Воспитание как средство, прингцип, результат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитанников, а также взаимодействии между собой самих воспитанников, являющихся полноправными субъектами, а не только объектами воспитания. Организация процесса воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей и самостоятельности в решении сложных нравственных проблем в соответствии с образцами, принятыми в обществе.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Средство воспитания
1.2. Общение как средство воспитания
1.3 Учение как средство воспитания
1.4. Труд как средство воспитания
1.5. Игра как средство воспитания
2. Процесс воспитания.
2.1. Содержание процесса воспитания
2.2. Особенности воспитательного процесса
2.3 Сложность воспитательного процесса
2.4. Воспитательный процесс, как система, и его роль в целостном
педагогическом процессе
3.Воспитание-результат воспитательных воздействий.
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание как средство.docx

— 65.67 Кб (Скачать файл)

воспитателя, управление этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам. Соответствие субъективным факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективных условиях, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания.

2.3  Сложность воспитательного процесса:

-         его результаты не так явственно  осуществимы и не так быстро

обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения;

- между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности, где

личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт,требующий корректировки;

-         воспитательный процесс очень  динамичен, подвижен и изменчив.

     Воспитательный процесс отличается:

1.     длительностью, по сути  -  длится всю жизнь. К. Гельвеций писал:

“Я продолжаю еще учиться, мое воспитание еще не закончено. Вся моя жизнь

есть, собственно говоря, лишь одно длительное воспитание.”

2.     непрерывностью. Процесс школьного воспитания  – это процесс

непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать “след” в сознании ученика, вместо того чтобы углублять его, вырабатывать устойчивые привычки;

3.     процесс комплексный. Единство целей, задач, соединения  форм и методов воспитательного процесса подчинены идее целостного формирования личности. Эта способность требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками;

4.     вариативностью (неоднородностью) и неопределенностью  результатов.

Уровень профессиональной подготовки воспитателей, их мастерство, умение

руководить процессом оказывают большое влияние на его ход и результаты.

Факторы неопределенности: большие индивидуальные различия воспитанников, их социальный опыт, отношение к воспитателю;

5.     двусторонним  характером. Идет в двух направлениях:  от воспитателя к

воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).

Управление воспитательным процессом строится главным образом на обратных связях,   т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное

воздействие.

 2.4. Воспитательный процесс, как система, и его роль в целостном

                          педагогическом процессе.                         

Процесс воспитания - сложная динамичная система. Каждый компонент этой

системы может рассматриваться как система, создавая свои компоненты.

Системный подход к анализу воспитательного процесса обязательно

предусматривает изучение взаимодействия системы со средой, т. к. любая

система не может существовать вне определенной среды, она может быть понята

только во взаимодействии.

Необходимо зафиксировать участие элементов и систем в процессе, т. е.

В непрерывном изменении во времени. Поэтому процесс воспитания

рассматривается как динамичная система, где определяется как он зарождался,

развивался и каковы пути его дальнейшего развития в будущем.

Критерии выделения и анализа систем в воспитательном процессе:

-         цель и задачи;

-         содержание воспитательного процесса;

-         условия протекания воспитательного  процесса;

-         взаимодействие воспитателей и  воспитанников;

-         методы, применяемые в воспитательном  процессе;

-         формы воспитательной деятельности;

-         этапы (стадии) развития процесса  во времени и мн. др.

По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет

совокупности задач, на решение которых направлен процесс. В условиях

современной отечественной школы процесс воспитания направлен на:

-         целостное воспитание личности  с учетом цели всестороннего

гармонического развития личности;

-         формирование нравственных качеств  личности на основе

общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации,

гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития

личности;

-         приобщение школьников к общественным  ценностям в области науки,

культуры, искусства;

-         воспитание жизненной позиции, соответствующей  демократическим

преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

-         развитие склонностей, способностей  и интересов личности с учетом  ее

возможностей и желаний, а также социальных требований;

-         организацию познавательной деятельности  школьников, развивающей

индивидуальное и общественное сознание;

-         организацию личностной и социально ценной, многообразной

деятельности, стимулирующей образование, обусловленной целью воспитания

качеств личности;

-         развитие важнейшей социальной  функции личности – общение  в

изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышение социальной

напряженности.

Критерий – последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса.

В целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности растущих людей необходимо совершенствовать формы разнообразной деятельности как в системе официально созданных детских, подростковых и юношеских организаций, так и в неформальных объединениях. Важное место здесь принадлежит физической культуре, тем более, что в структуре потребностей и интересов детей и подростков занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест.

Для понимания возможности изменения поведения человека, что и представляет из себя воспитание, необходимо представлять, чем оно регулируется, каким образом происходит этот процесс. Существует несколько концептуальных теорий, объясняющих происхождение, формирование и изменение личности и ее поведения под влиянием воспитания. В качестве научной базы для таких теорий выступают психологическая теория развития личности, социальная психология, возрастная психология.

В социально-когнитивной теории А. Бандуры акцент сделан на формировании навыков на основе наблюдения за ролевыми моделями.

Есть группа теорий, предметом исследования н которых выступает характер человека. В теориях другого типа обсуждаются вопросы становления и развития интересов и потребностей ребенка. Особый класс теорий составляют те, в которых предметом рассмотрения и, соответственно, воспитания выступают черты личности.

Здесь обнаруживаются определенные вариации, зависящие от того, о каких чертах личности идет речь. Если имеются в виду так называемые базисные черты личности, возникновение и формирование которых у ребенка связывается с опытом раннего детства, то вопрос о возможности их воспитания соотносится только с данным периодом жизни. Считается, что, однажды сформировавшись, эти черты личности в дальнейшем почти не изменяются и чем старше становится ребенок, тем меньше возможностей у него остается для воспитания соответствующих личностных черт.

Реже речь идет о вторичных чертах, которые возникают и формируются позднее, а тем более — о высших чертах духовного и мировоззренческого характера, выступающих в форме моральных и социальных установок, то с их воспитанием связываются большие надежды. Утверждается, что такие черты можно воспитывать у человека в течение всей его жизни, однако для этого необходима специальная практика.

3.Воспитание-результат воспитательных воздействий.

С точки зрения социализации воспитание - целенаправленный процесс включения ребенка в общество, результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Воспитание осуществляется в основном в процессе обучения. Однако, процесс воспитания не может сводиться к усвоению определенных знаний, так как знания приобретают действенный характер только после превращения их в осознанные убеждения. Для того, чтобы эти убеждения стали действительно стойкими, применяются тренинговые технологии. Сначала у детей или подростков формируется представление о предмете, затем вырабатывается соответствующее отношение к нему и, далее, осваиваются адекватные способы поведения.

Получение знаний путем учения преимущественно определяет познавательное развитие ребенка и непосредственно соотносится с предметной, практической деятельностью. В свою очередь, общение более всего влияет на становление личности и, следовательно, связано с воспитанием, взаимодействием человека с человеком. Психологически правильное воспитание и есть продуманное, научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности.

Воспитательное воздействие человека на человека предполагает правильное восприятие и оценку друг друга людьми, вовлеченными в этот процесс. Поэтому если мы не знаем механизмы восприятия человека человеком в процессе общения, то вряд ли сможем разумно управлять воспитательным процессом через общение, предвидеть его результаты.

Развитие мотивов общения идет параллельно с развитием личности ребенка, системы его интересов и потребностей. В онтогенезе от первых месяцев жизни до окончания школы один за другим возникают виды мотивов, на основе которых выделяются разновидности общения: органические, познавательные, игровые, деловые, интимно-личностные и профессиональные.

Когда дети включаются в разнообразные игры, то поводом для общения с окружающими людьми для них становятся игровые мотивы, которые представляют собой сочетание потребности в познании и движении, а позднее - в конструировании.

Деловые мотивы общения рождаются у детей в активной игровой и бытовой деятельности, связаны с необходимостью получения помощи со стороны взрослых.

Содержанием общения, которое служит воспитательным целям, является передача от человека к человеку полезной информации. на основе которой люди могут формироваться и развиваться как личности. Эта информация включает ценности, нормы и формы поведения, оценки и представления, идеалы, цели и смысл жизни. Мера их принятия одним человеком в общении с другими людьми зависит от отношения людей друг к другу. Данные отношения, в свою очередь, определяются эталонами межличностного восприятия.

По сложившейся с тех пор и укрепившейся с годами педагогической традиции стали возводить почти в абсолют значение коллектива в воспитании личности. Теоретические положения, касающиеся его роли в воспитании, достаточно известны из курса педагогики, ее истории. В свое время В. М. Бехтерев совместно с М. В. Ланге провели серию экспериментов, в которых показали, что влияние группы, напоминающей средний реальный коллектив, на индивида не всегда и не во всем только положительное. В этих экспериментах обнаружено, что такой коллектив может подавлять особо творческую, одаренную личность, невольно препятствуя ее развитию, не принимая и из-за непонимания, зависти и нездоровых агрессивных тенденций даже активно отвергая ее творения.

Информация о работе Воспитание как средство, прингцип, результат