Воспитание в современном cузе. Его необходимость и уязвимые стороны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:43, реферат

Краткое описание

Требования, предъявляемые в настоящее время к человеку как члену гражданского общества, нашли отражение в основополагающих документах, определяющих стратегию развития российского образования. В современном российском обществе, в результате сложившейся неблагоприятной социальной среды, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства молодых россиян, резко возрастает роль учителя-воспитателя как носителя национальных и общечеловеческих ценностей, образца поведения, обладающего высокой культурой, сознательностью, ответственного за свою жизнь и будущее страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Воспитание в совренном cузе. Характеристика и значение………..4
Необходимость улучшения воспитательного процесса и его уязвимые стороны……………………………………………………………..…7
Заключение………………………………………………………………14
Список использованых источников……………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание в современном сузе.docx

— 37.31 Кб (Скачать файл)

 Необычайную актуальность  сегодня приобретают вечные проблемы  гуманизма, духовности и нравственности. Все здравомыслящие люди понимают, что вузы должны не только  давать узкоспециальную подготовку, но и содействовать формированию  высококультурной, гуманной и нравственной  личности, развивать гражданские  качества и учить цивилизованным  нормам общения, умению жить  в быстро меняющемся мире в  духе согласия и толерантности,  развивать способности освоения  новой информации и технологий, поддержания конкурентоспособности  на рынке труда. Только социально  зрелая, духовно развитая личность  характеризуется глубиной профессиональных  знаний и широтой гуманитарной  подготовки, культурным кругозором  и богатством чувств.   

 Общечеловеческие нормы морали, культивирование нравственности и интеллигентности как меры воспитания должны стать приоритетами в формировании и развитии такой личности, ибо сегодня, по утверждению академика Д.С. Лихачёва, социальный долг человека - быть интеллигентным, а это предполагает бескорыстное служение своему народу, абсолютный приоритет истины, уважение к мнению оппонентов, непримиримость к социальной несправедливости и другие нравственные ценности. [5]  

"Быть человеком в  человеческом обществе, - писал Герцен, - вовсе не тяжкая обязанность,  а просто развитие внутренней  потребности...". И именно педагогам  предстоит развить основную потребность  наших студентов - быть настоящими людьми.

По общему мнению, система  советского образования фактически уничтожена, хотя она была если и  не лучшей в мире, то одной из лучших. Для своего времени она давала возможность получить фундаментальные  знания и развивала широкий кругозор. Советская школа была хороша для  своего времени. Нам же требовалось  взять от неё лучшее и двигаться  вперёд. Однако ситуация развивалась  совсем по другой траектории.

Если в развитых странах (Эти  страны развиты совсем в другую сторону. Образование у них убито гораздо раньше, чем в России. – Д.Б.) расходы на образование постоянно увеличиваются и составляют в процентах от ВВП, например, в Скандинавии – 7,6-8%, то в России они сокращаются и ныне находятся на уровне Турции, где эта величина равна 3,5%. В 70-е годы по числу студентов на 10 тысяч человек населения Россия занимала второе место в мире. Сейчас по этому показателю (179 студентов) нас обогнали Канада (299), Австрия (227), Бельгия (224), Финляндия (220), Испания (187) и некоторые государства Латинской Америки. В Советском Союзе было 900 высших учебных заведений, к 2009 году их осталось 600. В планах Министерства образования и науки уменьшить это число до 200.

Продолжение «реформ» ознаменовалось переводом высшего образования  в стране на частную основу, заменой  государственного финансирования образования  платным обучением, которое ныне охватывает уже более половины студентов. При этом сокращение бюджетных мест, по заверению чиновников Министерства образования и науки, будет продолжаться.

Такая ситуация говорит о серьёзных  просчётах в работе системы воспитания и образования подрастающего  поколения.

В истории России не раз были периоды, когда накопленный социальный опыт, культура несли колоссальные потери. Это сопровождалось серьёзным сокращением  населения в результате внутренних и внешних войн, целенаправленного  геноцида населения страны, других факторов. Общий кризис сопровождался  потерей возможностей молодёжи благополучно развиваться, лишал их опыта и  знаний предыдущих поколений.

Катастрофические изменения в  системе образования в России за последние два десятка лет  не позволяют надеяться, что она  сама в состоянии решить стоящие  перед ней проблемы. Прежде всего, это связано с тем, что преподавательская  среда достигла высокого уровня конформизма  и не желает меняться в соответствии с требованием времени.

Речь не идёт о внедряемых иностранных  формах и методиках обучения –  это отдельный разговор. Речь идёт о коренных причинах, почему школа  не способна к принципиальной самокритике. Дело в том, что в этой системе  декларируется, но фактически изъят  нравственный стержень образования, когда  студент не просто получает какую-то сумму информации, а идя по пути к знанию, обогащается нравственно.

Мониторинг состояния гражданского общества в современной России позволяет  увидеть достаточно большое количество инициатив, связанных с осмыслением  проблем воспитания и просвещения  подрастающего поколения, что выражается в организации тематических круглых  столов, конференций, издании сборников  и отдельных статей.

Очевидно, что молодёжь – объект пристального внимания большинства  политических сил и даже лоббистских  организаций. Их прагматизм сводит работу с молодёжью к подкупу, к заманиванию  морковкой, например, обещанием карьерных  повышений и т.п. Не имея ясных  перспектив и достаточных социальных гарантий от государства, молодые люди бросаются во все тяжкие, что само по себе свойственно их возрасту, но приводит к серьёзным социальным и личностным рискам, когда на властный олимп резво взбираются преимущественно  те, кто в выборе средств не стеснялся.

Взращиваемая таким образом псевдоэлита только обостряет существующую общественную дисгармонию.

Те общественные организации, которые  ставят заботу о воспитании и просвещении  молодёжи на одно из первых мест, желая  отстоять возможность развития своих  детей, несомненно, делают важное для  общества дело. Но отдельных усилий недостаточно. Поэтому назрела необходимость  создания социальной сети, включающей элементы государственного и гражданского секторов для целенаправленного  воздействия на воспитательно-образовательную  среду с целью исправления  перекосов в нём в пользу полноценного развития подрастающего поколения.

Что способно кардинальным образом  изменить ситуацию?

Прежде всего, это может быть организация масштабной просветительской деятельности усилиями многих подготовленных квалифицированных педагоговпо ключевым направлениям воспитания образования молодёжи...[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Особое место в жизни и работе современного учебного заведения занимает воспитательная работа.

Целеполагание воспитания - ввести молодого человека в мир культуры; личность, благодаря активной деятельности человеческого сознания, осмысливает  предлагаемые культурой ценности, смыслы, знания, вырабатывает собственное отношение, приобретая независимость, неповторимость, субъектность.  

 Воспитание в период обучения в сузе - существенный этап социализации личности. В это время человек в целом завершает выработку своей жизненной позиции, определяет отношение к миру и собственной жизни в этом мире, переходит к осознанному саморазвитию и самовоспитанию. К сожалению, для молодежи все более характерным становится негативное отношение к действительности, отсутствие готовности к профессиональному и жизненному выбору. Сегодня в нашем обществе разрушаются привычные устои и нравственные ориентиры, совершается жестокое испытание духовных сил человека. Поэтому одной из важнейших задач становится организация воспитательного процесса, способствующего формированию у личности чувств гражданственности, патриотизма, высокой культуры, уважения к историческому прошлому. Это обусловливает необходимость усиления воспитательной работы с молодежью, повышения ее эффективности, в особенности за счет оптимизации системы кураторского психолого-педагогического сопровождения.

 

 

 

 

 

 

Список использованых  источников

  1. Ахметова Г.К.; Исаева З.А. Педагогика: учебник для магистратуры университетов.-Алматы: Қазақ университеті, 2006.-328 с.
  2. Бурлакова-Топоркова М.В., Столяренко Л.Д. Педагогика и психология высшей школы.- Ростов Н/Д.: Феникс, 2002.
  3. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: Учеб.-методич.пособие -Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004.-120с.
  4. Викулина, М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование пути реализации: учеб. пособие / М.А. Викулина Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2004. -296 с.
  5. Пионова Р.С.Педагогика высшей школы.- Минск: Вышэйшая школа, 2005.
  6. Сорокин Г.М. Проблемы вузовского воспитания студентов.- М.: Недра, 2002.
  7. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе.- М., 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Воспитание в современном cузе. Его необходимость и уязвимые стороны