Воспитание патриотизма за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 07:44, реферат

Краткое описание

Патриотическое воспитание – это формирование патриотического сознания (знаний, взглядов, убеждений, суждений, оценок, идеалов), морально-волевых черт характера (намерения, установки, мотивация, решения) и ориентированного поведения (действия и поступки, навыки и привычки) граждан РФ. Для того, чтобы яснее увидеть проблемные вопросы государственно-патриотического воспитания во всех сферах жизни нашего общества, которые изложены в Государственной Программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005гг." и пути их решения, нужно детально рассмотреть исторический опыт России, а также решение аналогичных вопросов в истории и современной геополитике развитых зарубежных стран.

Вложенные файлы: 1 файл

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ЗА РУБЕЖОМ.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ЗА РУБЕЖОМ

Патриотическое воспитание – это формирование патриотического сознания (знаний, взглядов, убеждений, суждений, оценок, идеалов), морально-волевых черт характера (намерения, установки, мотивация, решения) и ориентированного поведения (действия и поступки, навыки и привычки) граждан РФ. Для того, чтобы яснее увидеть проблемные вопросы государственно-патриотического воспитания во всех сферах жизни нашего общества, которые изложены в Государственной Программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005гг." и пути их решения, нужно детально рассмотреть исторический опыт России, а также решение аналогичных вопросов в истории и современной геополитике развитых зарубежных стран.

В качестве примера можно взять состояние патриотического воспитания в США, а конкретнее – в их вооруженных силах. Это не будет противоречить общим положениям государственной политики в этой области, так как армия в любом случае - это часть общества.

Анализ теории и практики подготовки американских военнослужащих показывает, что термин "воспитание" в вооруженных силах США, как правило, не употребляется. Более того, в американской армии нет четких граней в разделении понятий "воспитание" и "обучение".

То, что мы понимаем под "патриотическим воспитанием", военные теоретики США чаще всего обозначают такими категориями, как "политическое образование", "формирование морального духа" и т.д. Это подтверждает мысль о том, что этот процесс в армии США, видимо, целесообразно рассматривать не как "процесс воздействия..." (это слишком узко), а как целенаправленную, преднамеренную деятельность государственных и общественных организаций, институтов вооруженных сил, командиров (начальников), их помощников по работе с личным составом по формированию и развитию личности военнослужащего как гражданина-патриота своей страны, воина-профессионала и побуждению его к самосовершенствованию.

Важным условием воспитательного процесса личного состава армии США является наиболее полное совпадение (!) интересов:

  1. США как государства;
  2. Вооруженных сил США;
  3. непосредственно каждого военнослужащего США в надежной национальной безопасности своего государства.

Забота о патриотических качествах личного состава возведена в ранг государственной политики. В речи перед военными президент США Д.Буш отметил: "Люди сражаются и выигрывают войны. Военнослужащие США - это самые преданные своему народу и Родине, образованные и заинтересованные в успехе дела военнослужащие во всех странах и во все времена..." (Из выступления президента США Д.Буша в академии ВВС 30 мая 1991 года).

Важнейшей задачей является воспитание национально-государственного самосознания, гордости за принадлежность к вооруженным силам США - "оплоту демократии во всем мире", лояльности к правительству страны и ее президенту. Например, адмирал Д.Кэлсо подчеркнул эту мысль следующим образом: "На флот продолжают приходить молодые моряки, которые должны быть подготовлены к любым вариантам развития событий и в случае военного конфликта должны наилучшим образом выполнить любой приказ президента".

Система патриотического воспитания личного состава вооруженных сил США представляет собой диалектическое единство следующих ее структурных элементов: а) главной цели воспитания; б) ее субъекта; в) объекта воспитания; г) основных направлений воспитания военнослужащих; д) форм воспитательной работы; е) ее методов; ж) средств воспитания.

Разумеется, ведущим системообразующим фактором является главная цель воспитания. По существу она пронизывает все элементы этой системы, придавая ей целостность и автономность. Представляется, что главная цель воспитания заключается в том, чтобы сформировать и развить личность американского военнослужащего как гражданина-патриота США и как воина-профессионала, постоянно стремящегося к самосовершенствованию.

Соответствующий главной цели прагматико-логический подход к решению этих задач дает командному составу относительную свободу в выборе и принятии альтернативных решений, форм, методов и средств воспитания. Например, на борту авианосца "Теодор Рузвельт" можно увидеть плакат: "Офицеры и команда гордятся своим кораблем и стремятся показать его с наилучшей стороны. Извините, если наши чувства гордости слишком заметны. Мы ничего не можем изменить. Это великолепный корабль, названный в честь великого американца. Заверяем вас, что мы исполняем свои обязанности лучше, чем можем отдыхать".

Анализ сущности, главной цели воспитания, его субъекта и объекта способствует более глубокому уяснению его содержания. В нем выделяются следующие направления: а) воспитание у военнослужащих ВС США патриотизма; б) формирование и развитие у них высоких военно-профессиональных качеств; в) формирование и развитие у личного состава положительной мотивации к воинской службе; г) морально-этическое воспитание военнослужащих; д) воспитание у них пленоустойчивости; е) организация здорового образа жизни военнослужащих; ж) физическое воспитание личного состава и др.

К основным формам воспитательной работы патриотической направленности в вооруженных силах США относятся: а) еженедельные групповые занятия по программам: "Командной информации", "Морального наследства и человеческого самосовершенствования", "Равных возможностей"; б) религиозные мероприятия ("Час капеллана", богослужения, индивидуальные пасторские беседы и т.д.); в) встречи с представителями НАТО, "Вечера боевой дружбы"; г) празднование дня вооруженных сил США; д) соревнования за право называться "Лучшим солдатом" месяца (квартала, года) и др.

Следует подчеркнуть, что важнейшей формой воспитания патриотизма американских военнослужащих являются занятия по программе "Командная информация". Характерная особенность: их предписано проводить лично командиру подразделения. Кроме того, на этих занятиях обязательно присутствие всего личного состава, включая офицеров. Они проводятся со всеми категориями военнослужащих в форме свободного обмена мнениями не реже 1 раза в неделю по 1 часу. Их основные темы: "Долг, честь, страна", "Вооруженные силы на службе нации" и др.

К занятиям по программе "Моральное наследство и человеческое самоусовершенствование", помимо командиров частей и подразделений, привлекаются военные капелланы. В месяц выделяется 7 часов, в том числе одно занятие в течение часа, на котором разбираются модели поведения военнослужащих в различных ситуациях и регионах мира, что в конечном итоге направлено на формирование в сознании каждого солдата аксиомы "Я – американец", а 6 часов - для собеседований по другим вопросам. Анализ показывает, что главной формой воспитательной работы в американской армии является индивидуальная работа. Данные свидетельствуют, что около 75% времени капеллана уходит на личное общение с военнослужащими.

Целью программы "Равные возможности" является ослабление противоречий в вооруженных силах на национальной, расовой почве, а также по признаку пола и происхождения. Руководителям занятий по этой программе рекомендуется "осуждать открытую дискриминацию тех или иных категорий военнослужащих, пренебрежительные клички, оскорбительные анекдоты на расовые и национальные темы; воспитывать у командиров всех степеней чувство "справедливого отношения к своим подчиненным независимо от расы, вероисповедания, цвета кожи, пола или национальности; популяризировать вклад представителей различных национальных меньшинств в вооруженные силы США", а также формировать уверенность в том, что независимо от расы, национальности, религиозной принадлежности, положения в армии (обществе) военнослужащий будет защищен своим государством и т.д.

В процессе воспитательной работы в вооруженных силах США используются самые разнообразные методы: убеждение, внушение, пример, моральное и материальное стимулирование, принуждение. При этом тщательно учитываются рекомендации западных психологов (Эрика Берна, Аллана Пиза, Фредерика Перлза, Курта Левина и др.) по технологии эффективного общения с людьми.

В системе подготовки личного состава американской армии важную роль играют средства воспитания: гражданская и военная печать; различные учреждения министерства обороны (музеи, клубы, библиотеки, кафе и т.д.); художественная, военно-историческая и мемуарная литература; методические разработки, справочники, плакаты. В целом система воспитания характеризуется высокой развитостью ее материальной базы. Только в вооруженных силах США имеется 1850 периодических изданий, разовый тираж которых превышает 12 млн. экземпляров, что составляет около 4 единиц печатной продукции на каждого американского военнослужащего (в связи с проведением операции по факту событий 11 сентября 2001г. эти показатели увеличились на 12,7%).

Главным субъектом патриотического воспитания военнослужащих в американских вооруженных силах выступает командир. Как отмечается в наставлении 360-81, в своей повседневной деятельности он обязан организовать и проводить работу по выработке у подчиненных следующих качеств: "Ответственности как гражданина США, личной преданности и решимости сражаться за американские ценности и идеалы, верности воинскому долгу, пониманию каждым военнослужащим принципов американской демократии и свободы, сущности военной политики государства, роли и предназначения вооруженных сил как защитника американского образа жизни, а также свободы и демократии в странах свободного мира".

В американских вооруженных силах у командиров нет "заместительского корпуса" по работе с личным составом. Более того, в их структуре традиционно отсутствует единый орган, отвечающий за воспитание военнослужащих. Эта прерогатива полностью принадлежит командиру, который в работе с личным составом опирается на специальный аппарат, состоящий из трех основных служб: по связи с общественностью, по личному составу и тылу, военных священников. Характерная деталь: с одной стороны, все эти и другие службы действуют параллельно, а с другой - исключительно согласованно, гибко и эффективно.

Это достигается умелым руководящим воздействием командира, который в зависимости от обстановки и задач формирует ближайшие и перспективные направления деятельности каждой службы, а также осуществляет контроль за качеством воспитательной работы с личным составом. Этому командира учат в военных колледжах и академиях и в процессе его практической работы в войсках. Поэтому в его стиле деятельности, как правило, отсутствует пренебрежение "службами человека" при принятии управленческих решений. Более того, как свидетельствует практика, командир, не умеющий эффективно их использовать, практически не может рассчитывать на дальнейшее продвижение по службе.

Как уже отмечалось, капелланы традиционно играют исключительно важную роль в системе патриотического воспитания военнослужащих. Не случайно генерал Д.Эйзенхауэр заявлял, что хороший военный священник стоит больше, чем вес его самого в золоте.

В уставах американских вооруженных сил отсутствует четкое определение обязанностей капеллана. Причиной этого является сам характер его работы. По мнению военных теоретиков США, в обязанности капеллана входит "все и вся", то есть он выполняет свои задачи во всех сферах жизнедеятельности воинского коллектива. Вот только некоторый их перечень: систематическое доведение до сознания каждого военнослужащего, что при исполнении служебных обязанностей он является представителем США как государства; оказание помощи военнослужащим в удовлетворении их духовных потребностей; проведение регулярных богослужений; поддержание сплоченности и морального духа среди личного состава; разрешение конфликтных ситуаций; информирование командира о настроениях его подчиненных; предотвращение самоубийств, профилактика алкоголизма и наркомании; посещение больных и раненых; забота о семьях военнослужащих и т.п.

Важнейшим направлением формирования морального духа американских военнослужащих является воспитание у них патриотизма. Оно включает в себя следующие элементы:

  • воспитание у личного состава чувства гордости за свою страну и ее вооруженные силы;
  • формирование у военнослужащих приверженности в справедливости и исключительности социально-экономических устоев в США;
  • воспитание личного состава на истории и традициях вооруженных сил;
  • формирование у солдат и офицеров корпоративного духа;
  • широкое рекламирование воинской службы.

В последнее время, особенно в связи с успешным проведением американскими вооруженными силами операций в Югославии и "Буря в пустыне", плановыми результатами антитеррористической операции в Афганистане патриотизм выдвинулся на одно из ведущих мест в мотивационной сфере военнослужащих. Более 95% опрошенных горды тем, что "служат интересам Америки" в вооруженных силах. Разумеется, такой результат достигается ценой немалых усилий. Например, только на рекламу армейской жизни в совокупном исчислении на каждого рекрута расходуется около 4 тысяч долларов. Особое значение в вооруженных силах США придается воспитанию у военнослужащих "полкового духа". Каждое объединение и соединение американской армии имеет условный знак. Он носится на рукаве повседневного обмундирования. В ряде частей и соединений заведены различные талисманы (животные, птицы, отдельные предметы). Вокруг них распространяется поверье, будто бы лучшим талисманом считается живой орел. Его вынос перед строем является самым торжественным моментом любого парада. Все это свидетельствует о хорошо продуманной системе воспитания патриотизма в вооруженных силах США.

Одним из ведущих направлений воспитательной работы в американских вооруженных силах является морально-этическое воспитание военнослужащих, которое характеризуется следующими особенностями. Во-первых, оно носит ярко выраженную религиозную направленность. Морально-этическое воспитание личного состава осуществляется на таких всеобщих принципах религии, как: а) не причиняй людям боли тем, от чего тебе больно самому; б) не делай для других того, что ты сам ненавидишь; в) делай для людей то, что сделал бы для самого себя, и др.

Во-вторых, морально-этическое воспитание военнослужащих основывается на фундаментальных общечеловеческих морально-этических ценностях с учетом специфики военной профессии, таких, как честь, честность, мужество, самоотверженность, верность воинскому долгу и др. Эти ценности закреплены в военной присяге, Этическом кодексе вооруженных сил США и других нормативных документах.

Информация о работе Воспитание патриотизма за рубежом