Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни в процессе самообслуживании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Решающим условием развития психики ребенка является общественная среда, воспитание и обучение под руководством взрослых. Взрослые создают условия, необходимые для жизни ребенка, передают ему свой жизненный опыт. Самообслуживание, выполнение посильных поручений – хорошее средство развития детской самостоятельности. Самостоятельность рассматривается как один из основных компонентов развития активной личности ребенка. Упражнения в самостоятельности формируют волю ребенка уже в раннем возрасте. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого воспитателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания у детей третьего года жизни, т. к. в этом возрасте ребенок, обладая высокой пластичностью функцией мозга и психики, имеет больше потенциальных возможностей развития и реализации, от которых зависит непосредственное влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения. Эта задача стоит перед каждым воспитателем как первостепенная.
Данное положение обусловило выбор темы «Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни в процессе самообслуживания».

Содержание

Введение………………………………………………………………….….………..3
Глава I. Теоретически- методологические основы изучения развития самостоятельности……………………………………………………...…………...6
1.1. Характеристика понятия «самостоятельность» в трудах ученых…………….6
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности….....7
1.3. Понятие «самостоятельная деятельность» и ее функции…...............................8 1.4.Выводы по I главе…………………………………………………...…………...9
Глава II. Теоретические основы и проблемы формирования самостоятельности у детей трех лет жизни в процессе самообслуживания………………………………………….………….…..............11
2.1. Особенности возраста детей трех лет жизни………………………................11
2.2. Особенности развития самостоятельности ребенка раннего детского возраста……………………………………................................................................13
2.3. Формирование навыков самообслуживания в первой младшей группе……………………………………………………………………...................14
2.4.Выводы по II главе…………………………………………………....................14
Глава III. Формы и методы развития самостоятельности у детей трех лет жизни в процессе самообслуживания……….……………..................................16
3.1. Организация эксперимента: краткая характеристика испытуемых, методы исследования…………………………………………………...………………….....16
3.2. Изучение уровня развития самостоятельности испытуемых на констатирующем этапе исследования….17
3.3. Развитие самостоятельности у детей трех лет жизни на формирующем этапе …………………….19
3.4. Итоги заключительного этапа…………………………………….…….……...21
3.5. Выводы по III главе………………………………………………...……….…..23
Заключение……………………..………………………….……………..................24
Список использованной литературы…………………………….……....................24

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ2-3летдипломная.docx

— 66.94 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО   ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ   ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  
ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ                                   «САХАЛИНСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»                                       ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ

                                           Кафедра педагогики и методики         

 дошкольного  образования

 

 

Воспитание самостоятельности  у детей третьего года жизни  в  процессе самообслуживании

Курсовая работа  студентки ii курса специальность 050707.65   «Педагогика и методика дошкольного образования»

                                                                        Научный  руководитель   ст. преподаватель Егизарян                                                                               Галина Николаевна           

                                                                                       

                                                                                             ___________                                                                                                                                                                        

 

                                                                                           

Защита состоялась  « ____»___________ 2011г.              Оценка__________

 

 

 

г. Южно-Сахалинск

2011 г.  

Содержание

Введение………………………………………………………………….….………..3

Глава I. Теоретически- методологические основы изучения развития  самостоятельности……………………………………………………...…………...6

1.1. Характеристика понятия  «самостоятельность»  в трудах  ученых…………….6

1.2. Психолого-педагогические  аспекты формирования самостоятельности….....7

1.3. Понятие «самостоятельная  деятельность» и ее функции…...............................8 1.4.Выводы по I главе…………………………………………………...…………...9

Глава II. Теоретические основы и проблемы формирования самостоятельности у детей трех лет жизни в процессе самообслуживания………………………………………….………….…..............11

2.1. Особенности возраста  детей трех лет жизни………………………................11

2.2. Особенности развития  самостоятельности ребенка раннего  детского возраста……………………………………................................................................13

2.3.  Формирование навыков  самообслуживания в первой  младшей  группе……………………………………………………………………...................14

2.4.Выводы по II главе…………………………………………………....................14

Глава III. Формы и методы развития самостоятельности у детей трех лет жизни в процессе  самообслуживания……….……………..................................16

3.1. Организация эксперимента: краткая  характеристика испытуемых, методы исследования…………………………………………………...………………….....16

3.2. Изучение уровня развития  самостоятельности испытуемых на  констатирующем этапе исследования……………………...……….…...................17

3.3. Развитие самостоятельности  у детей трех лет жизни на  формирующем этапе …………………………………………..……………….……………………….…...19

3.4. Итоги заключительного  этапа…………………………………….…….……...21

3.5. Выводы по III главе………………………………………………...……….…..23

Заключение……………………..………………………….……………..................24

Список использованной литературы…………………………….……....................24

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………..……….................27

Введение

           Актуальность.  Решающим условием развития психики ребенка является общественная среда, воспитание и обучение под руководством взрослых. Взрослые создают условия, необходимые для жизни ребенка, передают ему свой жизненный опыт. Самообслуживание, выполнение посильных поручений – хорошее средство развития детской самостоятельности.  Самостоятельность рассматривается как один из основных компонентов развития активной личности ребенка. Упражнения в самостоятельности формируют волю ребенка уже в раннем возрасте. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого воспитателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания у детей третьего года жизни, т. к. в этом возрасте ребенок, обладая высокой пластичностью функцией мозга и психики, имеет больше потенциальных возможностей развития и реализации, от которых зависит непосредственное влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения. Эта задача стоит перед каждым воспитателем как первостепенная.

 Данное положение обусловило выбор темы «Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни  в процессе самообслуживания».

Исследования психологов доказывают, что в этот период  открываются благоприятные возможности  для формирования основ самостоятельности, творчества (Александр Владимирович  Запорожец, Александр Георгиевич Ковалев, Алексей Николаевич Леонтьев, Анна  Александровна Люблинская, Сергей Леонидович  Рубинштейн [31; c.81-82]).

         Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Григорий Алексеевич Балл, Павел Иванович Пидкасистый, Антонина Георгиевна Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности , условия и методы развития самостоятельности взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами [36;  c.81].

          Совокупный анализ исследований по данной проблеме позволяет выделить ряд ступеней в становлении самостоятельности, характерные особенности проявления самостоятельности детьми в разных видах деятельности и на разных возрастных этапах.

          В последние годы психологи и педагоги все чаще обращают внимание педагогов ДОУ и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до трех лет.  

Сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми является важным условием для развития самостоятельности  у детей третьего года жизни  и  формирования навыков самообслуживания.

Приступая к работе, мы определили ее параметры.

          Объектом нашего исследования является процесс воспитания и обучения самообслуживанию у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Предметом исследования является создания условия воспитания самостоятельности в процессе самообслуживания.                                                          

 Цель: Воспитание навыков самообслуживания как средство формирования самостоятельности у детей трех лет жизни.        

Цель работы определила следующие задачи:

1.На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать понятие «самостоятельность» детей младшего возраста.

2. Выявить наиболее эффективные  пути и условия развития самостоятельности  у детей третьего года жизни  в ДОУ №6 «Ромашка» города Холмска.

3. Дать методические рекомендации по созданию условий развития самостоятельности у детей раннего дошкольного возраста.

         В основу нашего исследования была положена гипотеза:                                                                                                                           если общение воспитателя и детей будут основываться на сотрудничестве и взаимодействии, то развитие самостоятельности  в процессе  формирования навыков самообслуживания будет протекать более эффективно и продуктивно.

Теоретическая значимость заключается в определении показателей, критериев и уровней самостоятельности детей двух-трех лет в самообслуживании, в общении с взрослыми и сверстниками. Описать более эффективные методы и приемы развития навыков самостоятельной деятельности в процессе обучения самообслуживания.

Практическая  значимость: материалы данной работы, методические рекомендации могут быть использованы воспитателями ДОУ и студентами-практикантами соответствующей специальности в практической деятельности.

Курсовая  работа состоит  из введения, 3 глав, заключения, списка  использованной литературы, приложения.

     Во введении обосновывается актуальность темы, определяются теоретические и методологические основы исследования, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и практическая значимость работы, определены этапы исследования.

    В I главе «Теоретически - методологические основы изучения развития  самостоятельности» даны  характеристика понятия «самостоятельность»  в трудах ученых; раскрываются психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности; рассматривается понятие «самостоятельная деятельность» и ее функции и даны выводы по I главе.

    Во II главе «Теоретические основы и проблемы формирования самостоятельности у детей трех лет жизни в процессе самообслуживания»  раскрываются  возрастные особенности детей трех лет жизни; описание процесса  формирование навыков самообслуживания в первой  младшей группе и даны выводы по II главе.

    В III главе «Формы и методы развития самостоятельности у детей трех лет жизни в процессе самообслуживания» представлены результаты исследовательской работы в ДОУ по теме.

    В заключении сделаны выводы по результатам исследования, определена степень подтверждения гипотезы, сформулированы методические рекомендации. В списке использованной литературы 41 источник.

Глава I. Теоретические основы и проблемы формирования самостоятельности дошкольников

 

1.1. Характеристика  понятия «самостоятельность»  в трудах ученых

Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое  характеризуется двумя факторами:

1. Совокупность средств, знаний и умений;

2. Побуждение к действию.

Если, например, у человека обнаруживается побуждение к действию при постоянной задаче, он обладает для самостоятельности мотивационной  установкой.

         Самостоятельность – это характеристика личности вообще, и характеристика соотношения с личностью. Многие педагоги понимают под самостоятельностью:

– способность устанавливать  основание для тех или иных поступков, выбор поведения;

– способность обособлять свои позиции;

– способность к независимой  реализации структурных блоков деятельности;

– планирование, регулирование  и анализ своей деятельности без  помощи других;

– соотносить свои стремления и возможности, адекватно оценивать  процесс своей деятельности.

По мнению знаменитого, доктора  филологических наук, профессора Сергей Иванович Ожегов [27; с.73.] самостоятельность – это человек:

– существует отдельно от других, независимый;

– решительный, обладает собственной инициативой;

– выполняют действия без помощи;

         Ознакомившись со многими определениями понятия «самостоятельность» мы пришли к выводу:

Самостоятельность – способность  личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно.

 Петр Францевич Лесгафт: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других» [41].

          Исследования психологов доказывают Александр Владимирович  Запорожец, Александр Георгиевич Ковалев, Алексей Николаевич Леонтьев, Анна  Александровна  Люблинская, Сергей Леонидович  Рубинштейн, что в этот период открывается благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества. [22; с.115]

 

1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности

 

          В исследованиях психологов говорится о том, что самостоятельность – это качество, преломляемое поведение на разных этапах жизни ребенка: в 2-3 года стремление к самостоятельности; к четырем годам затухание этого стремления. Поэтому необходимо постоянно заниматься с ребенком, чтобы развитие самостоятельности полностью не затухло.

          Такие известные психологи как Леонтьев Алексей Николаевич, Божович Лидия  Ильинична,  Рубинштейн Сергей Леонидович  объясняют это тем, что на пороге дошкольного возраста ребенок переживает «кризис трех лет». [3; c.12]

          Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового типа отношения ребенка с взрослым. Он начинает себя сравнивать с взрослым и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным.

Информация о работе Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни в процессе самообслуживании