Воспитание педагогической культуры родителей посредством использования форм и методов общения педагога с родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 01:11, курсовая работа

Краткое описание

В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, который требует к себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и работе творческого коллектива, эффективность работы которого во многом зависит от педагогического такта воспитателя.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………... 2
Раздел 1. Анализ форм и методов работы педагога с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для воспитания педагогической культуры родителей…………………………………………………………………………………..
1.1. История проблемы педагогической культуры родителей......................7
1.2. Понятие и сущность педагогической культуры родителей………………….11
1.3. Современные исследования по проблеме воспитания педагогической культуры родителей в ДОУ…………………………………………………………………………..15
Раздел 2. Воспитание педагогической культуры родителей посредством использования форм и методов общения педагога с родителями…………
2.1. Выявление уровня педагогической культуры родителей…………………….24
2.2. Повышение уровня педагогической культуры родителей путем……….. взаимодействия ДОУ с семьей…………………………………………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 63.12 Кб (Скачать файл)

В 60 – 70-е годы XX века большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. В различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой были рассмотрены недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания. Данное исследование показало, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому так важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. Приведенный анализ подтверждает необходимость сотрудничества детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.

В 70-е годы под руководством Т. А. Марковой - заместителя директора по научной работе НИИ дошкольного воспитания АПН СССР - организуется лаборатория семейного воспитания. Выявлялись типичные трудности, которые испытывают родители, наиболее существенные факторы, которые влияют на формирование нравственных качеств у ребенка в семье (Д. Д. Бакиева, С. М. Гарбей, Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, М. И. Иззатова, В. М. Иванова, Н. А. Стародубова). Таким образом, авторами-специалистами были сделаны попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения ряда задач нравственного воспитания.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, который считал, что «сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры».

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Так, в Законе РФ "Об образовании" говорится, что "государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье". В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования.

В конце 90-х – начале 2000 года меняется позиция родителей: они становятся активными участниками процесса воспитания детей. «…Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия» [16].

Итак, педагогика начала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью, как на  социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого нужно бороться. Глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества, поэтому более правильным считалось общественное воспитание, а не семейное. Следовательно, семья должна играть подчиненную роль по отношению к дошкольному учреждению. В 60 - 70-е годы XX в. годы большое внимание уделяется сочетанию общественного и семейного воспитания. Исследования 70 - 80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов. В 90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.

     

       1.2. Понятие и сущность педагогической культуры родителей.

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» культура определяется как исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [19].

 В «Философском словаре»  культура рассматривается как  совокупность материальных и  духовных ценностей, созданных и  создаваемых человечеством в  процессе общественно-исторической  практики и характеризующих исторически  достигнутую ступень в развитии  общества[29].

Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но, выступая как всеобщее явление, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности.

Передача культуры от поколения к поколению включает освоение накопленного человечеством опыта. Следует отметить, что культурная преемственность осуществляется не автоматически: необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности.

Преобразования, происходящие в системе образования, его демократизация, вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Что же представляет собой педагогическая культура в современном её значении?

В словаре «Семейное воспитание» педагогическая культура родителей определяется как составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье [24].

Педагоги Зверева О.Л. и Кротова Т.В. определяют педагогическую культуру родителей как «сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам» [6].

Семья, как направляющая сила и образец для подражания, играет ни с чем несравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Семья – социальный микромир, который отражает в себе всю совокупность общественных отношений к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям, природе и животным. Семья – первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях. В семье ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процессе семейного воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.

Семья – единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому следует говорить не об утрате влияния семьи на ребёнка, а об утрате монопольного влияния: семья начинает разделять свою функцию с другими институтами. Ведь здоровая семья тысячью невидимых нитей связана со множеством других коллективов: трудовым, школой, детским садом, клубами, внешкольными учреждениями, различными обществами, с другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее её жизнь, тем крепче сама семья и прочнее её положение в общей системе общественных отношений. И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным и общественным воспитанием, тем значительнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса.

Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что прямая функция семьи как социального института это обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.

Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.

Обучение родителей - это деятельность общественных структур и институтов с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей в семье; шире сказать, по формированию педагогической культуры населения [3]. Цель педагогического просвещения родителей заключается в том, чтобы наделить отцов и матерей определенным минимумом знаний, оказать им помощь в организации самообразования, формировать воспитательные навыки и умения. Обучение родителей осуществляется в обществе разными институтами: школой, средствами массовой информации, специальными службами.

Содержание педагогической культуры имеет следующие аспекты: знания по психологии, физиологии детей, медицине, праву; знания и умения педагогические, приемы общения, программы и методики воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности в воспитании, их педагогические убеждения. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую,  а это рано или поздно обязательно сказывается и на развитии ребёнка, и на уровне его воспитанности.

Необходимо заметить, что формирование педагогической культуры родителей начинается с детства. Это происходит за счёт усвоения детьми уроков, даваемых взрослыми, подражания им; воздействия учителей и воспитателей, усвоения используемых ими педагогических приёмов, манеры общения; общения с другими детьми. Продолжается формирование этого качества в собственной деятельности родителей по воспитанию детей, а также в процессе их самообразования и самовоспитания. Доказано, что отношение взрослого человека к людям вообще и детям в частности, во многом определяется тем, насколько ласковой, «тёплой» была его мать, сколько любви сам он получил в раннем детстве. Ребёнок, наблюдая за родителями, очень рано подсознательно усваивает и многие приёмы педагогического воздействия, а, став взрослым, использует их в воспитании собственных детей.

Исследования показывают, что большая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуют моделям поведения своих родителей, перекладывают воспитание на детский сад, школу, не знают, что и как надо правильно делать для воспитания детей в семье.

Исходя из того, что в настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности,  необходимо повышать педагогическую культуру родителей.

 

1.3. Современные исследования по проблеме воспитания

        педагогической культуры родителей  в ДОУ

В настоящее время многие педагоги занимаются исследованиями по проблеме воспитания педагогической культуры родителей.

Интересен опыт исследования сотрудничества педагогов и родителей в Англии. Так, Дженни Лешли исследовала участие родителей в воспитании детей дошкольного и раннего школьного возраста. Г. Паг и Б. Тайзард посвятили ряд работ подключению родителей к деятельности яслей и начальных школ. На основе этих исследований выделено пять главных, подходов к сотрудничеству:

            «Детские трудности рассматриваются как семейные, которые нельзя рассматривать в отрыве от проблем семьи. Без убежденности других членов семьи в необходимости перемен вероятные причины таких проблем не будут устранены».

            «Профессионалы реально оценивают свои возможности и на основе ряда экспериментов по привлечению родителей к обучению ребенка дома приходят к мнению, что родители не только не мешают и не препятствуют работе, а наоборот, могут способствовать успехам своих детей. При этом не обязательно видеть в родителях «часть проблемы» — скорее, они способны стать «частью» ее решения: родители могут овладеть новыми навыками, руководствуясь активным желанием помочь своим детям».

      Еще один аргумент в пользу сотрудничества: права родителей на информированность и обращение в дошкольное учреждение за советами, с тем чтобы эффективнее влиять на жизнь своих детей.

«Родители считают себя умелыми взрослыми». [ 12 ]

Педагоги Зверева О. Л. и Кротова Т. В. считают, что в работе педагога с родителями ДОУ очень важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д. [6]

Семья и детский сад дают ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поэтому педагогическому коллективу необходимо быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон, увидеть в разных ситуациях, и помочь в понимании его индивидуальных особенностей, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.

Солодянкина О. В. уверена, что «для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща и объединить усилия для достижения эффективных результатов» [26].

Информация о работе Воспитание педагогической культуры родителей посредством использования форм и методов общения педагога с родителями