Воспитание культуры межнационального общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить методические особенности организации воспитательной работы по воспитанию межнациональной толерантности.
Задачи:
1. Определить сущность понятий «толерантность», «культура межнационального общения».
2. Определить методы и формы работы по воспитанию культуры межнационального общения.
3. Разработать методические рекомендации по воспитанию культуры межнационального общения

Содержание

Введение
1. Понятия «толерантность», «культура межнационального
общения»
2. Методы и формы работы по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 45.65 Кб (Скачать файл)

 

ПЛАН

 

Введение

  1. Понятия «толерантность», «культура межнационального

общения»

  1. Методы и формы работы по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения

Заключение

Литература 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Россия является многонациональной  страной. Известно, что человек не может существовать вне общения  с другими людьми, а нации не могут развиваться обособленно, вне общения друг с другом. Поэтому  проблема взаимоотношений разных народов, особенно в пределах одного государства, присутствовала во все времена.

В современных условиях резко повышается актуальность и значимость национальных культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов.  Нынешняя социально - экономическая ситуация в стране характеризуется высоким динамизмом, непредсказуемостью перемен, усложнением всей общественной жизни. Проблемы воспитания, обучения особенно остро встают на переломах развития общества, поскольку связаны с резким изменением требований к человеку со стороны общества. В настоящее время при отсутствии общей культуры на фоне низкого социального уровня жизни, резкого расслоения общества по материальной обеспеченности, происходящей внутри страны, обесценивания человеческой жизни и общечеловеческих культурных ценностей, одной из самых незащищенных категорий в обществе являются дети.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение  и свобода мысли, совести и  убеждений.

Наиболее эффективным средством  предупреждения нетерпимости является воспитание уважительного отношения  к ценностям других людей, умения сопереживать, понимать мотивы поступков  людей, уметь общаться и сотрудничать с людьми иных взглядов, ориентаций, культур.

Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в  условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в  правах и обязанностях.

В этих условиях при организации  воспитательной работы крайне важно сближать интересы учащихся различных национальностей.

Все вышеизложенное свидетельствует  об актуальности темы контрольной работы «Методика воспитания толерантности  и культуры межнационального общения».

Цель:   выявить  методические особенности организации воспитательной работы по воспитанию межнациональной толерантности.

Задачи:

  1. Определить сущность понятий «толерантность», «культура межнационального общения».
  2. Определить методы и формы работы по воспитанию культуры межнационального общения.
  3. Разработать методические рекомендации по воспитанию культуры межнационального общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятия «толерантность», «культура межнационального 

общения»

Этническая толерантность  понимается как сложное установочное образование личности. Она выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. В соответствии с Декларацией принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность  определяется как ценность и норма  гражданского общества, проявляющаяся  в праве быть различными всех индивидов  гражданского общества; обеспечение  устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими  и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных  мировых культур, цивилизаций и  народов; готовности к пониманию  и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям и верованиям.

Этническая толерантность  личности проявляется в различных  критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином социально-культурном образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед  личностью проблем  не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе своего формирования. Этническая толерантность личности обнаруживается и в известном  смысле возникает в проблемно-конфликтных  ситуациях взаимодействия с представителями  других этнических групп. Этническая толерантность  личности не может изучаться изолированно от процессов этнической идентификации, так как все этнопсихологические  феномены являются гранями одного целостного явления – этнической вариативности  личности.

Категория толерантности  может быть рассмотрена с разных позиций: как этико-философское понятие, как принцип взаимоотношений  между последователями разных идеологических концепций, убеждений и верований, как метод социально-политических решений и действий и т.д. Выделяют разные формы толерантности - личная, общественная, проявляющаяся в морали, нравах, менталитете, сознании, государственная, отраженная в законодательстве, политической практике [4].

Основой толерантности является признание права на отличие. Она  проявляется в принятии другого  человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании  и принятии традиций, ценности и  культуры представителей другой национальности и веры.

В то же время толерантность  вовсе не означает безразличие к  любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно  мириться с расизмом, насилием, унижением  достоинства, ущемлением интересов  и прав человека. Нельзя мириться в  том случае, если искажаются научные  данные или сведения, экспериментально доказанные.

Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно  и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Толерантность - интегрированное  качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных  ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным  в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно  говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется  по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере. Безусловно, все эти  аспекты должны быть учтены при планировании работы, направленной на воспитание толерантности  у учащихся.

Происшедшие в России и  других странах СНГ резкие перемены в экономике и политике значительно  осложнили межнациональные отношения  населяющих их народов. Рост национального  самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований приводят в такой многонациональной стране как Российская Федерация к межэтническим и межнациональным конфликтам. В этой связи особое внимание классному руководителю необходимо обратить на воспитание терпимого отношения к представителям других наций.

Национальная толерантность  в словарях трактуется как специфическая  черта национального характера, духа народов, неотъемлемый элемент  структуры менталитета, ориентирующий  на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных  отношениях. Таким образом, межнациональная  толерантность - это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической группы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия самовыражения.

В публицистической, научной  литературе понятие «культура межнационального общения»   чаще всего соотносится  с общим понятием  - «культура  человеческого общения». Она предполагает как бы своеобразный национальный «срез». Поэтому при определении ее сущности   необходимо исходить из этой методологической посылки, дозволяющей избежать ее отождествления с самим процессом межнационального общения. В этой связи целесообразно  рассмотреть, что понимается под  межнациональным общением.

Ф.С. Бабейко рассматривает  межнациональное общение как  «обусловленную социальной потребностью активную деятельность наций и народностей  по взаимному познанию и выражению  своего отношения к национальному» [1].

З.Т. Гасанов определяет межнациональное  общение как «взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие  к разным национальным общностям  и придерживающиеся различных религиозных  взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами» [2].

Анализируемые определения  понятия межнациональное общение  не противоречат друг другу, а лишь отражают их разные стороны. Отсюда понятие  культуры межнационального общения, по нашему мнению, можно рассматривать  двояко: как предписания, правила  по которым следует действовать  всем людям в межнациональном  общении и как личную способность  адекватно воспринимать представителей других национальностей и контактировать с ними. Когда же речь идет о межнациональном  общении в конкретном коллективе, определяющее значение имеют межличностные  отношения между людьми разных национальностей. Они   находят свое  проявление в поступках людей, в их общественных отношениях. Методологическое вычленение такого подхода очень важно. Оно  позволяет понять, что человек, как  представитель определенной социальной группы, реализует и общественные отношения и личностные одновременно. Так и человек какой-либо национальности одновременно реализует два ряда отношений - между нациями в системе  общественных отношений и личностные. Именно поэтому для формирования благоприятного климата общения, в  том числе и межнационального, принципиальное значение имеет решение  социальных и национальных проблем  в обществе в целом, конкретном коллективе в частности.

Основу культуры межнационального общения составляют национальные и  общечеловеческие ценности, именно они  определяют поведение человека, позволяют  оценивать ему свои поступки, действия и, конечно, поведение людей других культур с точки зрения их определенных представлений и выбирать конструктивные способы межнационального общения.

Будучи продуктом межнационального взаимодействия, культура межнационального общения выступает критерием  гуманистического характера, определенного  уровня цивилизованности межнациональных  отношений. Ее ценности, нормы и принципы, гуманистические по своей сути и характеру, призваны регулировать межнациональное общение таким образом, чтобы люди различных национальностей могли продуктивно взаимодействовать, невзирая на существующие между ними этнокультурные различия и этнополитические противоречия, на расхождения во вкусах, идеалах и моральных оценках, в концептуальных подходах и житейских представлениях. Честь, понятие долга и ответственности, совесть, терпимость, добро, чувство товарищества, такт, справедливость, взаимопонимание, сотрудничество, гуманность, взаимное уважение — это те ценности, которые являются общими, безусловно значимыми для людей всех национальностей, рас и вероисповеданий. На этой основе культура межнационального общения выражает неприятие любых форм проявления прямого и косвенного ущемления национального достоинства, дискриминации, неравноправия, насилия на этнической почве. 

Для обобщающего определения  культуры межнационального общения  необходимо выделить её  интегральное нравственное свойство личности. Таковым, по нашему мнению, выступает невозможность  вести речь о культуре межнационального общения и не говорить о достоинстве, гордости, доброжелательности, дружелюбии, честности, взаимопонимании, взаимовыручке, ответственности и других моральных  категориях. Используя накопленный  в науке опыт, дадим определение  рассматриваемому нами понятию.

Культура межнационального общения - это интегральное качество личности, характеризующееся знаниями о культуре, традициях и обычаях  других народов; уважительным и толерантным  отношением к иным точкам зрения и  ценностям, отличных от собственных; умением  преодолевать трудности в коммуникативных  и иных формах взаимодействия с членами  различных этнических общностей  в процессе общения.

Формирование культуры межнационального общения предполагает приобретение индивидом не только объективных знаний о других народах, где не исключается антитеза «мой – другой», но в этом случае непонимание проявлений другой культуры выступает прежде всего как импульс к ее изучению, осмыслению. Кроме того, представления и знания о той или иной этнической культуре реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Другими словами, культура межнационального общения как интегральное качество личности  позволяет человеку найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а, следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся антропологическим обликом, языком, ценностями, культурой.

Информация о работе Воспитание культуры межнационального общения