Воспитание одаренных детей в Росии и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить сущность, закономерности и особенности развития одаренных детей в России и за рубежом.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОСТИ 6
1.1. Понятия «способности», «задатки», «одаренность» 6
1.2. Виды одаренности 8
1.3. Психологические особенности одаренных детей 18
Выводы по I главе 21
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22
2.1. Проведение исследования по выявлению общего уровня развития детей в школе 22
2.2. Современные подходы к обучению и развитию одаренных детей 24
2.3. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми 30
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 84.78 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОСТИ 6

1.1.  Понятия «способности», «задатки», «одаренность» 6

1.2. Виды  одаренности 8

1.3. Психологические особенности одаренных детей 18

Выводы по I главе 21

ГЛАВА II.  ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22

2.1. Проведение исследования по выявлению общего уровня развития детей в школе 22

2.2. Современные подходы к обучению и развитию одаренных детей 24

2.3. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми 30

Заключение 34

Список литературы 36

Приложение 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.

Сухомлинский В.А. [15]

Наше время – это  время перемен. Сейчас в России нужны  люди,  способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. А  кто  если  не те люди,  которые  имели  хорошую  успеваемость  в  школе,  высокий  уровень интеллекта, были более активны, поможет в этом. Перечисленные  характеристики – это характеристики одаренных людей, одаренных детей, школьников.

Среди множества направлений  совершенствования системы российского  образования едва ли не самое важное – ранее выявление, обучение и  развитие одаренных и талантливых  детей. Именно одаренные и талантливые  дети – потенциал общества, именно они обеспечат интенсивное развитие общества.

Исследования и практика показывают, что развитие таланта  может быть задержано, а иногда и  загублено на любом этапе развития.

Актуальность нашего исследования связана с тем, что на сегодняшний день проблемами образования являются как проблемы выявления одаренных, способных, талантливых детей (на сегодняшний день выявляется 1 из 5 одаренных детей), так и проблемы создания условий их обучения, воспитания и развития. В Национальной образовательной Доктрине, в Законе об образовании, Федеральной программе «Одаренные дети» это направление педагогической деятельности признано одним из приоритетных.

Необходима специальная  психолого-педагогическая помощь и  поддержка в развитии талантливой  личности.

Проблема нашего исследования связана с разрешением актуального вопроса современной науки об изучении одаренных детей, как в нашей стране, так и за рубежом.

Цель исследования: изучить сущность, закономерности и особенности развития одаренных детей в России и за рубежом.

Учитывая название темы, объектом нашей работы являются школьники.  Предметом работы – особенности воспитания и обучения одаренных детей.

Исходя из цели, объекта  и предмета исследования нами были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
  2. дать определение понятию «одаренность», «одаренные дети»;
  3. выявить основные признаки одаренности детей;
  4. исследовать наиболее современные подходы к обучению одаренных детей, как в России, так и зарубежом.

Методами исследования являются: теоретический анализ работ отечественных педагогов, таких как Юркевич В. С., Шумакова Н. Б., Попова Л.В. и зарубежных психологов и педагогов, таких как Ховард Гарднер, К. Тейлор, Р. Стернберг и др.;  обработка данных и  их систематизация в ходе исследования информации.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в этой работе можно понять различия между понятиями «задатки», «способности» и «одаренность», а также узнать признаки одаренности

Практической  значимостью является то, с помощью каких методов и образовательных структур ведется обучение одаренных детей и какие подходы составляют основы подготовки  педагога к обучению одаренных детей.

Структура курсовой работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, практической части, заключения, приложения и библиографического списка.

Во введении дано обоснование  проблеме исследования, ее актуальность, определены цели и задачи, объект и  предмет исследования, определены теоретическая  и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретические основы одаренности» мы определяем сущность понятия «одаренность».   

Во второй главе исследован практический опыт применения подходов к обучению одаренных детей и  приведен опыт работы учителей с одаренными детьми.

В заключении обобщена полученная информация, на основе которой сделаны  выводы, дана оценка значимости методам  обучения одаренных детей.

В списке литературы отображен  перечень книг и журналов, использованных при подготовке работы.

В приложении приведены примеры  тестов по диагностике одаренности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОСТИ

    1. 1. Понятия «способности», «задатки», «одаренность»

 

В нашей стране педагогика детской одаренности начала оформляться  как наука в конце XIX – начале XX в. В. П. Вахтеров, А. Н. Острогорский,   А. П. Модестов, В. М. Экземплярский и другие специалисты разрабатывали научные и практические основы диагностики, поддержки, учебных и развивающих программ для одаренных детей. [4]

Но следует начать с  самого главного: понятия способности. Педагогический словарь дает нам  следующее определение – это  индивидуально-психологические особенности  человека, являющиеся условием успешного  выполнения той или иной продуктивной деятельности; способности развиваются  на основе задатков человека. [5]

Одним словом, способности  это способы выполнения какой-то деятельности. Не отдельные приемы, а глобальные, фундаментальные способы. Чьи способы лучше, у того и  выше способности. Одни решают задачу путем переборов вариантов, а  другие ищут и находят оптимальный  способ.

Становится ясно, что от природы способностей не может существовать – способы нужно каждому человеку вырабатывать, прежде всего в деятельности. Быстрее или медленнее они  вырабатываются, все зависит от человека. Здесь уже проявляются природные  особенности, т. е. задатки.

Задатки – это такие  природные возможности, которые  могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. Чаще всего большая часть из них  так и остается «погребенной в  психике», и никто не подозревает  на что был способен этот человек, если бы развивали его способности. [18]

Краткий педагогический словарь  дает нам следующее определение  понятию «задатки» -  наследственно  обусловленные анатомо-физиологические особенности человека, являющиеся индивидуальной предпосылкой формирования и развития способностей. [4]

Из вышесказанного можно  сделать вывод, что способности  формируются при правильном развитии задатков человека. Человек может  прожить всю жизнь и не подозревать  о тех возможностях, которые в  него заложила природа.

Что же вкладывается в понятие  «одаренность»?

 Под одаренностью ребенка мы понимаем более высокую, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Одаренность как системное образование личности является координатором, регулятором, стимулятором творческой деятельности, способствует нахождению таких решений, которые дают возможность ребенку лучше приспосабливаться к миру, окружению, другим людям, самому себе. Одаренность — это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей ребенка адаптироваться к жизни.

Известный  специалист  в  области детской  одаренности                       Н.  С.  Лейтес,  классифицируя  разные  педагогические подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых в  социально- педагогической практике обычно  и  принято  именовать  одаренными:

1) с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

2) с признаками специальной умственной одаренности, например, к математике или языкам;

3) проявляющие яркую познавательную активность, отличающиеся оригинальностью психического склада, незаурядными умственными способностями. Это случай потенциальной творческой одаренности. Таким образом, можно говорить об общей, специальной и творческой видах одаренности детей. [13]

Словосочетанием «одаренные дети» (одаренный ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося  его,  мы  допускаем  возможность  существования особой группы детей. Эти дети уже по определению качественно  отличаются  от сверстников. Данный подход довольно уязвим и традиционно является  предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов  и  психологов,  хотя такое понимание вполне допустимо и нельзя  не  отметить,  что  оно  отражает реальное положение дел.

Среди  определений  понятия  «одаренный   ребенок»,  наиболее   удачное содержится в тексте «Рабочей концепции одаренности»: «Одаренный  ребенок  - это ребенок,  который  выделяется  яркими,  очевидными,  иногда  выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки  для таких достижений)  в  том  или  ином  виде  деятельности».  Точно   характеризуя   суть   явления,   это определение  все же оставляет неясным, о каких  именно «ярких, очевидных»  или «выдающихся  достижениях»  идет  речь. [15]

Таким  образом,  из  сказанного  выше   можно   сделать   вывод,   что однозначного понимания данных терминов  нет,  можно  лишь  принимать  мнения каждого из авторов, анализировать их и делать выводы, разделяя точку  зрения одного из них. Либо обобщать все  и  приходить  к  своему  пониманию  данных понятий.

  1. 2. Виды  одаренности

 

Одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен  профессионально подготовленными  людьми как обладающие потенциалом  к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных  программ и/или помощи, которые выходят  за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):

-  общие интеллектуальные способности;

-   конкретные академические способности;

-   творческое, или продуктивное, мышление;

-  лидерские способности;

-   художественные и исполнительские искусства;

-   психомоторные способности.

Углубленные исследования последующих  лет привели к тому, что уже  признанные виды одаренности стали  рассматриваться дифференцированно. Это проявилось в возникновении  новых концепций интеллектуальной и творческой одаренности. Одной  из получивших признание является теория множественности видов интеллекта Ховарда Гарднера.

Согласно этой теории не существует какого-то единого интеллекта: есть, по крайней мере, семь видов. Каждый из них независим от других и функционирует  как отдельная система по своим  собственным правилам. Каждый обладает особым статусом в силу своего происхождения. Например, в эволюционном развитии человечества музыкальный интеллект  является более древним, чем остальные.

Семь видов  интеллекта

К выделенным семи видам  интеллекта относятся следующие:

  1. Лингвистический интеллект — способность использовать язык для того, чтобы создавать, стимулировать поиск или передавать информацию (поэт, писатель, редактор, журналист).
  2. Музыкальный интеллект — способности исполнять, сочинять музыку или получать от нее удовольствие (музыкальный исполнитель, композитор).
  3. Логико-математический интеллект – способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами или символами, знаками и экспериментировать упорядоченным образом (математик, ученый).
  4. Пространственный интеллект — способности представлять, воспринимать объект и манипулировать им в уме, воспринимать и создавать зрительные или пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург).
  5. Телесно кинестетический интеллект — способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик).
  6. Личностный интеллект имеет две стороны, которые могут рассматриваться отдельно — это интраличностный и интерличностный интеллект. Интраличностный интеллект представляет собой способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их и использовать эту информацию в своей деятельности (например, писатель).
  7. Интерличностный интеллект есть способность замечать и понимать потребности и намерения других людей, управлять их настроениями, предвидеть поведение в разных ситуациях (политический лидер, педагог, психотерапевт).

Информация о работе Воспитание одаренных детей в Росии и за рубежом