Воспитание приемного ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть особенности воспитания приемного ребенка в семье.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть семейное воспитание ребенка и его значении.
2.Охарактеризовать особенности адаптации приемного ребенка в семье.
3. Раскрыть психолого-педагогические особенности приемного ребенка.
4. Проанализировать особенности воспитания ребенка в приемной семье.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1Теоритические аспекты изучения воспитания детей в семье и его значение……………………………………………………………………………5
1.1 Семейное воспитание…………………………....……………………………5
1.2 Особенности воспитания приемного ребенка в семье……………………11
Глава 2 Приемный ребенок в семье………………………………………….…17
2.1 Понятие, условия и порядок усыновления………………………………...17
2.2 Адаптация приемного ребенка в семье…………………..………………..20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………...27
Приложения А…………………………………………………………………….
Приложение Б……………..
Приложение В…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2003.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

Семьи, не способные  «принять» ребенка, начинают сплачиваться, выстраивая незримые барьеры между кровными членами семьи и приемным ребенком/детьми.

Второй этап можно назвать этапом «перестройки». Приемные дети обретают свое пространство в доме, и оно признается другими членами семьи. Это снижает общий уровень конфликтности, кровные и приемные дети начинают соблюдать нейтралитет. Отношения матери и приемного ребенка становятся ближе. У ребенка значительно повышается уровень эмоционального благополучия, снижается внутренняя напряженность. Начинает формироваться вторичная привязанность, и это дает новый всплеск агрессивности, которая может выражаться в кражах, обмане, упрямстве и т.д.  В успешных семьях справляются и с этими проблемами. «Неуспешные» семьи, если они даже выстояли на первом этапе, на втором ждут новые разочарования, результатом чего может стать отказ от продолжения отношений с ребенком.

Третий этап характеризуется объединением кровных и приемных детей, которые начинают ощущать себя единой группой. Многие проблемы уже решаются без вмешательства родителей. Поведение всех детей становится более независимым. У приемного ребенка продолжает формироваться чувство привязанности. Если на предыдущем этапе он боялся «предать» биологических родителей, то сейчас переживает этап «отречения» от них. Он может отказаться от встречи с кровными родственниками, даже самыми близкими, становится «борцом» за целостность семьи в большей степени, чем ее «базисные» члены. Снижается уровень агрессии внутри семьи, но учащаются конфликты с окружающими. Приемные дети все чаще начинают жаловаться на сверстников.

На четвертом  этапе семья начинает осознавать свою целостность. Это означает переход  на качественно новый уровень  развития. Все члены семьи становятся необыкновенно похожими друг на друга  — как внешне, так и по своим реакциям. Можно говорить и о сформировавшейся привязанности к семье у приемного ребенка. Он чувствует свою идентичность с приемной семьей, но в то же время способен «принять» и кровную.

Воспитание  приемного ребенка - безусловное благо с позиции истинных человеческих ценностей, почетное дело - с точки зрения социальной значимости и трудное - по психологическим задачам, которые приходится решать на пути соединения ребенка, чья судьба нередко искалечена, и семьи, которая привыкла жить по своим правилам, в единое целое — замещающую семью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе нашего исследования были поставлены и решены следующие  задачи: рассмотрели  семейное воспитание ребенка и его значение; охарактеризовали особенности адаптации приемного ребенка в семье; раскрыли психолого-педагогические особенности приемного ребенка; проанализировали особенности воспитания ребенка в приемной семье.

Изучив и  проанализировав психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме нашего исследования мы можем сказать, что помещение ребенка в семью благотворно влияет на психическое состояние ребенка. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.

Изучив особенности  воспитания приемного ребенка в  семье, мы видим,  что оно отличается от воспитания родных детей. Так как  приемный ребенок уже имеет свое представления о жизни и семье, свой характер, свои обиды и переживания, не знакомые семье, которая его принимает. Именно здесь возникают сложности и непонимания. Но если семья считает детей необходимой составляющей жизни, то, конечно, нужно брать детей и воспитывать. Брать и принимать, не обращая внимания на диагнозы и привычки, внешний вид и плохие  слова. Это все - следствие прошлой жизни этих детей. А у семьи есть шанс подарить малышу будущую жизнь, полную новых впечатлений, открытий и опытов.

До того как  ребенок попадет в семью, он какое  то время находится в учреждении закрытого типа, которое откладывает  отпечаток на дальнейшее формирование ребенка.  Пребывание детей в учреждениях закрытого типа приводит к формированию целого ряда специфических личностных особенностей: отношение к себе; эмоциональная сфера; выученная беспомощность; недостаточность навыка общения.

Попав в семью, ребенок проходит период адаптации, которое можно разделить на несколько этапа: первый этап можно назвать периодом «базисного шлейфа». В это время процесс интеграции ребенка в семью «тормозится» из-за нерешенных проблем базисной (кровной) семьи и проблем самого ребенка, обусловленных последствиями его травматического опыта; второй этап можно назвать этапом «перестройки». У ребенка значительно повышается уровень эмоционального благополучия, снижается внутренняя напряженность. Начинает формироваться вторичная привязанность, и это дает новый всплеск агрессивности, которая может выражаться в кражах, обмане, упрямстве и т.д.; третий этап характеризуется объединением кровных и приемных детей, которые начинают ощущать себя единой группой; на четвертом этапе семья начинает осознавать свою целостность.

Воспитание  приемного ребенка - безусловное благо с позиции истинных человеческих ценностей, почетное дело - с точки зрения социальной значимости и трудное - по психологическим задачам, которые приходится решать на пути соединения ребенка, чья судьба нередко искалечена, и семьи, которая привыкла жить по своим правилам, в единое целое — замещающую семью.

Таким образом, можно сказать, что цели и задачи, поставленные перед нами, в ходе исследования решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей: Пер.с англ. М.: Академический проект, 2006.
  2. Рикер О. Как на самом деле построить счастливую семью. 6 секретов от психолога с мировым именем. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
  3. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. 2001. №4. С. 39–52. Каджуни Н.Г. «Государственные дети» – о предательстве родителей и детском доме. Ростов н/Д, 1990.
  4. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком как? Москва: ЧеРо:Твор. Центр Сфера, 2005.
  6. Довгалевская А.И. Вопросы семейного воспитания приемных детей в СССР: Автореф. канд. дис. М., 1957.
  7. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте.  Прага: Авиценум, 1984.
  8. Кениг К. Братья и сестры. Калуга: Духовное познание, 2006.
  9. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. М.:Педагогика-Пресс, 1992
  10. Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов/ И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-319с.-(Библиотека психолога).
  11. Осипова И.И. Профилактика отказов от приемных детей . Пособие – М.: НП «Независимый институт семьи и демографии», 2008. 144с.
  12. Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью: Методическое пособие/ Г.Т.Базарова и др.-М.: Изд-во «Проспект», 2009.-232с.- (Семья для ребенка)
  13. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей сирот: профессиональная замещающая  семья.- М.: Генезис, 2006.-368 с. – (Ребенок-сирота: семейное жизнеустройство и социализация)
  14. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства.-М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.-319с.
  15. Каджуни Н.Г. «Государственные дети» предательстве родителей и детском доме. Ростов н/Д, 1990.
  16. Коробейников И.А., Слуцкий В.М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации //Дефектология. 1990. №3. С. 12–16.
  17. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой.-  М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 352 с.
  18. Адаптация ребенка в приемной семье (методическое пособие для родителей). Красноярск: краевое государственное учреждение «Краевой центр усыновления, опеки и попечительства», II издание, исправленное и дополненное, 204. 29 с.
  19. Комплексный подход в работе с приемной семьей. Сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей.-М.: БФ «Здесь и сейчас», 2012 г. 252 с.

 

 

Беспалов Ю. «Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка». – М., 1997.

Герасимов Л.П. «Семейное право. Курс лекций ». –  М., 2007.

Семейный Кодекс РФ

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ  А

Тема: «Я, ты, он, она - вместе дружная семья»

Цель: Познакомить семьи друг с другом, создание доверительной атмосферы.

Время: 1час 20 минут

Добрый день, я очень рада приветствовать вас на нашей встрече, девиз которой звучит так: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья». На наших встречах мы будем говорить о секретах семейного счастья, делиться опытом  и раскрывать наш внутренний потенциал. Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие за сокровищами. Которые сможем не только найти, но и увезти с собой. Кто хочет найти сокровища? Так давайте не буде терять ни минуты и отправимся в увлекательное путешествие. А через что нам предстоит пройти, вы можете узнать, взглянув на нашу карту.

Для того что  бы отправиться в путешествие, нам  необходимо познакомиться. Я вижу у  нас есть 2 замечательные команды, которые смогут пройти все преграды, потому что они называются СЕМЬЁЙ.

Упр. «Визитка»

Цель: Знакомство с семьями

Время: 15 минут.

И каждой семье  я дарю транспорт (каждой семье выдается вырезанный корабль, белого цвета) Все  вы знаете знаменитую пословицу как  корабль назовешь так он и поплывёт. Как будут называться Ваши корабли? Придумайте название и девиз, а так  же пусть капитаны огласят список своей команды. На корабль приклеивается название и девиз, а так же состав семьи (каждый в семье пишет свое имя на кружочках (люки) которые потом будет символизировать жемчуг)

Интересно, а  команды у нас крепкие? Для  того чтобы это проверить вам предстоит пройти первое препятствие.

Упр. «Песни о семье»

Чтоб на корабле  работа была веселей, что делает команда? (Ответы семей) Правильно «с песней веселей)

Я буду вам зачитывать описание песни, как только вы догадались, вы должны договориться и спеть эту песню.

  1. Эта песня о том какой климат бывает в семье,  женщина утверждает, что несмотря на то что на работе, в школе, с друзьями проблемы это не важно. Семья у нее стоит на первом месте. Так же она утверждает, что сможет поправит все неурядицы с помощью особого  предмета. 
  2. В этой песне перечисляется весь состав семьи, причем говориться что это «пуп земли», а так же это количество увеличивается до тысячи.
  3. Это песня о первом слове человека, о том благодаря кому он появился на жизнь, а так же о ребенке и его брате или сестренки.

Молодцы с такими командами можно отправляться в  путь и весело и полезно!

Замечательно, для того чтобы на наших встречах нам дул попутный ветер необходимо сделать следующий ритуал.

Упр. «Транс памс памс»

Упр. «Морской узел»

Время: 5 минут

Необходимый материал:  веревка, листочки бумаги в виде рубинов, иголочки или клей.

Что делает вашу семью крепкой, такой крепкой  как морской узел. Семьи обсуждают  вопрос и записывают на «рубинах». Затем  прикрепляют на веревку.

Упр. « Свисток»

Цель: Создание позитивного настроя

Время: 7 минут

Необходимый материал: Свисток

  Конечно, тот кто отправляется  в путь должен очень хорошо  и быстро распознавать знаки,  а так же их находить. Справятся  ли с этим заданием наши  капитаны.

Все встают в круг, двоих выводят за дверь. Кругу дается инструкция У меня за спиной будет висеть свисток, который должны найти участники, когда я буду поворачиваться к кому то из вас спиной и подходить близко, вы должны будете свиснуть и сделать вид как будто передаёте свисток за спинами, причем так активно чтобы наш ведущий не догадался. Задание для ведущих. Вам необходимо найти свисток, который ребята передают за своими спинами, иногда они будут вам подсказывать где он находиться свиснув в него, если вы заметите того у кого он находиться укажите на него. Тот на кого указали должен быстро показать ему 2 руки.

 Команды у нас в сборе, карты на руках, но так как мы с вами отправляемся за сокровищами нам необходим предмет в который мы будем складывать сокровища. А куда семьи складывают сокровища, приданное? (Ответы семей)

Упр. «Семейный Сундук»

Цель:

Время:20 минут.

Инструкция: Вот на первый взгляд очень простой предмет, который в умелых руках может превратится в волшебный сундук. Семьям дается задание украсить  из подручных материалов  сундук.

Вывод: Сегодня на занятии мы определили чем мы будем заниматься на наших встречах, познакомились, сделали сундук сокровищ и первое сокровище которое мы в него положим, это жемчуг. По отдельности эти бусинки мало представляют интерес, а вот если все эти бусинки соединить то получиться замечательное ожерелье. Давайте посмотрим какие украшения у нас получились. (семьи собирают из бусинок бусы, где на каждой бусинке написано имя) И что за сокровище мы сегодня нашли? ( ответы) Да самое настоящие сокровище это наша семья.  А о том что наше путешествие началось, давайте отметим на нашей карте знаком корабль на нашей карте.( семьи приклеивают маленький корабль на карту.)

Информация о работе Воспитание приемного ребенка в семье