Воспитание здорового образа жизни как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 12:18, контрольная работа

Краткое описание

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Содержание

Введение…………………………………………………..
1.Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление……………………………………………………………
2. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей и взрослых………………………………………
3. Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни…………………………………………
Заключение……………………………………………….
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ЗОЖ Соц.Пед.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Военно-технический университет

 

Кафедра «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин».

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по  дисциплине:

 

Содержание  и   методика педагогической деятельности в системе  социальной работы.

 

по Теме: «Воспитание здорового образа жизни как социально-педагогическая проблема».

 

 

 

 Выполнила:  студентка 5 курса

                                                            Группы Сз-19  Тарарова М.Г.

                                                 Проверил: преподаватель

                                                      Шуринова Вероника Викторовна

 

 

 

Балашиха 2013 г.

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………..

 

1.Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление……………………………………………………………

2.  Условия,  необходимые для формирования здорового образа жизни у детей и взрослых………………………………………

 3. Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни…………………………………………

 

Заключение……………………………………………….

Список  литературы………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

Многие люди не соблюдают  самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Поскольку здоровье населения республики – высшая национальная ценность, то и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.

Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного  существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

Достойным существование  человека на земле помогает сделать  здоровье, духовное и физическое, которое  является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и  общественным. Нельзя рассматривать здоровье как отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия».

Для ребенка  быть здоровым значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.

Здоровый образ  жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность школы в целом и социального педагога в частности по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

 

1. Здоровый  образ жизни как социально-педагогическое  явление.

 

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %,то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Образ жизни  – тип жизнедеятельности людей  обусловленный особенностями общественно-экономической  формации. Основными параметрами  образа жизни являются труд (учеба  для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.

Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

Понятие здоровья отражает качество приспособления организма  к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

В настоящее  время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

2. Физическое  здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое  здоровье – состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.

4. Нравственное  здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Признаками здоровья являются:

- Специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

- Показатели роста и развития;

- Функциональное состояние и резервные возможности организма;

- Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

- Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Наиболее полно  взаимосвязь между образом жизни  и здоровьем выражается в понятии  здоровый образ жизни; это понятие  положено в основу валеологии. Ученые С.П. Боткин, П.Ф. Лесгафт заложили основы современной нам валеологии.

 Здоровый  образ жизни объединяет все,  что способствует выполнению  человеком профессиональных, общественных  и бытовых функций в оптимальных  для здоровья условиях и выражает  ориентированность деятельности  личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Б.Н.Чумаков  охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями».

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.

Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

 

 

 

 

 

 

 

2.  Условия,  необходимые для формирования здорового образа жизни у детей и взрослых.

Здоровый образ  жизни формируется всеми сторонами  и проявлениями общества, связан с  личностно-мотивационным воплощением  индивидом своих социальных, психологических  и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

По современным  представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

- Отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

- Оптимальный двигательный режим;

- Рациональное питание;

- Закаливание;

- Личная гигиена;

- Положительные эмоции.

Сложившаяся на сегодняшний день система школьного  образования не формирует должной  мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство  людей знают, что курить, пить и  употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.

Изложенное  позволяет сделать вывод, о том, что “знания” взрослых людей о  здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье

Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактика.

Семья в наше время не является в наше время местом формирования и укрепления здоровья ребенка. У многих родителей не хватает для этого ни знаний, ни опыта. Но семья не должна устраняться от решения столь важной проблемы. Поэтому одной из задач системы образования наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни школьников, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с учащимися является информационно-просветительская и воспитательная работа с их родителями.

Воспитанию  хороших, здоровых привычек у подрастающего  поколения будут способствовать возвращение детей в красоту  слова и благородство поступка, воспитание культуры внутреннего мира ребенка, положительный пример взрослых, создание условий для разумного досуга.

Воспитание  волевых качеств характера, просвещение, знание правовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жизненным  ценностям, формирование интереса к  творческой, познавательной деятельности, создание условий для социального  и профессионального самоопределения, профилактические меры – все это помогает формировать потребность в здоровом образе жизни.

Отсутствие  у ребят элементарных знаний о  том, как стать здоровым, сохранить  и укрепить свое здоровье – это  вина родителей и педагогов. Здравоохранительное образование должно помочь людям узнать все о сущности здоровья человека. О том, что укрепляет и ослабляет его, об умении сохранить его самим человеком.

Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества, подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье – это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.

Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактическими. Профилактика (в переводе с греческого – предохранительный, предупредительный) – это целый комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы обеспечить высокий уровень здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний (например, предупреждение развития вредных привычек), создание лучших условий для труда, быта, отдыха .

Информация о работе Воспитание здорового образа жизни как социально-педагогическая проблема