблему толерантности  можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в социальном центре, школе да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

В каком воспитании нуждаются воспитанники? Что им нужно, чтобы войти во взрослый мир и жить в нём, не причиняя вреда другим, сохранив себя как самобытную личность? Как воспитать терпимость по отношению к людям? Как помочь воспитанникам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами?

Для социального  центра проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания детей в центре необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. В социальном центре важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

 

Я считаю, что  воспитание культуры толерантности  должно осуществляться по формуле: «воспитатели + дети + родители».Таким образом, семья в формировании толерантности у воспитанников имеет большое значение. В основе педагогической деятельности воспитателей должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать. Формирование навыков толерантного отношения возможно только при систематической работе.

Современный воспитанник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого из живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. В силу этого задачу воспитания толерантной личности, а соответственно, и профилактики бытового расизма, ксенофобии, экстремизма можно признать одной из важнейших задач в современном российском социальном центре.

Что же такое толерантность?

Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения воспитателя и воспитанника, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у детей культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания  человечества, условие гармоничных  отношений в обществе.

Не зря этому уделяется большое внимание: по предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено «Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты», правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма”.

 

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все  больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через  средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школы.

Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой  культуры, неуважение прав других, непохожих  на тебя, людей. В нашем социальном центре воспитателями осуществляется поиск форм методов и приемов воспитания детей в духе толерантности.

Социально - реабилитационный центр, как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и в не учебной деятельности.

«Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная  семья, в слове «мы» - сто тысяч "я"!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня.Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «поселок», «семья», «социально - реабилитационный центр», «класс».

К сожалению, дух  нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и социально - реабилитационный центр. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Одной из наиболее частых причин обращений воспитателей за помощью к психологу является проблема межличностных отношений воспитанников, в основе которых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на необходимость проведения специальной работы по формированию толерантности в центре.

Воспитание  толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего возраста, как и всякое воспитание. В то же время особое внимание к его активизации и организации должно проявляться по отношению к детям подросткового возраста и юношеству в период, когда формируется взрослость, когда сознание и самосознание достигают определенного уровня и подростки формируют в рамках самоопределения свою идентичность, осваивают различные социальные роли.

Подростковый  возраст в психолого-педагогической науке и реальной практике традиционно  считается наиболее ответственным  и сложным периодом развития личности, когда перед подростком встает множество  проблем, которые он не всегда может  решить самостоятельно.

Одна из задач наших  воспитателей – познание воспитанникам себя через отношение к людям, к своему коллективу, близким, друзьям, окружающим. Потребность контактировать с другими людьми порождает необходимость выработки навыков сотрудничества. Мы стараемся заострить внимание на воспитании таких качеств, как доброта, милосердие, чувство долга и товарищества, терпимости

Конечно же, работа по духовно  – нравственному, патриотическому  воспитанию, воспитанию толерантности невозможна без поддержки семьи. Мы стремимся к тесному сотрудничеству, чтобы достичь положительных результатов и уберечь ребенка от разрушения личности. В центре сложилась система совместной деятельности воспитателей, детей и родителей. Учитывая возрастные особенности  воспитанников, воспитателями в течение года проводятся коллективные дела, которые помогают каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, с которыми они знакомы, найти новых друзей. Поскольку для  детей очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, они опираются на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекают родителей. Мы стараемся помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого воспитанника, воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим. Большое значение имеет и работа, организованная с родителями Для наших воспитанников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. Для психологического комфорта ребенка необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушить детям мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, которая называется коллективом. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников приводит к возникновению форм не толерантного поведения у некоторых воспитанников, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций. Поэтому целью воспитательного процесса становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Таким образом, воспитатели стараются создавать условия для формирования в социальном центре атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки, развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. Наряду с этическими беседами, формирующими нравственные ценности ребенка, с праздниками, походами, необходимо проводить психологические тренинги, которые показывают детям реальные пути выхода из конфликта. Но следует отметить, что если постоянно случаются конфликтные ситуации, то ребенок может искать комфортную для себя группу за пределами социального центра, и даже школы. К сожалению, часто в подобных группах поощряются такие вещи, как курение, противоправные действия. Чтобы этого не произошло,  мы стараемся увлечь ребят работой, заинтересовать каким-либо делом, мероприятием, которые проводятся социальном центре регулярно. Таким образом, в центре создана благоприятная среда для формирования толерантных установок. Сформирована совместная работа учащихся, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл. Осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися. Создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей. Каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело. Наши воспитанники с интересом и азартом соревнуются в различных конкурсах, очень любят побеждать, но и умеют проигрывать. А главное, все родители активно принимают участие в жизни нашего центра. Ребята ощущают себя организаторами своей жизни. Ведь воспитательная структура, основанная, на системе самоуправления способствует развитию личности. Таким образом, у ребят накапливается опыт самоуправления поведением, осознанное самосовершенствование (подражание, самовоспитание, следование положительному примеру).

 

Успешность  решения проблемы воспитания толерантности  зависит от того, как в деятельности воспитателей реализуется ряд принципов:

1.     Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребёнка, его самостоятельность и инициативу, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми;

2.     Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс (т.е. особенностям экономики, политики, духовности общества). Воспитание толерантности должно строиться с учётом разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, религиозных, семейных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.);

3.     Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания индивидуального сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности  толерантности у ребёнка; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия;

4.     Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках;

5.     Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, т.е. предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.

Изложенные  выше принципы находят отражение  в содержании, формах, методах и  приёмах воспитания толерантной  личности.        

 Содержание воспитания толерантности. Исходя из того, что толерантный человек – хорошо знающий себя и понимающий других людей, воспитание толерантности у нас в школе включает следующую работу:

·        Определение уровня развития качества «толерантность» у отдельных учащихся и в коллективе в целом; (проведение диагностик)

·        Самопознание; создание условий для самореализации и саморазвития личности; (проведение различного рода мероприятий)

·        Ознакомление с содержанием понятия «толерантность»; (проведение классных часов, акций и внеклассных мероприятий)

Информация о работе Воспитание толерантности у подростков