Воспитание привычек нравственного поведения в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумываются над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1 Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников.

1.1 Из истории изучения проблемы нравственного воспитания………………4

1.2 Сущность и механизмы формирования привычек нравственного поведения……………………………………....………………………………....6

Глава 2 Методика нравственно воспитания и формирования культуры поведения детей дошкольного возраста.
2.1 Анализ задач нравственного воспитания в современных программах дошкольного воспитания и методов их реализации ………………………….14
2.2 Методика воспитания привычек нравственного поведения у детей средней группы ………….....................................................................................20

Глава 3 Модели экспериментального исследования.

Заключение…………………………………………………………………….....31

Список использованной литературы…………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педагогика.docx

— 51.19 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»

 

Кафедра начального и дошкольного образования»

 

 

Курсовая работа на тему:

«Воспитание привычек нравственного поведения в дошкольном возрасте»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коломна,2014

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..2

 

Глава 1 Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников.

 

1.1 Из истории изучения проблемы нравственного воспитания………………4

 

1.2 Сущность  и механизмы формирования привычек  нравственного поведения……………………………………....………………………………....6

 

Глава 2 Методика нравственно воспитания и формирования культуры поведения детей дошкольного возраста.

2.1 Анализ  задач нравственного воспитания  в современных программах дошкольного  воспитания и методов их реализации  ………………………….14

2.2 Методика  воспитания привычек нравственного  поведения у детей средней  группы ………….....................................................................................20

 

Глава 3 Модели экспериментального исследования.

 

Заключение…………………………………………………………………….....31

 

Список использованной литературы…………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Проблема  нравственного воспитания в широком  смысле слова относится к числу  проблем, поставленных всем ходом  развития человечества. Любая эпоха  в соответствии со специфическими  для нее задачами социально-экономического  и культурного развития, диктует  необходимость нравственного воспитания  и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих  родителей. В них всё им мило  и дорого. Но не всегда они  задумываются над тем, что привлекательность  ребёнка не только в красоте  его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. Поэтому, тема работы очень актуальна в настоящее время.

    Исходя  из актуальности проблемы, была  поставлена следующая цель курсовой  работы: определить, каковы особенности  формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения  дошкольников.

    Далее  выделен объект исследования: процесс  нравственного воспитания детей  дошкольного возраста, и предмет  исследования: особенности формирования  нравственных представлений, поступков  и культуры поведения детей  дошкольного возраста.

    При  исследовании была выдвинута  гипотеза: предполагается, что целесообразное  и систематическое планирование  и использование нравственных  аспектов в различных видах  деятельности детей успешно повлияет  на процесс нравственного становления  личности дошкольников.

    Цель, предмет, объект и гипотеза исследования  обусловили постановку следующих  задач:

1. Выявить  сущность нравственного воспитания  и формирования культуры поведения  как педагогического процесса;

2. Раскрыть  методику нравственного воспитания  и формирования культуры поведения  детей дошкольного возраста;

    При  решении поставленных задач были  использованы следующие методы  исследования: изучение и анализ  психолого-педагогической, методической  литературы по проблеме нравственного  воспитания и формированию культуры  поведения детей дошкольного  возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

 

1.1 Из истории изучения проблемы нравственного воспитания.

 

    Вопросы  о решающей роли нравственного  воспитания в развитии и формировании  личности осознавались и ставились  в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю  Грецию, где идеальным человеком  считали того, кто прекрасен в  физическом и нравственном отношении. Так, философ – идеалист, Сократ, считал, что существуют всеобщие  и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по его мнению, должно быть не изучение природы  вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности. Платон считал, что приближение  к высшей идее блага осуществляется  главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение. Платон высказал ряд важных  мыслей о дошкольном воспитании, о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требования о воспитании через положительный пример. Аристотель, ученик Платона, был крупнейшим философом и ученым Древней Греции. В области нравственного воспитания Аристотель, выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум - таковы три источника нравственного воспитания. Много веков спустя  Я. А. Каменский в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает». [16]Разрабатывая вопросы педагогики, Иоганн Герберт на первый план выдвинул нравственное воспитание. Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове - нравственность». [5]Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен также уделяли нравственному воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие для гармонического развития личности. Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями… » [10]

    Вопросам  нравственного воспитания большое  внимание уделяют современные  педагоги и психологи. Как показали  исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений. Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

    В  настоящее время, люди стремятся  создать правовое общество с  высокой культурой отношений  между людьми, которые будут определяться  социальной справедливостью, совестью  и дисциплинированностью. Такое  общество обуславливает необходимость  нравственной воспитанности каждого. Нравственность в обществе поддерживается  силой общественного мнения, выражением  общественной оценки моральных  и аморальных поступков личности. Большое значение в нравственном  развитии личности имеет ее  собственное отношение к совершаемым  действиям и поступкам, к соблюдению  установленных в обществе моральных  требований. Надо, чтобы сама личность  стремилась быть нравственной, чтобы  она соблюдала моральные нормы  и правила в силу собственного  внутреннего влечения и глубокого  понимания их необходимости.

 

1.2 Сущность и механизмы формирования  привычек нравственного поведения.

 

    Процесс  нравственного воспитания - это совокупность  последовательных взаимодействий  воспитателя и коллектива, направленных  на достижение эффективности  и качества педагогической деятельности  и должного уровня нравственной  воспитанности личности ребенка. Психолого-педагогический обзор  литературы показывает, что относительно  детей дошкольного возраста достаточно  разносторонне разработана проблема  морального развития и воспитания  ребенка (Р.С. Буре, А.В. Запорожец, И.В. Княжева, В.К. Котырло, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Ж. Пиаже, Т.А. Репина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.). В исследованиях по изучаемой проблеме рассматриваются вопросы, касающиеся моральных представлений, знаний и суждений; морального поведения; моральных чувств дошкольников.

    Ж. Пиаже был одним из первых, кто подверг глубокому и детальному  изучению моральные представления, знания и суждения детей (т.е. моральное  сознание). Он установил, что в  процессе развития моральное  сознание детей проходит две  стадии: 1) объективной морали, 2) субъективной  морали. Именно для детей дошкольного  возраста типична и характерна  объективная мораль. Под объективной  моралью Ж. Пиаже отмечал такую  мораль, когда ребенок считает  безнравственным тот поступок, который  имеет наиболее серьезные объективные  последствия и совсем не обращает  внимания на мотивы и намерения, скрывающиеся за поступком. Ж. Пиаже  вскрыл причины, порождающие объективную  мораль (эгоцентризм детской мысли  ребенка; интеллектуальное принуждение  взрослого) и особо подчеркнул  их следствие – возникновение  у детей внешних представлений  о правилах и нормах. В дальнейшем  нравственные представления, знания  и суждения дошкольника изучались  уже в сопоставлении с моральным  поведением и выделяются особенности, свойственные детям дошкольного  возраста: в развитии моральные  представления «опережают» моральное  поведение; у дошкольника наблюдается  явное расхождение между вербальным  и реальным поведением; наличие  моральных представлений является  необходимым, но не решающим фактором  и условием в соблюдении нравственных норм, а решающее значение отводится способности ребенка условно разграничивать позиции объекта и субъекта и выступать в каждой из них. В исследованиях А.В. Запорожец, В.В. Зеньковского, В.К. Котырло, А.Д. Кошелевой, И.В. Княжевой, Я.З. Неверович, Т.А. Репиной, В. Штерн  достаточно широко рассматривается проблема моральных чувств ребенка. Учеными подчеркивается, что моральные чувства дети выражают и проявляют во внимании к нуждам и интересам другого, в способности считаться с положением другого, выражать сочувствие к чужим бедам и радостям. Ими отмечается, что эмоциональная сфера занимает на протяжении дошкольного детства центральное место; моральная активность имеет эмоциональный характер; эмоции и чувства доминируют над разумом и являются пусковыми в поведении. Таким образом, в центре внимания проблемы морального развития и воспитания детей дошкольного возраста оказываются следующие вопросы: психологические механизмы становления и развития моральных чувств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности морального развития дошкольника; педагогические условия и средства, способствующие формированию поступков нравственного поведения у детей.

    Сегодня  достоверно известно, что нравственное  воспитание эффективно осуществляется  только как целостный процесс  педагогической, соответствующей нормам  общечеловеческой морали, организации  всей жизни ребенка с учетом  их возрастных и индивидуальных  особенностей. Результатом целостного  процесса является формирование  нравственно цельной личности  в единстве ее сознания, нравственных  чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного  поведения [1].

    Основополагающей  базовой категорией нравственного  воспитания, по мнению Б.Т. Лихачева, является понятие нравственного  чувства – постоянного эмоционального  ощущения, переживания, реальных нравственных  отношений и взаимодействий. Нормы  морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению ребенком [6]. Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитие нравственного сознания предполагает знание моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства нравственного сознания - активный процесс отражения ребенка своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.

    Нравственные  чувства, сознание и мышление  являются основой и стимулом  проявления нравственной воли. Вне  нравственной воли и действенно  практического отношения к миру  не существует реальной нравственности  личности. Нравственное поведение  личности имеет следующую последовательность:

1.жизненная  ситуация 

2.переживание 

3.осмысление  ситуации и мотивов 

4. выбор и  принятие решения 

5. стимул 

6. поступок.

    Дети  часто не склонны к глубокому  осмыслению ситуации, что приводит  их случайным решениям. Выбор, поведения  осуществляется ими под влиянием  психологии толпы, случайных внешних  воздействий, массовых увлечений, импульсивных  стимулов. Неустойчивость мотивов  обуславливается силой действия  сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка  возможности сделать сознательный  выбор и реализовать волевое  действие. Смысл воспитания у  детей свободной нравственной воли в том, чтобы научить их владеть собой, помочь обрести внутреннюю свободу, решимость непреклонного действия в соответствии с нравственным чувством и убеждением, утверждения в отношениях с людьми моральных норм. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Воспитание помогает ребенку прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием ,поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением.

Информация о работе Воспитание привычек нравственного поведения в дошкольном возрасте