Воспитание привычек нравственного поведения у детей в средней группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:03, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы: проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
Цель исследования разработка и апробация различных форм и методов воспитания привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание привычек нравственного поведения у детей в средней.ppt

— 431.00 Кб (Скачать файл)

Воспитание привычек нравственного  поведения у детей в средней  группе

 

 Выполнили:

Соснина Марина Ивановна,

                                                           воспитатель МДОУ д/с «Солнышко»  с. Илек;

 

Кортова Валентина Петровна,                                                                                                                                          

                                                              воспитатель МДОУ д/с «Родничок»

с. Васильевка Курманаевского  района;

                                                    

Руководитель:

Самсоненко Людмила Сергеевна,

кандидат психологических  наук,

старший преподаватель 

Воспитание привычек нравственного  поведения у детей в средней  группе

 

  • Актуальность темы: проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
  • Цель исследования разработка и апробация различных форм и методов воспитания привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
  • Задачи исследования:
  • 1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной проблеме.
  • 2. Изучить программы воспитания детского сада, методы и формы воспитания привычек нравственного поведения детей среднего дошкольного возраста;
  • 3. Описать опыт работы по воспитанию привычек нравственного поведения у детей в средней группе.
  • 4. База исследования:
  • - МДОУ «Солнышко», с. Илек,
  • - МДОУ д/с «Родничок», с. Васильевка Курманаевского района.

Теоретические  основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста

 

  • Проблема воспитания привычек нравственного поведения у детей 4-летнего возраста не нова и в этой области сделано немало открытий. Тем не менее, проблема эта усложняется и приобретает особую актуальность в связи с возникшими в последние полтора десятилетия в нашем обществе угрозами (ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей), которые ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.

 

  • По этой причине сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм.

 

  • Таким образом, процесс нравственного воспитания имеет в настоящее свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, педагог детского сада в совместной с родителями воспитательной деятельности способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать у него нравственные представления и привычки нравственного поведения.

Методы и приемы воспитания  привычек нравственного поведения  у детей средней группы 

 

  • Воспитательные воздействия педагогов и родителей на малышей должны быть едиными, по­стоянными и последовательными. Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Повседневное общение с детьми строилось на основе доброжелательности.

 

  • Наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках (в ходе беседы, просмотра инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий).

Для формирования привычек  нравственного поведения у детей  среднего дошкольного возраста  в детском саду, мы использовали  следующие методы:

 

  • Беседа - беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить.

 

  • Чтение и анализ художественных произведений - литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

 

  • Игра - известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра.

 

  • Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда - улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.

Для воспитания привычек  нравственного поведения необходимы  следующие условия:

 

  • 1.Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по имена, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей

 

  • 2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценив свое поведение с позиций доказательности разумности, необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словам, действия воспитателя должны быть направлены на достижение главной цели – создание развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.

 

  • 3. Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный культурный и образованный человек. тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

Основные способы педагогического  воздействия на детей:

 

  • 1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
  • 2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
  • З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
  • 4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
  • 5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
  • 6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
  • 7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
  • 8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
  • 9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.

Диагностика уровня сформированности  некоторых привычек нравственного  поведения  

 

  • В нашем исследовании приняли участие 10 детей  средней группы ДОУ «Солнышко» с. Илек и МДОУ д/с «Родничок» с. Васильевка Курманаевского района (5 девочек и 5 мальчиков), возраст выбранных испытуемых – от 4 лет до 5 лет 1 мес.
  • В констатирующем эксперименте каждый ребенок участвовал в 2-х экспериментальных ситуациях с идентичным нравственным содержанием:
  • ситуация рассказа (5 ситуаций с выбором способа поведения);
  • наблюдение за способом поведения в реальной ситуации.
  • В эксперименте анализировался уровень сформированности у детей исследуемых нравственных норм, выяснялись психологические особенности выполнения детьми нравственных норм. Вы­яснение особенностей осуществлялось путем сравне­ния поведения детей в двух планах их взаимоотноше­ний: в ситуации рассказа (проявление познавательного ас­пекта) и в реальной жизненной ситуации (проявление нравственных мотивов поведения).

 

Диаграмма уровня сформированности  некоторых привычек нравственного  поведения

Уровень сформированности  привычек нравственного поведения

 

Норма поведения 

 

Знают норму поведения, %

 

Сформирована устойчивая  привычка поведения,%

 

Знают норму, но привычка  не сформирована, %

 

Приветствие (привычка здороваться)

 

80

 

60

 

20

 

Привычка делиться с  друзьями в игре 

 

70

 

70

 

-

 

Навык культурного поведения  за столом 

 

90

 

70

 

40

 

Привычка осознанно извиняться  за нехорошие поступки 

 

60

 

30

 

30

 

Привычка помогать взрослым  по их просьбе 

 

70

 

70

 

-

 

Оценив уровень сформированности  некоторых привычек нравственного  поведения детей в средней  группе, мы можем определить направления  групповой и индивидуальной работы  с детьми, включая ее в примерное  планирование.

Выводы

 

  • Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, т.к. в этот период в ребёнке происходит те значительные изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.
  • В наше время формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
  • для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:
  • - полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;
  • - знание «механизмов» формирования нравственности;
  • - умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать творчески и применять на практике эффективные пути и средства нравственного воспитания и т.д.

Информация о работе Воспитание привычек нравственного поведения у детей в средней группе